Фальшивый скелет «Левиафана»

29 Январь 2015 792
Кадр из фильма «Левиафан».
Кадр из фильма «Левиафан».

Россия готовится встретить знаковое медиа-событие: в феврале в широкий прокат выйдет уже покоривший Европу фильм «Левиафан» - первый в истории постсоветской России удостоенный американской премии «Золотой глобус», выдвинутый на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и на премию Британской киноакадемии.

Золотой дождь

Североамериканская премьера «Левиафана» состоялась 10 сентября прошлого года в рамках международного кинофестиваля в Торонто, в самой престижной программе фестиваля «Мастера». Кроме того, «Левиафан» был успешно показан в программе кинофестиваля в Теллуриде (Колорадо, США), который принято считать первой витриной грядущего сезона оскаровских наград. Мировая премьера фильма «Левиафан» состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где картина была удостоена награды «За лучший сценарий». Кроме того, фильм уже получил несколько наград европейских кинофестивалей, в частности Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в Сербии, в Паличе.
28 сентября решением Российского оскаровского комитета «Левиафан» был выдвинут Россией на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Председатель КПРФ Геннадий Зюганов назвал «Левиафан» фильмом с антинациональным характером, член Общественной палаты РФ Сергей Марков посчитал, что фильм Звягинцева идеологически обосновывает геноцид русского народа.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков признался, что фильм не смотрел, но с негативными оценками не согласился. Он отметил, что «Левиафан» стал самым известным российским фильмом за границей, и пообещал болеть за него в гонке за «Оскаром». «Единственное, что я хотел бы как зритель, чтобы его сначала показали у нас в стране, а потом где-нибудь ещё», - сказал Песков журналистам на церемонии вручения национальной кинопремии «Золотой орёл», где Звягинцев получил приз «За лучшую режиссуру».

Библейская легенда, европейская философия и американский сварщик

Официально фильм - киноинтерпретация истории библейского персонажа Иова, поданная в условиях современной России (место действия - городок на берегу Баренцева моря). Даже название взято из Книги Иова: Левиафан - мифологическое чудовище. Английский философ Томас Гобсс (1588-1679) в своём трактате «Левиафан» использовал имя и образ библейского чудовища, принижающего человека, для описания могущественного государства («смертного Бога»).
На деле же прототипом главного героя стал американский сварщик из маленького городка Грэнби. «Одна знакомая рассказала мне историю о человеке, который жил в Колорадо и который взбунтовался против одной могущественной компании, - признавался сам Звягинцев. - Мы перенесли эту историю в Россию».
Сама по себе история не слишком широко известна, в том числе и благодаря сдержанности самых свободных на свете американских СМИ, но действительно достойна экранизации. В Интернете даже десятилетие спустя можно найти страницы почитателей героя, столь же мало известных массовому потребителю медиа-продукта, как и он сам.
Фильм Звягинцева (вольно или невольно) - это попытка лишить мёртвого героя посмертной славы, превратить его из победителя в побеждённого, уничтожив таким образом опасный символ. Почему же это так необходимо и что же на самом деле такого важного произошло в Грэнби, штат Колорадо?

Его назвали Киллдозером

Марвин Джон Химейер (Marvin John Heemeyer, 1951- 2004) - американский сварщик, владелец мастерской по ремонту автомобилей в маленьком городке Грэнби, штат Колорадо, с населением около 2300 человек. Он стал единственным из горожан, кто отказался уступить свой земельный участок начавшему расширяться цементному заводу «Mountain Park». Упрямцу перекрыли все коммуникации и подъездные пути к участку, на него «наехали» налоговая, пожарная инспекции, санэпиднадзор. Во время отъезда на похороны отца Марвину отключили свет и воду и даже опечатали мастерскую. Он оплатил штрафы и сборы, приложив к квитанциям краткую записку: «Трусы». А 4 июня 2004 года в 14.30 Химейер выехал из гаража в накрытом тяжёлым бронеколпаком бульдозере. На создание бронированного монстра, обшитого двенадцатимиллиметровыми стальными листами, проложенными сантиметровым слоем цемента, по одной версии, ушло около двух месяцев, по другой - около полутора лет. Марвин оснастил его телекамерами с выводом изображения на мониторы внутри кабины, снабдил камеры системами очистки объективов на случай ослепления их пылью и мусором. Запасся продовольствием, водой, боеприпасами для трёх винтовок и противогазом. Тяжёлый броневой короб бульдозера не имел дверей и люков - Химейер опустил его на шасси с помощью крана с дистанционным управлением, заперев себя внутри. Он не собирался остаться в живых.
Менее чем за два часа одинокий мститель снёс весь цементный завод, офис газовой компании, здания банка, городской администрации, пожарной охраны, товарного склада, редакции местной газеты, а также несколько жилых домов, принадлежавших мэру и членам городского совета и городской публичной библиотеки. Полиции, спецназу и местным егерям не удалось его остановить - газ, три взрыва и более 200 пуль, выпущенных по Киллдозеру, практически не причинили ему вреда. Властям пришлось эвакуировать полторы тысячи жителей и перекрыть все дороги, включая ведущее в Денвер федеральное шоссе №40.
Губернатор Колорадо оценил ущерб в 7 миллионов долларов. При этом от рук Химейера не пострадал ни один человек: несмотря на то, что в 11 из 13 разрушенных зданий находились люди, он сумел никого не задавить, а ответный огонь вёл поверх голов полицейских. Когда бронированный монстр застрял в обломках универмага, Марвин застрелился. Его тело смогли достать лишь через полсуток.
Впоследствии пострадавшие получили страховку, а завод продал отхваченную территорию, отказавшись от первоначальных планов расширения. Такова реальная история Марвина Джона Химейера, настоящего героя-одиночки, о котором писали куда меньше, чем, к примеру, о гламурном наци-террористе Андерсе Брейвике, который стал звездой, убив незнакомых ему безоружных людей.

Ничего личного - маркетинг

В творческой переработке, благодаря умелому продюсированию Александра Роднянского и режиссёрскому таланту Андрея Звягинцева, эта история приобрела благопристойный для западного зрителя вид, достойный престижных премий.
Библейский Левиафан - метафора, как и отсылки к библейской истории Иова, а речь в фильме идёт о государственной машине, унижающей природу человека и лишающей его свободы. История, которая, по словам создателя фильма, «могла произойти где угодно», была обязана произойти именно в России и ни в коем случае не в США, хотя, возьмись кто-либо за экранизацию «Киллдозера», сварщик из Колорадо мог бы показаться российскому зрителю даже более «своим», чем выдуманный создателями «Левиа­фана» соотечественник. Но экранизировать настоящую историю Химейера не возьмется никто. Потому что за это не наградят и не заплатят. Тут дело вовсе не в политике, как утверждают либералы. Инвалютный «Левиафан» опасен для Кремля не более, чем реальный Химейер - для Белого дома.
Причина в том, что современный русский герой в экспортном варианте не имеет права победить даже ценой своей жизни (как, например, Марвин Джон Химейер). Это не прихоть создателей фильма. С точки зрения базовых принципов правящей международной демократии и «свободы слова» он обязан быть алкашом и терпилой. Не спешите обвинять создателей фильма в русофобии, они просто живут и зарабатывают как могут. А для кого снимался фильм, понять нетрудно - хотя бы сопоставив даты выхода на экраны в США, Европе и в нашей стране, оплатившей издержки творческого поиска.
Вполне вероятно, впрочем, что фильм очень хорош. Он ведь делался на экспорт, с учётом вкусов европейского зрителя и взыскательного жюри.
Но я не собираюсь его смотреть.

Марвин Джон Химейер: «Иногда разумные мужчины должны делать неразумные вещи».

Александр Роднянский и Андрей Звягинцев.

Последний бой Марвина.

Николай ФИЛИППОВ.