Огненные годы крымской степи

5 Май 2011 2029
Бойцы партизанского отряда им. Чапаева. Сверху, слева направо - начальник штаба С. Гусев, командир партизанского отряда №5 С. Тарасов, командир отряда С. Поздняков, начальник опергруппы 51-ой армии майор Ш. Чернянский, парторг отряда А. Срибник.
Бойцы партизанского отряда им. Чапаева. Сверху, слева направо - начальник штаба С. Гусев, командир партизанского отряда №5 С. Тарасов, командир отряда С. Поздняков, начальник опергруппы 51-ой армии майор Ш. Чернянский, парторг отряда А. Срибник.

О партизанском и подпольном движении в годы Великой Отечественной войны написано много книг, исторических, художественных, мемуаров, некоторые из них прекрасно экранизированы. В основном все они о действиях народных мстителей в лесах горной части полуострова. Но немногие знают, что и патриоты крымской степи активно участвовали в сопротивлении гитлеровским захватчикам.

В живых осталось трое

Ещё до прихода гитлеровцев в августе 1941 года в Ак-Шеихе (ныне посёлок Раздольное) началось формирование партизанского отряда. На северо-западное побережье из Херсонской области прибыла группа партизан во главе с председателем Скадовского райисполкома Ф. Харченко. Его назначили командиром создаваемого отряда. Начальником штаба стал директор совхоза «Монай» Н. Понедельников. Его жену зачислили в отряд медсестрой.
28 октября 1941 года постановлением Крымского обкома ВКП(б) было приято решение о создании Ак-Шеихского партизанского отряда. Сначала отряд насчитывал 27 человек. Когда партизаны вступили в леса горной части Крыма, их было уже 75, с примкнувшими к отряду добровольцами из степных сёл. Областным штабом партизанского движения, который возглавлял А. Мокроусов, Ак-Шеихскому отряду определялось расположение в четвёртом партизанском районе - в окрестностях Бахчисарая и Ялты, в устье реки Донги, в Крымском госзаповеднике.

С первых дней боёв партизаны испытывали трудности с продовольствием. Засекреченные базы с провизией были разграблены: предатели выдали их оккупантам. Над лесными мстителями нависла угроза голода. К ближайшим сёлам не пройти: дороги заблокированы карателями. Несмотря на это, Ак-Шеихский отряд героически сражался с оккупантами и их пособниками. Партизаны взрывали мосты на шоссе, ведущем от Бешуйских копей к Бахчисараю, нарушали связь, вели разведку. Первую победу в бою ак-шеихские партизаны одержали 2 ноября 1941 года, когда группа бойцов встретила на шоссе в четырёх километрах от деревни Коуш (село Шелковичное) немецкую разведку: мотоциклы, танкетку и легковую машину. 13 декабря небольшая группа партизан устроила засаду вблизи села Чаир, куда, по сообщению разведчиков, должна была прибыть немецкая карательная экспедиция.
В архивных документах есть упоминание об этом бое: «Вечером к селу подошла колонна: 8 мотоциклистов, 20 автомашин с солдатами и офицерами, танк. Силы были неравны, но партизаны решили принять бой. Они открыли огонь из автоматов и пулемётов. Были уничтожены две автомашины и около сорока солдат и офицеров противника».

Нередко партизанам приходилось нападать на вражеские гарнизоны, чтобы добыть продовольствие. В феврале 1942 года Ак-Шеихский и Ялтинский отряды в ночном бою разгромили гарнизон фашистов в деревне Биюк-Озенбаш (село Счастливое). Атака партизан завершилась полным успехом: они вернулись на свою базу без потерь, захватив у врага муку и пшеницу.

Маленькому отряду с каждым днём было всё сложнее сопротивляться врагу в одиночку. В апреле 1942 года народные мстители из Ак-Шеиха соединились с Ялтинским отрядом. И уже сводный партизанский отряд продолжал сражаться с захватчиками до полного их изгнания.

Масштабы народной борьбы были велики, огромны и её трудности, неисчислимы потери. Голод истощал физические силы партизан. Некоторые не могли даже стоять на ногах. Их отправляли на Большую землю. Но не всегда советские солдаты могли прорваться сквозь воздушный заслон немецких стервятников. Весной и летом 1942 года умерли от истощения бойцы бывшего Ак-Шеихского отряда Д. Зачёса, И. Лебеда, Л. Паниотов, М. Шостак, Е. Брежнев, Г. Глускер, Г. Кондратенко. В августе пал смертью храбрых в бою бывший командир отряда Ф. Харченко. В том же месяце умер начальник штаба
Н. Балахонов, погибла в бою его жена. Комиссар И. Понедельников был схвачен гитлеровцами, когда шёл на задание в Зуйские леса. Командир диверсионной группы П. Великанов тоже попал в руки карателей и был казнён в Бахчисарае. Смертью храбрых пали партизаны А. Татьяненко и Н. Хмара. Из двадцати семи ак-шеихских партизан в живых осталось трое - П. Дядюшкин,
И. Урсол и П. Очагов. Дядюшкин в конце 1942 года заболел, и его отправили самолётом в Сочи. После лечения он вернулся в свой отряд и стал помощником комиссара 3-й бригады Восточного соединения. В послевоенные годы работал редактором районной газеты, директором школы.

На склонах Ай-Петри в годы войны партизаны неоднократно сражались с немецко-фашистскими захватчиками. На плато горы установлен памятник с указанием имён погибших. Среди них есть и фамилии степняков из Ак-Шеиха.

Подпольщики и патриоты

Нацистские войска вторглись в Ак-Шеихский район 30 октября 1941 года. Уйти с партизанским отрядом в лес удалось не всем. Оккупанты установили «новый порядок»: за малейшую провинность налагали штрафы. Всего за два с половиной года оккупации из района было отправлено 687 жителей на работу в Германию. Братские могилы в Зимино, Березовке, Соколах, массовые расстрелы евреев в Фрайдорфском (посёлок Новосёловское), где расстреляно 320 семей... Старожилы этих сёл до сих пор вспоминают, как из глубоких колодцев на окраине деревни доносились стоны и плач сброшенных живьём женщин, детей, попавших в плен раненых красноармейцев. Всего в двадцати восьми населённых пунктах этого района фашисты уничтожили 854 человека. Люди были запуганы, за выдачу подпольщика, еврея или солдата гитлеровцы обещали награду-
5 овец и надел земли.

В условиях террора в открытой безлесной степи трудно было бороться с вооружённым до зубов врагом. Но жители района не смирились с властью оккупантов на крымской земле. В 1941 году в райцентре при молокозаводе действовала подпольная группа. Руководил ею коммунист Семён Белкин. В группу входили Николай Фоменко, переводчик немецкой комендатуры Андрей Рудель, староста Михаил Киндра. Летом 1942 года на должность заведующего Ак-Шеихской МТС прибыл Александр Михайлов. Он участвовал в обороне Севастополя, после эвакуации советских войск пробрался в Симферополь. Из столицы его направили в Ак-Шеих. Вскоре Михайлов подружился с Белкиным, получил от него необходимые сведения о состоянии работы подпольной группы и стал её руководителем. Подпольщики имели связь с партизанским движением Крыма, организовывали конспиративные квартиры, тайники для хранения оружия, а в критических ситуациях участвовали в вооружённых схватках с оккупантами. Летом 1942 года начались провалы, был расстрелян Белкин. В конце этого же года нацистами были схвачены и бесследно исчезли Рудель, Фоменко, Киндра. Их выдали пособники врага. Только Михайлову удалось пробраться в лес к партизанам, где он воевал до освобождения Крыма.

Партизанский отряд признан

Осенью 1943 года войска 4-го Украинского фронта подошли к Перекопу. На протяжении шести месяцев оперативная группа партизанского движения при военном совете 51-й армии под руководством начальника опергруппы Ш. Чернянского занималась организацией подпольной борьбы в Северном Крыму. В Ак-Шеихском районе был создан партизанский отряд им. Чапаева. Некоторые историки уже после войны пытались мифологизировать этот факт, настаивая на том, что это был не разведывательный отряд, а соединение им. Чапаева численностью не более 800 человек. По другим архивным источникам, насчитывалось 350 бойцов. Долгие годы ведутся жаркие споры по этому поводу. Историки В. Гарагуля, Г. Литвин и вовсе отрицали существование этого отряда. Причина кроется в том, что командование армии не согласовало действия партизанского отряда разведчиков. Партизанский отряд им. Чапаева был создан и месяц действовал без ведома обкома партии и Крымского штаба партизанского движения.

В Раздольненском краеведческом музее на протяжении многих лет историк, краевед Владимир Жемеров и руководитель музея Валентина Перенчук скрупулёзно собирали документы, подтверждающие существование отряда, письма связных (Б. Хаженца, Л. Шевейко) и хозяев явочных квартир (Н. Доценко, О. и Н. Ткаченко), дневниковые записи очевидцев и бойцов отряда (Г. Стальбовский, А. Срибник, С. Гусев). Найдены письма партизана Ивана Чичмы, проживавшего в посёлке Приморском Херсонской области, где подробно описаны «дерзкие рейсы рыбаков на вражескую сторону» (в оккупированный Крым. - Авт.). Через Каркинитский залив на парусной лодке из деревни Сары-Булат русский (село Портовое) доставлялись в Скадовск ценные разведданные. Так, подтверждающие архивные справки и партизанские билеты были выданы бойцам партизанского отряда им. Чапаева (Александру и Антону Ким, Валентине Брезицкой и другим) уже посмертно.

Братья Ким

Александр Петрович Ким был комиссаром партизанского отряда им. Чапаева. Его группа базировалась на Славянском молокопункте. Надёжными помощниками Александра были его брат Антон и Григорий Руденко из села Стерегущего, работники пункта А. Маслова и В. Озерова. Антон Ким был командиром диверсионной группы. Он дважды пробирался на лодке через залив, отвозил разведданные начальнику опергруппы Ш. Чернянскому. Назад возвращался с ценным грузом - оружием и боеприпасами. А на берегу прибывшие лодки встречали в условленном месте партизаны М. Гречихин, М. Корж, Г. Клименко. Февраль 44-го стал роковым для многих членов отряда. Александр Ким и Григорий Руденко были арестованы и находились в застенках жандармерии Новосёловского. Их зверски пытали, а затем вместе с другими советскими патриотами живьём сбросили в колодец.

После пребывания на учёбе при опергруппе Военного совета 51-й армии бесстрашный комсомолец, командир диверсионно-подрывной группы «Спартак» Антон Ким возвращался домой, вёз партизанам оружие и обмундирование. С ним было пять военных разведчиков. На море поднялся шторм. Из-за плохой видимости подпольщики сбились с пути. Причалили недалеко от вражеского погранпоста. Стало светать. Быстро разгрузили лодку и с тяжёлым грузом направились в ближайшую деревню - Бай-Оглы-Кипчак (село Огни). По непролазной грязи шли шесть километров. Группа, кроме командира, спряталась в селе. Уже совсем рассвело, таиться не было смысла. Антон решительно направился в дом старосты села Жарко и, пригрозив пистолетом, приказал дать лошадь и подводу. Но Жарко сумел ускакать на погранпост к немцам. Пришлось самому запрячь лошадь в телегу, сложить туда оружие и ехать по направлению к райцентру.

По вязкой дороге скрыться не было шансов. Тогда Антон решил спрятать оружие в степи, в заброшенном колодце. Немцы настигли подпольщика возле села Кукушкино. Антон подъехал к небольшой мазанке, зашёл в избу, но, увидев малолетних детей, понял, что здесь принимать бой нельзя. С автоматом выскочил во двор, открыв огонь по врагам. Встречная автоматная очередь сразила его. Нацисты устроили матери свидание с уже мёртвым сыном. Но у Екатерины Хван хватило мужества выдержать эту пытку и ответить, что это не её сын. Тело Антона ночью выкрали патриоты и похоронили в окопе.

Четырёх сыновей благословила Екатерина Хван на борьбу во имя свободы Родины. Сколько бессонных ночей провела она в годы немецкой оккупации, волнуясь за Александра и Антона, вершивших правое дело в подполье! Переживала за Андрея и Алексея, воевавших на фронте. Все они геройски погибли.

Компетентно

Владимир Гуркович, историк, старший научный сотрудник Научного центра историко-краеведческих исследований и Свода памятников Украины по АРК, лауреат госпремии Республики Крым: «Следует отличать подпольно-патриотическое и партизанское движение, а также деятельность людей, работавших на военную разведку.
В Ак-Шеихском районе, бесспорно, были подпольно-патриотические группы, которые занимались разъяснительной и контрпропагандистской работой, вели разведку. Поскольку этот район лишён лесных массивов и занимает относительно небольшую территорию, маловероятно, что здесь могло быть крупное партизанское соединение. Обычно такие соединения базируются в лесах. В данной ситуации речь идёт о подпольщиках и о тех, кто уходил в горы и соединялся с другими партизанскими группами, продолжая борьбу уже не на территории степного района. Их лучше назвать выходцами из ак-шеихской земли в партизанском движении Крыма. Мне очень хочется, чтобы историей партизанского движения и его «белыми пятнами» занимались профессионалы с благими намерениями и чистыми руками».

На фото: Григорий Руденко. Антон Ким.

Юлия ЦИСАРЬ.