«30 секунд и вода пойдёт!»

Готов ли Северо-Крымский канал спасти нас от засухи?

5 Июль 2018 1002
Рядом с Красноперекопском в канале уже вырос небольшой лес.
Рядом с Красноперекопском в канале уже вырос небольшой лес.

17 октября 1963 года на полуострове появилась «большая вода». Взрыв разорвал перемычку, которая преграждала путь такой нужной нам влаге с территории Украины. После этого в течение десятилетий строился Северо-Крымский канал. Большая вода стала толчком для развития сельского хозяйства по всему полуострову. После событий 2014 года всё изменилось. Сейчас в Северо-Крымском канале растут деревья. И когда смотришь на это, сжимается сердце.

Наше спасение

Проблема с водой на полуострове была актуальной и десятки лет назад. Крым отличается жарким летом, тёп­лой погодой весной, поэтому влага для сельских хозяйств была нужна всегда. В Советском Союзе ограничения не любили. Каждая часть огромной страны должна была бить рекорды и двигаться только вперёд. Не стал исключением и наш полуостров. Был взят курс на увеличение посевных площадей, виноградников, садов и многого другого. Для всего этого нужна была вода. Во второй половине XX века стало понятно - нам не обойтись без помощи. На полуостров решили дать днепровскую воду.
Сотни колхозов, города и посёлки ждали эту влагу. Чтобы она попала в каждый уголок Крыма, нужно было создать своеобразную искусственную реку. Ею и стал Северо-Крымский канал. Его строили в три очереди: с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. В 1997-м работы заморозили по банальной на то время причине - кончились деньги.
23 миллиона гривен не хватило на то, чтобы охватить оросительной системой весь полуостров.
Чтобы осознать ценность канала, нужно понять, как его создавали. Тысячи людей трудились над тем, чтобы в Крыму была вода. Так, строители вспоминали, что «до запуска артерии вокруг Красноперекопска кроме перекати-поля ничего не росло». Это была одна из тех строек, о которой постоянно писали газеты, в том числе и «Крымская правда»: «Строители Северо-Крымского канала в 1968 году в честь 100-летия вождя коммунистической революции берут на себя обязательства ко дню рождения В. И. Ленина «полностью закончить строительство Раздольненской и Азовской оросительных систем, а также увеличить орошаемые площади в Красноперекопском, Джанкойском и Первомайском районах. Закончить строительство магистрального Северо-Крымского канала до 372-го километра, а к концу 1970 года - до Керченского водохранилища».
Всё это удаётся сделать. По-другому в те времена не было. Дал слово - держи несмотря ни на что. Постепенно в Крыму засеваются новые поля, появляются огромные сады. Так продолжалось долгие годы. Даже в лихие 90-е, когда мало кому было дело до сельского хозяйства, канал существовал, вода шла по районам полуострова, питая, как минимум, подземные источники. В 2014 году всё изменилось.

Ни себе, ни людям

Впервые шлюзы Северо-Крымского канала были перекрыты 26 апреля 2014 года. До этого по водной артерии к нам поступало 85% от всей потребности полуострова в пресной воде. Позже Украина построила дамбу. Она перекрыла Северо-Крымский канал возле пограничного Каланчака. Как сообщали на презентации стационарной бетонной дамбы представители Херсонской облгосадминистрации, на строительство сооружения было потрачено 35 млн. гривен. Это около 75 миллионов рублей на тот момент. Такие внушительные деньги правительство соседней страны потратило на то, чтобы лишить своих же граждан, как они до сих пор утверждают, воды.
По оценкам специалистов, проблемы с водоснабжением привели к тому, что мы потеряли около 120 тысяч га орошаемых земель. Пришлось забыть о рисовых полях, которые требуют большого количества влаги. Многие хозяйства перешли на другие сорта пшеницы, ячменя, был сделан акцент на садоводство, так как ему нужно меньше воды, чем полям.
Несколько лет проблема водоснабжения остро стояла в Восточном Крыму. В некоторых сёлах жители получали ограниченное количество пресной воды. Многим приходилось мыться в море - тратить пресную воду на себя было непозволительной роскошью.
Кроме того, началось засоление подземных источников. Три подземных водозабора в Нижнегорском и Джанкойском районах были запущены в сжатые сроки. Вода из них по тому же Северо-Крымскому каналу была направлена в города и сёла. Но вскоре стало очевидно - мы не можем бесконечно брать воду из-под земли. Она засоляется, причём довольно быстро. По прогнозам некоторых экспертов, у нас есть не больше 30 лет на то, чтобы срочно предпринять меры по обеспечению полуострова пресной водой.

Бросить или восстановить?

Напомним, что длина Северо-Крымского канала составляет 402,6 километра. Часть его поросла деревьями и травой. Вода в канале появляется в Нижнегорском, Советском и Ленинском районах. Но идёт она не с Украины.
- Это когда в водохранилище качают, тогда заполняют водой, - поясняет нам Анатолий, житель села Владиславовка в Ленинском районе. - Вот сейчас качают в Феодосию, поэтому много, сами посмотрите. Если им не надо, то воды в канале по пояс максимум. Но всё равно лучше стало. Раньше у нас зимой воды не было, а теперь есть.
Николай Семёнович Пазюк, один из строителей Северо-Крымского канала, говорит о том, что даже такая частичная подача воды не спасёт это внушительное и масштабное сооружение. Он знает, что рядом с Красноперекопском в канале уже растут деревья. Причём, если бы они были плодовые, с них уже можно было собирать урожай. Но важно другое. Деревья пускают корни, пробираются под плиты и основание канала. Они медленно разрушают то, что с таким трудом создавалось всего 40-50 лет назад.
- Канал на грани того, что будет непригоден. За ним никто не смотрит. На насосных станциях стоит охрана, - поясняет Николай Пазюк. - Охраняют одно здание и всё, а системы оросительные практически заброшенные. На чеках разрывают валики, многое восстановить без скрепера уже невозможно. Никто об этом не думает. Специалистов нет.
Николай Семёнович говорит о канале с нескрываемой грустью. Он отдал ему 33 года своей жизни и видеть то, что происходит сейчас, ему больно. Также он уверен, что водозаборы - это лишь временное решение, которое в перспективе может привести к ещё большим проблемам.
- Мы же качаем с питьевых линз, это артезианская вода! - говорит специалист. - Понятно, что мы спасаем восток, но это не очень грамотно. Идут колоссальные испарения, загрязнения по пути. Если бы воду качали по трубопроводу, то это было бы другое дело.
Как нам сообщил Сергей Приймачок, директор Советского филиала ГБУ РК «Крымское управление водного хозяйства и мелиорации», оборудование и здания поддерживаются в рабочем состоянии. За территорией тоже следят, её убирают. Однако если вдруг к нам снова попадёт днепровская вода, проблем не избежать. До сих пор стоит оборудование, установленное ещё при СССР.
- Можно на старом работать, у кого много денег, а лучше новое поставить, это можно за пару месяцев сделать, - добавляет Сергей Приймачок. - Металл много где сгнил, нужно менять. Современные технологии позволят сделать это быстро.
Пока в этом необходимости, видимо, нет. Николай Пазюк рассказал «Крымской правде», что знает случаи, когда плиты на поворотах Северо-Крымского канала вывозились на спецтхенике. Местами канал повторяет судьбу взлётной полосы в Багерово - его постепенно начинают растаскивать на гаражи и заборы.
Но глава Госкомводхоза Игорь Вайль сообщил нам, что всё не так плачевно. По его словам, Северо-Крымский канал «работал, работает и будет работать ещё очень долго.
- Деревья были там всегда, даже когда была вода, - добавил глава ведомства. - Если нам дадут воду со стороны Украины, мне понадобится 30 секунд на то, чтобы отдать указание по телефону. Тут же вода будет в канале, с этим нет проблем. Мы используем все 160 километров для подачи воды в восточную часть полуострова. У нас проводятся все мероприятия для того, чтобы и сам канал, и оборудование были в рабочем состоянии.
Если глава Госкомводхоза не лукавит, волноваться не о чем. Однако слова тех, кто живёт рядом с каналом, знает каждый его километр, говорят об обратном. Терять такое глобальное сооружение страшно. Хочется верить, что труд тысяч наших родителей, бабушек и дедушек не пройдёт даром, что мы сохраним канал, и когда-нибудь по нему снова пойдёт большая вода.


Фото автора.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.