Станислав Железкин: Театр не обслуживает, а ведёт диалог

9 Апрель 2016 433
Станислав Железкин.
Станислав Железкин. Фото автора.

В Крыму Станислав Железкин не впервые - приезжал со своим театром на фестивали и гастроли. Признался, что с удовольствием откликнулся на приглашение поставить вместе с крымскими коллегами спектакль «Карлик Нос» по сказке Вильгельма Гауфа.

- Горжусь, что имел честь в течение почти сорока лет дружить с художественным руководителем вашего театра Борисом Ивановичем Азаровым, - признался Станислав Фёдорович. - Это был мастер высочайшего класса. Приятно работать с труппой, которую он сформировал, на сцене, которая помнит его, в городе, где он верой и правдой служил искусству всей силой своего таланта.
- В чём вы, человек с огромным опытом воспитания любви к театру, что называется, с младых ногтей, видите миссию театра?
- Театр даёт понимание жизни не столько с помощью разума, сколько с помощью чувств и личных эмоций. Если театр оставляет зрителя равнодушным - это плохой театр. Зритель идёт в театр в поисках ответа на невероятно сложные вопросы: «Правильно ли я живу на этой земле? Созидатель я или разрушитель?».
- Это всё же вопросы взрослых. А если речь идёт о детской аудитории?
- Обычно детей приводят родители, бабушки или дедушки, которые обязательно должны вынести и для себя что-то из просмотра спектакля, и подсказать детишкам правильное направление мысли. Поэтому в наших спектаклях мы подводим к самым важным в жизни вопросам. Возраст зрителей Театра кукол я определяю так: от 5 до 96. Мы должны их всех затронуть эмоционально. Я не случайно сказал «от пяти». Это именно тот возраст, когда сценическое действо станет не стрессом, а удовольствием. Я знаю случай, когда после одного из спектаклей малыш в два с половиной года стал заикаться. Не зря великий Сергей Владимирович Образцов допускал на свой спектакль «Красная шапочка» детей только с 6 лет - когда увиденное станет не потрясением, а уроком.
- Театр может противостоять духовному кризису?
- Не только может, но и должен! Духовный кризис наступает, если в детстве человек не посещает театр кукол, цирк, музыкальную или художественную школы. Потому что именно там пробуждаются чувства, эмоции. Театр противостоит идеологии барыша, которая нынче правит миром. Театр напоминает: здравый смысл нации - в её духовном состоянии. Если, конечно, он не обслуживает, а ведёт диалог о жизни с детьми и взрослыми.
- В большинстве театров кукол в репертуаре непременно есть и спектакли для взрослых. Мытищинский - не исключение?
- Нет, конечно! Каждую субботу играем постановки для взрослых зрителей. Это и классика, и авангард. Билеты раскупают за месяц вперёд. Есть очень сложная драматургия. Как, например, пьеса Ионеско «Лысая певица», которую мы поставили. С успехом идёт «Вишнёвый сад» режиссёра Гродненского театра кукол Олега Жюгжды. В 2009 году этот спектакль был представлен в четырёх номинациях «Золотой маски». Любят наши зрители «Безымянную звезду» в постановке главного режиссёра Кишинёвского театра Петру Вуткэрэу. «В ожидании Синдбада» мы ставили вместе с известным московским сценаристом, писателем Михаилом Бартеневым.
Я поставил «Прощание с Матёрой» по Валентину Распутину, который никогда не ставился в театре кукол. Сложнейший материал. Вообще в год мы делаем два спектакля для детей и один для взрослых. Любим приглашать на постановки известных режиссёров - лучших в своём деле: нельзя сегодня светить лучиной при ярком солнце. С нами сотрудничают выдающиеся деятели искусства театра кукол, среди которых - народные артисты России Валерий Вольховский, Марта Цифринович, кандидат искусствоведения Ирина Уварова, лауреат национальной премии Польши Лиакадия Серафимович, обладатель национальной премии «Золотая маска», главный художник Большого театра кукол Санкт-Петербурга Александр Алексеев.
- Театр кукол - коллега школьных педагогов?
- Так должно быть. Но сегодня, к сожалению, педагогов превратили в учителей, и они перестали быть поводырями в мир познания. Поэтому роль театра возрастает неимоверно. Мы должны со сцены в доступной для каждого возраста художественной форме раскрывать содержание таких ключевых понятий, как любовь, нравственные ценности, смысл жизни.
- Сказку Гауфа вы выбрали с таких позиций?
- Выбрал не я, а руководство вашего театра из предложенного мною списка. А я с удовольствием работал над ней, потому что здесь заложено много истин, которые надо знать с раннего детства.
- Как работалось с нашими артистами?
- Вдохновенно! Нет ни одной проходной роли. Посмотрите, как трогательна, наивна гусыня - Виталия Таранова. Как правдоподобны в своём горе папа и мама - Александр Рассоха и Светлана Усанина. Как умело ведёт свои «партии» в общем «хоре» Виктор Кокуев, воплотивший сразу три образа - начальника кухни, князя и цирюльника Урбана. На каком нерве играет Карлика Носа Константин Гапонов! Что ни актёр - то яркая индивидуальность.
- Мытищи давно признаны театральным городом и потому, что здесь есть «Огниво», и благодаря придуманному вами фестивалю театров кукол. Это тоже ваша гордость?
- Гордиться некогда: работать надо, развиваться. Фестивалю нашему «Чаепитие в Мытищах» уже двенадцать лет. Статус с самого начала - международный. Уже первый форум собрал более 30 театров кукол из 15 стран ближнего и дальнего зарубежья. Многие приезжают постоянно. Мы рады, что среди них и Крымский театр кукол.

Досье

Народный артист России Станислав Фёдорович Железкин родился 13 августа 1952 года. Окончил режиссёрское отделение Ярославского театрального института. Работал актёром в театрах кукол, как режиссёр осуществил более 60 постановок в разных городах России и за рубежом. Создатель и художественный руководитель Мытищинского городского муниципального театра кукол «Огниво». Президент Российской ассоциации «Театр кукол - XXI век». Член международного совета деятелей театров кукол УНИМА, член президиума ЦДРИ. Первый лауреат Международной продюсерской премии КУКАРТ «За создание первой в России уникальной инфраструктуры театра кукол». Дипломант национальной театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Лучшая актёрская работа в театре кукол». Лауреат международных фестивалей.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.