Владимир Константинов: Мы - не КПСС. Назад пути нет

13 Апрель 2016 429
Спикер крымского парламента - о выборах и не только.
Спикер крымского парламента - о выборах и не только. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Председатель Государственного Совета Республики Крым, секретарь Крымской организации партии «Единая Россия» Владимир Константинов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Крымской правды», почему идёт на выборы, не рассчитывая получить мандат депутата Госдумы, и как изменится состав крымской элиты в ближайшее десятилетие.

- Вы уже объяснили, что не покинете Крым ради места в Госдуме. Тем не менее механизм предварительного голосования на предстоящих выборах пока ещё не всем понятен - крымский избиратель с этой процедурой знакомится впервые. Поведёте ли вы команду республиканской организации «Единой России» после предварительного голосования на сентябрьские выборы?

- Да, обязательно! Люди должны знать, что голосуют именно за нашу команду. Иначе избиратель может сказать: «Раз там нет Аксёнова и Константинова, тогда это вообще не наше дело - хочет какой-то Иванов, Петров или Сидоров стать депутатом Госдумы, а нам-то что до этого?». Мы с Сергеем Валерьевичем с себя ответственности не снимаем, честно и открыто идём на выборы для того, чтобы подтвердить статус лидеров общественного мнения и показать избирателям, что они голосуют именно за нас и представителей нашей команды. Как спортсмен с большим стажем я знаю, что свой статус нужно постоянно подтверждать результатами. Никакие прошлые заслуги и регалии в счёт не идут. Так и в политике: мы не можем просто сидеть и гордиться прошлыми достижениями.

- Но ведь после сентябрьских выборов, чтобы остаться на своём посту, вы собираетесь передать завоёванный мандат кому-то из членов команды? Как избиратели отнесутся к тому, что голосовать будут за вас, а мандат достанется кому-то другому?

- Как я уже сказал, мы идём на выборы нашей крымской командой. Окончательный список кандидатов будет утверждён партийным съездом в июне с учётом результатов предварительного голосования 22 мая. Поэтому крымчане смогут увидеть, за кого голосуют. Процедура проста и прозрачна: если кто-то из кандидатов выбывает, его мандат достаётся следующему в списке. Никакие манипуляции тут невозможны.

- К вопросу о кадрах. Законопроект о порядке увольнения должностных лиц в связи с утратой доверия прошёл первое чтение в Госсовете и, по всей видимости, после пленарного заседания 20 апреля станет законом. Кто из чиновников рискует стать первым, к кому будет применён новый порядок увольнения?

- Речь идёт вот о чём: после принятия закона у нас впервые появится такой инструмент, который гораздо жёстче ограничит рамки поведения. Если кто-либо, к примеру, даже случайно забудет указать размер своего дохода или подать декларацию, это будет означать гарантированное увольнение. Не возможное, как раньше, а гарантированное. Соответственно важность выполнения всех правил поведения представителями власти многократно возрастает. Скажу откровенно: это очень жёсткое решение, и реализация его на практике наверняка будет болезненной.

- Но мы должны пройти этот период. Мы находимся на этапе перехода представительной власти в совершенно другое качество. Конечно, новую представительную власть мы увидим не завтра, а скорее всего уже после следующих выборов. Как это будет работать? Предположим, у человека - бизнес.
А бизнес - это постоянная динамика: что-то продаёшь, что-то покупаешь, постоянно состав активов меняется, нужно постоянно контролировать ситуацию, оперативно реагировать, принимать решения. Тому, кто идёт в представительную власть, тащить за собой весь этот караван проблем абсолютно незачем. Потому что в итоге будет страдать и бизнес, и депутатская деятельность. Раньше многие для себя рассматривали депутатство как некий статус, регалию. Но статус депутата - это, прежде всего, набор обязанностей и большая ответственность. Думаю, теперь люди бизнеса сделают для себя однозначный выбор не в пользу депутатства, и скоро мы увидим очень серьёзное размежевание бизнеса и власти. Как вы понимаете, процесс этот в основе своей добровольный - никто никого не собирается выгонять. Я уже беседовал со многими представителями бизнеса, и они настроены именно так. Уже скоро мы увидим заметное обновление представительной власти: в неё придут люди, готовые к максимальной публичности, в том числе к полному декларированию своих доходов и имущества. К этому ведь мы и стремились, разве нет? Важно только, чтобы качество власти не снизилось, потому что представители бизнеса привносили в неё динамику, деловую хватку и опыт управления. Наша задача - всё это не потерять.

- В Крыму проштрафившиеся чиновники нередко оказываются ещё и с «оранжевым» прошлым. Насколько принцип «обнуления» всего, что было до возвращения в Россию, себя оправдывает? Ведь именно таким «перекрасившимся» приспособленцам он выгоден в первую очередь?

- Уверен, что это было единственно правильное решение. Даже на федеральном уровне мне приходилось слышать мнение, что в Крыму, мол, остались «украинские кадры». Но ведь мы все были гражданами Украины, и это не пожизненное клеймо. Каждому нужно дать шанс. Другое дело, если сегодня кто-то не выполняет закон или не справляется со своими служебными обязанностями. А такие случаи есть. За это действительно нужно наказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации, никак иначе.

- Говорят, что «нас много, а закон один, вот его на всех и не хватает»… В советское время, как бы его ни критиковали, помимо государственной существовала ещё и партийная вертикаль. И, надо сказать, она работала, позволяя простым гражданам найти управу на зарвавшегося номенклатурного работника. Поскольку в современных политических условиях Крыма доминирование «Единой России» практически абсолютно, может быть, имеет смысл выстроить подобную партийную вертикаль, позволяющую контролировать моральный облик управленцев среднего и нижнего звена?

- Знаете, я помню, как рассматривали на бюро райкома случаи супружеской измены. Приглашали его, её, его новую пассию… Это, конечно, чистой воды глупость. К этому мы никогда не вернёмся. Нужно понимать, что мы не восстановим Советский Союз, не восстановим КПСС, и подражание тем порядкам сегодня невозможно в принципе. Партия - носитель определённой идеологии, исходя из которой ставит пред собой практические задачи, которые реализует с помощью тех же чиновников. И не дело партии вмешиваться в личную жизнь человека. А вот на уровне практического выполнения решений партии чиновниками случаются противоречия. Скажем, депутаты проголосовали, а потом находится чиновник, который выполнение этого решения намеренно тормозит. Вот тут мы принимаем меры, такие примеры уже есть.

- Чиновники на местах достаточно регулярно попадают в поле зрения правоохранительных органов. С одной стороны, это хорошо, потому что власть постепенно избавляется от коррупционеров. А с другой стороны, очевидно, что «чистка рядов» продлится ещё достаточно долго. И тут возникает ещё одна проблема - кем заменить?

- Безусловно, проблема есть, и она требует системного решения. Вы знаете, что мы запустили процесс формирования кадрового резерва. Кстати, здесь есть что перенять из опыта советского времени, коль уж мы о нём вспоминали. Ведь лучшей концепции подготовки кадров, чем была в Советском Союзе, до настоящего времени никто не предложил. Все политические процессы в Крыму после распада СССР происходили на кадровом запасе советской власти. На сегодня он исчерпал себя по объективным причинам: люди уходят на пенсию по возрасту. К сожалению, процесс воспроизводства управленческих кадров в постсоветское время не был налажен должным образом. Отсюда и кадровый голод, который мы сейчас испытываем. Если не воспитывать, не готовить молодых управленцев так же ответственно и серьёзно, как это делалось в СССР, но с учётом сегодняшних реалий, с применением современных технологий, откуда же им взяться? Мы начали работать с кадрами на партийном уровне. Перспектива у этой работы есть. Наши коллеги с материка даже не в полной мере себе представляют, от какого уровня коррупции мы ушли. При Украине ведь коррупцией было пропитано всё с низу до верху, это стало восприниматься как норма. Важно преодолеть перекос в сознании: наши люди зачастую не понимают, что понятия «государственный чиновник» и «богатый человек» вовсе не тождественны. Чиновник должен получать хорошую достойную зарплату, но никогда не сравнится по уровню доходов с олигархами. Тем, кто стремится стать новым Абрамовичем, нужно идти пробовать себя в бизнесе. А те, кто решил посвятить себя государственной службе, должны хорошо понимать, что это значит. Воспитывать и готовить кадры лучше смолоду. По моему личному опыту, возраст самоопределения человека - до 25 лет. Те же, кто до 25 этого не сделал, как правило, не отличаются надёжностью и не достигают высоких результатов.

- То есть примерно через десять лет у нас есть шанс увидеть в Крыму молодую команду новых эффективных управленцев, которым будет немного за тридцать?

- Да, и мы над этим работаем.

Беседовал

Николай ФИЛИППОВ.