Основной Закон республики

9 Апрель 2016 383
Константин Бахарев и Григорий Иоффе в мультимедийном пресс-центре.
Константин Бахарев и Григорий Иоффе в мультимедийном пресс-центре. Фото автора.

Принятие крымским парламентом Конституции Республики Крым 11 апреля 2014 года стало важной вехой на пути интеграции нового субъекта в правовое пространство Российской Федерации. О том, как два года назад проходила работа над этим историческим документом, рассказали журналистам первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Константин Бахарев и председатель Общественной палаты Республики Крым Григорий Иоффе.

Крымская автономия в составе унитарной Украины была, по выражению Григория Иоффе, «костью в горле» официального Киева, который последовательно урезал полномочия региона. Конституция АРК 1998 года при утверждении в Киеве одним росчерком пера по настоянию «депутата с зоологической фамилией» была поставлена ниже любого закона Украины. Предложения крымчан, основанные на опыте европейских регионов - Баварии, Шотландии, Каталонии, в Киеве демонстративно игнорировали. В состав созданной по распоряжению президента Януковича Конституционной ассамблеи во главе с живой квинтэссенцией украинского национального характера Леонидом Кравчуком представителей Крыма не включили вовсе. Затем стало известно, что в проекте новой украинской Конституции отсутствует и сама 9-я глава «Автономная Республика Крым».
Григорий Иоффе рассказал, что во время работы на полуострове входившей в состав Конституционной ассамблеи аппаратно-экспертной комиссии выяснилось, что предложения крымчан по возвращению в текст 9-й главы и придании крымскому парламенту права законодательной инициативы членами комиссии могут быть учтены. За взятку.
- Озвучивалась некая сумма, которую где-то здесь в Крыму нужно было найти, для того чтобы эта комиссия экспертная могла посоветовать Кравчуку и всем остальным, как нужно правильно делать Конституцию, - сообщил журналистам Григорий Иоффе.
Совсем иначе проходил конституционный процесс в условиях российского региона.
- Референдум 16 марта - единственный случай в истории, когда крымчане сами определили свою судьбу. Результаты референдума нужно было имплементировать. И с этой точки зрения мы не могли медлить с принятием Конституции, хотя в те дни приходилось заниматься огромным количеством вопросов одномоментно. Но принятие Конституции Республики Крым - субъекта Российской Федерации было важнейшим из них. Потому что Конституция - это каркас, на который нанизывается всё законодательство, которое к тому моменту нам только предстояло начать формировать, - подчеркнул Константин Бахарев.
Конституционную комиссию в составе более 30 человек - экспертов в области права, политологии и общественных дисциплин - возглавил тогдашний первый вице-спикер Григорий Иоффе, заместителем председателя комиссии стал Константин Бахарев. По его словам, работа шла днём и ночью с небольшим перерывом на сон, а последняя правка в текст Основного Закона вносилась уже в сессионном зале.
Несмотря на предельно сжатые сроки и скорость работы, комиссией учитывались предложения граждан и общественных организаций. Одним из таких предложений в частности было введение в Крыму трёх государственных языков. Был учтён конституционный опыт российских регионов, при этом, по словам Константина Бахарева, создателей крымского Основного Закона в первую очередь интересовало, как те или иные положения конституций субъектов Федерации работают на практике. Такой подход себя оправдал - несмотря на все сложности переходного периода, за прошедшие 2 года в Конституцию Республики Крым не пришлось вносить ни одной поправки. При этом около 20 законодательных инициатив, направленных крымскими парламентариями в Госдуму, стали частью действующего законодательства РФ.

Николай ФИЛИППОВ.