Поиск ведёт газета

Как «Крымская правда» людей соединила

9 Август 2017 1034
А. Погребова, О. Панова, М. Нечаева, В. Игнатьева, Н. Ечина, 
В. Михно (слева направо), Симферополь, 1965 год. В 1944-м здесь был пост регулировщицы. Мария Нечаева в Берлине, 1945 г.
А. Погребова, О. Панова, М. Нечаева, В. Игнатьева, Н. Ечина, В. Михно (слева направо), Симферополь, 1965 год. В 1944-м здесь был пост регулировщицы. Мария Нечаева в Берлине, 1945 г.

Это сейчас поиски людей, с которыми почему-то разлучила судьба, облегчают различные социальные сети в интернете, телевидение с его программой «Жди меня», а раньше всё было гораздо сложнее - радиопередача «Найти человека», в которой поэтесса Агния Барто помогала соединиться детям и их родным, разлучённым войной, появилась лишь в конце 1964-го. Надежда у искавших была только на неравнодушных людей и журналистов газеты. Не раз помогала в поиске и наша.

«Товарищ Василий»

Разыскать его, «дядю Васю из Крыма, из Советского Союза», в 1960 году просил чехословацкий студент Павел Салака. Прислал фотокарточку, сделанную в чехословацком селении Борованы, где он, трёхлетний, на руках у солдата Красной Армии, освобождавшего Чехословакию. «В те дни, весной 1945 года, чехи и словаки радостно встречали своих освободителей - советских воинов, и в каждом доме считали за счастье предоставить кров советскому брату, - писала наша газета, публикуя снимок, - в доме офицера армии свободной Чехословакии Салака как родного приняли советского сержанта Василия. Искренний, добродушный, он очень любил детей, и маленький Павел Салака привык к дяде Васе, так часто носившему его на руках. Шли годы. О сержанте Василии в семье Салака остались тёплые воспоминания. Сейчас Павел Салака уже студент педагогического института в Ческих Будеевицах, на юге Чехословакии. До сего времени он помнит советского друга, помнит, что этот добрый, мужественный человек родом из Крыма. Студент решил разыскать крымчанина, послал в редакцию письмо с просьбой опубликовать вместе со снимком: «возможно, что Василий вспомнит о Чехословакии и Борованы, напишет мне свой адрес, чтобы я мог с ним или его детьми переписываться».
«Крымская правда» и письмо, и снимок опубликовала. Начались поиски, долгие, ведь известно только имя, а фото - нечёткое, видно лишь, что несколько наград на гимнастёрке у солдата. Но узнал бывший сержант, выписывавший «Крымскую правду», и себя, и маленького друга, написал в газету. И началась переписка, о которой на страницах газеты рассказал фотокорреспондент Николай Бондаренко, сам фронтовик. «Май 1945 года... Последний залп по бегущим за Эльбу фашистам. Вот и войне конец. То, о чём мечтал четыре года артиллерийский разведчик Василий Кириенко, то, ради чего он прошёл от Москвы до Праги кровавой дорогой войны, сбылось. Радостно и грустно на сердце солдата. Радостно, что добыта победа, и грустно, что многие друзья, с которыми начал в ноябре 1941-го суровый путь, не увидели этого светлого дня. Раньше Василий старался поменьше думать о доме, о далёком Крыме, а в тот майский день, когда поднял на руки и приласкал маленького карапуза, чешского паренька Павлушку, взгрустнулось с особой силой».
«Помогите разыскать друга…». Спустя 15 лет эти строки написал в газету подросший карапуз, для которого слова счастье и свобода, обретённые Родиной, связаны с советским солдатом дядей Васей. «Василий Петрович Кириенко живёт в селе Пушкино Нижнегорского района, работает бригадиром-животноводом в колхозе «Россия», - писал наш коллега в 1965-м в очерке «Память сердца». - Ветеран войны, коммунист, недавно перешёл в отстающую бригаду. Только за один год удои молока на фуражную корову на ферме поднялись более чем на 700 килограммов. У Василия Петровича дружная семья. Жена Полина Степановна - звеньевая-полевод, сын Пётр - колхозный электрик, дочь Надежда - виноградарь, а младший сын Василий - ученик 6-го класса. Так Павел Салака стал тоже членом семьи Кириенко. Вот уже пять лет между семьёй Салаки и семьёй нашего земляка идёт переписка - свидетельство большой дружбы. Павел окончил педагогический институт и сейчас служит в пограничных войсках чешской армии. Скоро демобилизуется и будет преподавать в школе русский язык (это тоже память сердца!). Мать и отец Павла учительствуют в школе.
В нынешнем году годовщина освобождения Чехословакии советскими войсками совпадает с 20-летием окончания Отечественной войны, Василий Пет­рович и дочь Надя собираются в гости к семье Салаки. Время стирает в памяти события, но сердце, верное дружбе, не подвластно времени».
Уже в наши дни, благодаря базе «Память народа», созданной Министерством обороны страны, можем немного больше узнать о боевом пути Василия Кириенко. Он родился в 1910 году в селе Русский Менгермен Ичкинского (Советского) района, на фронт призван в сентяб­ре 1941-го из-под Алма-Аты. Участник обороны Москвы, награждён медалью за оборону столицы, а ещё - медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», орденами Славы III степени и Красной Звезды. «В бою за населённый пункт Клей Нимодорф всё время находился в боевых порядках пехоты, - читаем в наградном листе к ордену Красной Звезды на разведчика- наблюдателя штабной батареи 951-го артиллерийского полка 391-й стрелковой Режицкой дивизии. - Под сильным огнём противника давал точные координаты огневых точек и живой силы противника. 18 марта 1945 года товарищ Кириенко вплотную подошёл к населённому пункту, где засели немцы-автоматчики и снайпера. Лично убил немецкого офицера и до 5 солдат, а остальные разбежались, после этого пехота заняла населённый пункт».

Регулировщицы

Боевых подруг Марию Нечаеву, Валентину Михно, Александру Погребову, Надежду Ечину и Ольгу Панову «Крымская правда» помогла отыскать и Валентине Игнатьевой. Она написала в газету из Баку: «Помогите разыскать боевых подруг из батальона военной автомобильной дороги. Когда часть, в которой я служила, освободила Симферополь, на подмогу нам, регулировщицам, пришли эти девушки. Вместе мы прошли Белоруссию, Польшу. Закончили боевой путь в Берлине. Нас связала крепкая дружба. Но окончилась война, прошли годы, и мы потеряли друг друга. Неоднократные попытки разыскать не увенчались успехом. После окончания войны Мария, Александра и Надежда вернулись в родной Симферополь. Это я точно знаю. На всякий случай посылаю фотокарточку Марии Нечаевой».
Поиском занялись журналист Людмила Гращенко и фотокорреспондент Николай Бондаренко, на крохотной фотокарточке в поверженном Берлине на помосте с пятиконечными звёздами стоит девушка в солдатской гимнастёрке с флажками в руках - регулировщица. Сколько их было на фронтовых дорогах - девушек, указывающих путь фронтовым шофёрам и войскам. Но отыскали коллеги подруг Веры Даниловны - вначале Надежду Семёновну Ечину, работавшую в одном из домоуправлений Симферополя, а она уже помогла связаться с Марией Нечаевой, той самой, со снимка. Мария Ивановна вспомнила и «бедовую Веру Игнатьеву, которая воевала ещё в Сталинграде», и рассказала, что и «Шура Погребова живёт в Симферополе, и вообще в Крыму много боевых подруг».
И вот встреча, состояться которой помогла «Крымская правда». Вера Даниловна Игнатьева приехала в Крым вместе с мужем Алексеем Степановичем Козиным из Баку. Она потом рассказала нашим коллегам, что в освобождённом Симферополе в апреле 1944-го её регулировочный  пункт был на Фонтанной площади в центре города - во время встречи подруг это была уже площадь перед зданием Дома Советов - будущая площадь Ленина. «За праздничным столом собрались в квартире Марии Ивановны Нечаевой-Михно, муж её Николай Пантелеевич в прошлом танкист. Его сестра и боевая подруга регулировщица - Валентина Пантелеевна Михно-Попова - бухгалтер, Надежда Семёновна Ечина - счетовод домоуправления №2, Александра Филипповна Погребова-Виниченко - бухгалтер мехколонны №8 - все из Симферополя. Из Севастополя вместе с мужем Владимиром Фёдоровичем приехала Ольга Яковлевна Панова-Бездольная. «У каждой из бывших фронтовичек теперь семья, но, собравшись вместе, они снова почувствовали себя теми девчонками на военной дороге», смелыми, озорными, молодыми. И не смолкала их любимая песня: «Нам дороги эти позабыть нельзя…».

 

Василий Кириенко и Павлуша Салака, Чехословакия, 1945 г.

Наталья ПУПКОВА.