Кира Муратова: Я - русскоязычный режиссёр, живущий на Украине

12 Сентябрь 2018 876

Её, поднимавшую в своих фильмах-парадоксах острые социальные темы, в которых рассуждала о границах нравственности, называли автором «неправильного кино». Критики обвиняли Киру Муратова в «чернухе», а подготовленный зритель не просто принимал каждый её фильм, а всё больше и больше влюблялся в её талант.

«Дамское рукоделие в стиле Малевича» - такое определение дала Кира Муратова своему фильму «Вечное возвращение» и призналась, что в этой картине воплотилась её давняя задумка «снять нечто эдакое». Вот и сняла - «о разнообразии однообразия и однообразии разнообразия». И поставила этой работой жирную точку в режиссёрской карьере, заявив об этом во всеуслышание.
Наша беседа состоялась в день премьеры картины с незамысловатым сюжетом - пришёл мужчина к женщине, который разыгрывается несколько раз разными актёрскими парами: Ренатой Литвиновой, Сергеем Маковецким, Олегом Табаковым, Аллой Демидовой, Георгием Делиевым.

- Если бы художник в начале своей карьеры написал «Чёрный квадрат», его бы просто растоптали, - заметила Кира Георгиевна. - Но он сделал это, будучи уже известным публике. Я тоже достаточно известна, поэтому могу себе позволить какие-то игры. То, что я сделала, - это игра. Мне надоели стереотипные сюжетные построения: Паша любит Машу, Маша любит Сашу, Саша смотрит в пространство. А в конце фильма все пристроены, устроены: или под автомобиль, или со скалы, или пристрелят ненароком. Я ничего против не имею, иногда и это замечательно сделано, и мне нравится, но хочется чего-то другого.
И обладательница «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, Ники - Московского сняла альтернативу надоевшему примитиву. Нашла точное соответствие формы содержанию. И вывела каждого актёра на неповторимый, ни на что не похожий рисунок. Для неё главное в работе с актёрами - не загонять внутрь своё, не глушить его в угоду режиссёру или продюсеру.

- Показалось, что в этом фильме для вас главное - драматургия, а не актёры, я не права?

- Правы. Это на самом деле так. Конечно, без замечательных живых актёров никакого фильма нет. Как и этого. Но главный герой его всё же монтаж и драматургия. Что собственно одно и то же. Драматургия - это монтаж слов, монтаж - драматургия кадров.

- Актёры принимают такой «расклад»? У вас никогда не бывает конфликтов с ними?

- Случаются... Они же, когда снимаются, глупеют буквально на глазах. Нина Русланова - умнейшая женщина. Но может ни с того ни с сего скандал закатить: почему партнёра снимают крупным планом, а её - нет. Попыталась объяснить: у него выразительная мимика, а у тебя пластика тела хороша. А она за своё: пытаетесь меня подальше задвинуть. Это никак не вяжется с её реальными умственными способностями.

- Не на съёмках ли «Коротких встреч» это было - дебютной картины актрисы?
Кира Георгиевна загадочно улыбнулась в ответ и заметила, что это был и её собственный режиссёрский дебют.

- Для Владимира Высоцкого главная роль в этой картине стала одной из первых. Придумав эту историю, вы сразу планировали его на роль геолога Максима, мужа вашей героини?

- Я и сама не собиралась сниматься, и о Высоцком не думала. Играть должен был Станислав Любшин, но он уехал сниматься в сериале «Щит и меч». А мой первый муж, режиссёр Александр Муратов, с самого начала уговаривал меня обратить внимание на Высоцкого. Я видела, что тот в чём-то уступает Любшину, но на геолога похож больше, вот и согласилась. Согласился и он, прочитав сценарий, несмотря на занятость в театре и на съёмках «Вертикали». Иначе и быть не могло, ведь его герой пел. Кстати, именно с «Коротких встреч» он начал петь с характерной хрипотцой.

- Как вы думаете, картину придерживали двадцать лет «на полке» из-за Высоцкого? Ведь такая участь постигла не одну ленту, в которой он играл.

- Не думаю. Чиновникам не понравилось, что моя героиня, ответственный партийный работник, любит ветреного человека, который флиртует с молоденькой девушкой. А уж как придирались к ночной рубашке, в которой я появляюсь в кадре...
Надо заметить, что Владимир Семёнович назвал роль геолога Максима одной из своих лучших. А для Нины Руслановой, сыгравшей влюблённую в женатого мужчину деревенскую девушку студенткой третьего курса Щукинского училища, роль стала триумфальной - после выхода фильма в прокат через двадцать лет получила за неё национальную премию «Ника».
Вспомнили мы с Кирой Георгиевной многое из её непростой творческой жизни. В том числе и о том, как, оказавшись под жёстким прессингом руководства Одесской киностудии в 1971 году за картину «Долгие проводы», сбежала в Ленинград, где её охотно приняли на киностудии «Ленфильм». Здесь она создала проникновенную историю «Познавая белый свет» с Ниной Руслановой и Людмилой Гурченко. О работе на «Ленфильме» она вспоминала с теплотой - здесь встретила художника Евгения Губенко, ставшего её вторым мужем и соавтором сценариев. Вспомнили многие картины, любимых её актёров, среди которых - Рената Литвинова, Олег Табаков.
Поговорив о разном, возвращались к актуальной на тот момент теме.

- В «Вечном возвращении» улавливается довольно внятная аллюзия на Ницше. Начиная с самого названия, отсылающего к известному тезису философа о бесконечной повторяемости предметов и явлений. Это из любви к метафоре?

- Из любви к искусству вообще и к кино в частности, как самому любимому виду искусства, в котором я вижу смысл своей жизни. Желание снимать во мне запрограммировано любимым педагогом Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым, у которого училась во ВГИКе. С тех пор я чувствую себя машиной, заведённым автоматом. Я только с кино могу жить, и мне только так приятно. Я думаю, это свойство вообще кинематографистов.

- Самая первая премьера «Вечного возвращения» состоялась в Риме. Как её там принимали?

- Отзывов хороших много. Очень понравилось определение одного критика, сравнившего фильм с танцем - гармоничным, лёгким. Все положительные были и у нас. Отрицательный отзыв только один - московского кинокритика Валерия Кичина. Его право.

- Мнение критиков вам важно? Не оспариваете, если вразрез с вашим?

- Мне интересно знать, что думают о моих фильмах. А вот спорить - это не моё. Считаю, что не имею на это право.
Я сделала всё, что смогла, так, как хотела. А уж как это воспринимать - дело каждого.

- Согласны ли с часто звучащим утверждением, будто вы занимаетесь исследованием исключительно тёмных сторон человеческой души?

- Нет, конечно. Я исследую разные стороны души. Ну, какие «тёмные стороны» в «Вечном возвращении»? Герои добры и внимательны друг к другу. А вообще, согласитесь, мир - это хаос. Ужасный, беспокоящий и пугающий. Искусство же всегда старалось облагородить его. Искусство всегда гармоничнее окружающей действительности, оно утешает и даёт надежду. Всегда стремлюсь к гармонии - основе искусства.

В одном из интервью последних лет у неё спросили, чувствует ли себя представителем Одессы, с которой связаны долгие годы жизни и творчества, и получили короткий ответ: «Не-а». И более пространный на вопрос - «А представителем Украины?»

- Я ничьим представителем себя не чувствую. Вообще я не член партии никакой. И не надо выяснять, какой я режиссёр - русский или украинский. Говорила и повторяю: «Я - русскоязычный режиссёр, живущий на Украине или в Украине - как кому угодно».
Все двадцать фильмов Киры Муратовой стали классикой авторского кино. Но почти у всех была трудная судьба. И она как-то призналась: «Тешу себя надеждой, что буду нравиться немногим, но всегда».
Скорее всего, так и будет.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.