Наши снова победили!

18 Сентябрь 2018 638

В Севастополе в парке живой истории «Федюхины высоты» завершился юбилейный Крымский военно-исторический фестиваль. В нём участвовали около 600 реконструкторов из Латвии, Болгарии, Украины и 35 городов России. Семь исторических площадок посетили десятки тысяч крымчан и гостей полуострова. Все единодушны - фестиваль получился зрелищным.

Гости могли увидеть, как жили наши древние предки в Херсонесе, как шла торговля на византийском рынке, какие песни пели генуэзцы на берегах солнечного полуострова. Поклонники более брутальных развлечений оценили локации, посвящённые Крымской войне, Афганской, Великой Отечественной и даже Гражданской в США. На всех площадках можно было взять в руки ружьё и выстрелить в воздух. Всем желающим отдавали гильзы после шумных выстрелов. С особым рвением дети и взрослые носили оружие времён Афганской войны, с радостью фотографировались с «индейцами» и даже улыбались «немцам». Это и понятно, «немцы» ведь были свои, российские, разве что переоделись и иногда делали суровые лица. Фотографироваться можно было со всеми, расспрашивать тоже всех. Например, можно было узнать, кто такие лирники, почему галеты называли зуболомкой и кто такие рапсоды.
А в это же время мирно текла жизнь после заключения в 1856 году Парижского мирного договора на Михайловском равелине. Эту площадку перенесли туда из-за проведения на Федюхиных высотах строительных работ по прокладке газопровода по федеральной программе. Недалеко от батареи можно было попробовать вылить свечи из воска, запечатлеть себя, любимого, в фотолаборатории английского умельца Роджера Фентона. Мастер, похожий на худого Пьера Безухова, как волшебник, показывал и рассказывал нам об амбротипии - так в начале 1850-х годов называли фотографический процесс. Стеклянную пластину он поливал специальным раствором - коллодием, подсушивал и опускал в раствор нитрата серебра на 4-5 минут. Баночка с раствором хранилась в тёмном сундуке с красным фильтром. Пластинка становилась чувствительной. Фотограф её доставал и при дневном свете помещал в кассету, затем - в камеру, открывал крышечку, раз-два-три-четыре - выдержка, дальше снова нёс её в тёмную комнату, доставал из ящичка и проявлял, потом фиксировал, промывал, получалась пластинка с изображением. Магия!
Не менее загадочными сейчас кажутся и ранние навигационные измерительные приборы в руках штурмана - подумать только, они прокладывали путь кораблю по звёздам. Чего стоят только их названия: астролябия, квадрант, секстант. При появлении облаков, закрывающих своими мягкими «сугробами» звёзды, корабль мог сбиться с курса. А вот и «записная книжка для звёзд». Смотришь и понимаешь, почему штурманов не убивали, даже когда брали в плен.
Каждый день в 12 часов в лагере союзных войск и Российской императорской армии жизнь «начиналась» с оглушительного выстрела из тяжёлого французского орудия. Дети и взрослые играли в кости на изюм, в крокет, ели овощи, сухофрукты, смотрели представления кукольного театра. Правая рука Николая Ивановича Пирогова, хирург-волонтёр из Америки, проводил операции по его методу в полевом госпитале, а будущие воины учились обращению с мушкетами в рекрутской школе. Хотите и вы познать эту науку? Приезжайте на следующий год уже в стационарный парк, в котором будут тир и музеи.

Валентина ВАСИЛЬЕВА, Оксана ПАВЛЕНКО.
Фото авторов.