Константин Бахарев: Делаем всё возможное, чтобы минимизировать социальные издержки

26 Январь 2015 725
Константин Бахарев.
Константин Бахарев. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Законом о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации установлен срок переходного периода интеграции Крыма в правовое поле РФ до 1 января 2015 года. Однако в некоторых сферах сроки адаптации нашей республики к нормам, установленным российским законодательством, продлены по договорённости крымских и федеральных властей. Как это отразится на жизни крымчан? Какие новшества в правовом регулировании ждут нас в наступившем году? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответил первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Константин БАХАРЕВ.

- Константин Михайлович, в комментарии для нашей газеты в октябре прошлого года вы заявляли о необходимости продления переходного периода. Получила ли эта позиция поддержку в Москве?

- Защита интересов крымчан для нас важнее победных реляций о выполнении и перевыполнении графика интеграции к тому или иному формальному сроку.
С первых дней пребывания Крыма в составе России мы понимали, что решить все проблемы переходного периода за девять месяцев нереально, внимательно отслеживали, как идёт процесс интеграции в той или иной сфере, чтобы заранее видеть, где мы успеваем завершить его к концу 2014 года, а где требуется откорректировать сроки. При этом в каждом конкретном случае согласовывали наши предложения по продлению переходного периода с федеральными властями.

- Можете выделить направления интеграции, с которыми Крым успешно справился в прошлом году?

- В 2014 году практически полностью выполнена «дорожная карта» по переходу Крыма на действующую в Российской Федерации систему регионального государственного управления и местного самоуправления - крымскими законодателями проделана огромная работа в этом направлении. В беспрецедентно короткие сроки была принята Конституция республики и пакет законов, на основании которых состоялись первые в российском Крыму выборы в Государственный Совет и представительные органы муниципальных образований. Напомню, что проведение выборов изначально планировалось на 2015 год, но мы инициировали их перенос на 14 сентября прошлого года. В этот день крымчане голосовали вместе со всей Россией, что имело огромный политический эффект. Но главное, что по итогам этих выборов мы обеспечили абсолютную легитимность крымской власти, сформированной в российском правовом поле и в соответствии с российской избирательной системой.

- А если перейти от политики к экономике?

- Здесь мы тоже во многих случаях действовали с опережением графика. К примеру, уже с 1 июня 2014 года республика перешла на рубль в качестве единственной официальной валюты для наличных и безналичных расчётов, хотя изначально, после вхождения Крыма в состав России, планировалось одновременное использование гривны и рубля до 1 января 2016 года.
Но по ряду направлений сроки переходного периода пришлось продлить. К примеру, более длительного времени требует процесс перерегистрации юридических лиц. Госсовет инициировал внесение соответствующих изменений в федеральный закон, устанавливающий срок, в течение которого юридические лица могут привести свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр. Для крестьянских (фермерских) хозяйств этот срок продлён до 1 июля 2015 года, для остальных юридических лиц -до 1 марта 2015 года. До 1 июня 2015 года продлён срок получения лицензий в сфере предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что процедура лицензирования предусматривает предоставление документов, выдачу которых в необходимых объёмах вновь созданные в Рес­публике Крым структуры пока не готовы организовать.

- А как быть с бюджетными учреждениями, скажем, в сфере образования или здравоохранения, которые тоже должны пройти процедуру лицензирования по российским нормативам?

- Учреждениям здравоохранения, в том числе санаторно-курортным, предоставлен дополнительный срок для получения лицензий - до 1 июня 2015 года. Но здесь другая причина отсрочки: их материально-техническая база не соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным федеральным законодательством. При этом отмечу, что мы добились принятия федерального закона, которым устанавливается особый порядок правового регулирования отношений в сферах охраны здоровья и обращения лекарственных средств в Крыму. Это позволило решить ряд проблем, например, с подтверждением квалификации крымских медиков и фармацевтов, имеющих украинские сертификаты специалиста, с зачётом их стажа работы до 18 марта 2014 года и т. д.
Что касается сферы образования, то здесь наиболее остро стоял вопрос условий поступления крымских выпускников в высшие учебные заведения в 2015 году. Дело в том, что они лишь год как осваивают российскую школьную программу, и их подготовка по таким предметам, как история или русский язык, существенно отличается от подготовки в российских школах. В итоге при поступлении в вузы крымчане окажутся в неравном положении по сравнению с другими гражданами России. Поэтому мы обратились в правительство РФ с предложением продлить действие льгот для крымских абитуриентов. Принято решение, что в этом году будет действовать та же схема, что и в прошлом: для крымчан единый государственный экзамен (ЕГЭ) будет добровольным, они смогут выбрать - сдавать ЕГЭ на общих основаниях или пройти вузовские тесты.

- Некоторые наши читатели возмущаются тем, что арбитражные суды не принимают документы, составленные на украинском языке. Как решить эту проблему?

- Мы тоже получали такие обращения, в связи с чем Госсовет подготовил соответствующие изменения в законодательство. До 31 декабря 2015 года при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с исковыми требованиями к кредитным организациям, разрешено подавать в качестве письменных доказательств документы на украинском языке, составленные до 18 марта 2014 года. Их заверенный перевод на русский язык не требуется.

- А что будет с украинскими товарами в крымских торговых сетях? Ходили слухи, что после 1 января их продажу запретят.

- Это не более чем слухи. В ассортименте торговых сетей присутствует значительный ряд позиций, которые маркированы согласно нормам законодательства Украины - речь идёт не только об украинских, но и о крымских товарах, выпущенных под собственными торговыми марками. Отказ от их реализации приведёт к дефициту и росту цен, поэтому по нашему предложению введение на территории Крыма требований российского законодательства к маркировке продукции отложено до 1 января 2018 года.
Ещё одна «болевая точка» в сфере торговли - розничные рынки. В Крыму функционирует более ста пятидесяти рынков различной специализации.
С 1 января 2015 года федеральным законодательством установлен запрет на их размещение во временных сооружениях. Соответствующий закон в РФ был принят ещё в 2006 году, таким образом, для российских объектов торговли переходный период составил девять лет. А у нас на перевод розничных рынков Крыма в капитальные строения было лишь девять месяцев - срок абсолютно нереальный. Поскольку их закрытие приведёт к сокращению тысяч рабочих мест, мы инициировали отсрочку действия этой нормы закона для Крыма до 1 января 2020 года.
На сегодня крымский парламент разработал шестнадцать законодательных инициатив по наиболее актуальным проблемам переходного периода. Двенадцать из них уже получили поддержку в Москве: проекты соответствующих федеральных законов одобрены Государственной Думой и Советом Федерации, подписаны президентом, обнародованы и вступили в силу. Это позволило урегулировать на законодательном уровне десятки проблемных вопросов, с которыми к нам обращались люди, обеспечить более эффективную и комфортную для крымчан адаптацию к нормам российского законодательства. Будем и впредь делать всё возможное, чтобы минимизировать её социальные издержки.

Беседовал

Алексей ЕРМОЛИН.