Покупки не в радость

Как быть, если поход в магазин оказался неудачным

30 Март 2016 312
К мнению покупателей продавцы должны прислушиваться.
К мнению покупателей продавцы должны прислушиваться.

Хотя бы раз в неделю каждый из нас отправляется в поход. По магазинам. Купить кефир на ужин, затариться продуктами на недельку, выбрать подарок к празднику для родного человека - поводов масса. Но порой посещение магазина превращается в неприятность. «Крымская правда» собрала самые распространённые случаи потребительских неприятностей и выяснила у специалистов, как с ними справиться.

Задержание -
незаконно
Март можно смело назвать главным месяцем покупателей, ведь 15 числа этого месяца отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Волею судьбы именно в этот день наш читатель симферополец Олег Максимович столкнулся с нарушением своих прав.
- В одном крупном супермаркете города мою внучку заподозрили в краже шоколадного батончика, - рассказывает читатель. - Мы пошли с ней за покупками, и девочка очень долго выбирала, какую шоколадку ей хочется, брала разные, рассматривала, наконец выбрала, мы положили её в тележку. С покупками про­шли кассу, оплатили, никакая сигнализация не сработала, но к нам подошёл охранник и заявил, что видеонаблюдение в магазине показало, будто бы девочка одну шоколадку положила в карман куртки. Нам было предложено добровольно, без вмешательства полиции, показать содержимое сумки и карманов. Когда мы не согласились, охранник просто грубо вывернул карман куртки девочки. Естественно, ничего не нашёл и, даже не извинившись, удалился.
Ситуация более чем типичная: очень часто крымчане сталкиваются с подобными «подозрениями» и обысками охранников как продуктовых, так и промтоварных магазинов. Между тем вы вправе повернуться и уйти, а охранники не вправе проводить обыск.
- И не вправе задерживать, - разъясняет юрист Ольга Воронцова. - Если есть какие-то подозрения (видеосъёмка, зафиксировавшая кражу, сработала сигнализация на выходе), то сотрудник охраны магазина может лишь остановить покупателя, при этом представившись, назвав причину остановки, и вызвать полицию. Покупатель же вовсе не обязан дожидаться прибытия полиции и может уйти. Правда, чтобы не возникло недоразумения, может (но не обязан) показать охраннику свои вещи. Задерживать покупателя, проводить досмотр вещей без воли хозяина охрана магазина не имеет права. Задержание покупателя охранником до прибытия полиции можно трактовать по статье 128 Уголовного кодекса России - незаконное лишение свободы. Досмотр или обыск могут производить только сотрудники полиции. И только в комнате для досмотра, а не на глазах у всего магазина. Процедура проводится только лицом одного пола с подозреваемым в краже, в присутствии двух понятых и специалистов того же пола, весь процесс фиксируется в протоколе или на видеосъёмке.
Дата на ценнике
Пожалуй, самое распространённое нарушение прав, с которыми сталкиваются покупатели в магазинах, - «несвежесть» ценников. Согласитесь, часто бывает: берёшь товар, на ценнике которого указана одна цена, а на кассе выбивают другую. При этом кассир заявляет, что цена поменялась, а ценник не успели заменить. Но это вовсе не значит, что вы должны переплачивать.
Во-первых, с 1 января вступили в силу правила оформления ценников в магазинах - на них должны быть наименование товара, страна-производитель, сорт (при наличии), стоимость за вес или единицу товара. И обязательно должна указываться дата, когда была обновлена цена на товар, чтобы кассир не мог заявить, что она поменялась, пока вы дошли от прилавка до кассы. А во-вторых, согласно статье 10 закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставить вам необходимую и достоверную информацию о товарах. И частью этой информации является цена. Если на кассе вам называют другую, то это вина продавца, невыполнение им своих обязанностей.
Если кассир отказывается продавать товар по той цене, что указана на ценнике, то вы вправе отказаться от покупки, вызвать администратора, оставить запись о нарушении в жалобной книге и обратиться в Роспотребнадзор.
К слову, книга отзывов и предложений в магазине должна быть обязательно - в специальном «уголке покупателя» на видном месте. В качестве доказательства нарушения можно использовать фотографию ценника и завышенную стоимость товара, указанную в чеке. Подтвердить это могут и свидетели.
Просрочке - бой
А ещё в Роспотребнадзоре по Республике Крым и Севастополю советуют оставлять записи в книге отзывов и предложений магазина и обращаться в территориальный орган Роспотребнадзора, когда обнаружили в магазине просроченные продукты. Они, увы, тоже бывают: то ли из-за нерадивости продавцов, не успевших убрать продукты с истёкшим сроком годности, то ли из-за надежды торговцев, что «купят и не заметят». Если вы увидели в продаже просроченный продукт, то обязательно сообщите об этом продавцу, чтобы убрали. Отказывается - жалуйтесь руководителю магазина, если же и он не реагирует, сделайте запись в книге отзывов и предложений и обращайтесь с заявлением в Роспотребнадзор. Не забудьте указать адрес магазина и суть нарушения. Точно так же следует поступить, когда вы купили продукт, а дома обнаружили просрочку. Если чеком или свидетельскими показаниями можете подтвердить факт покупки, вам обязаны вернуть деньги. Не вернули - боритесь за свои права.
Кстати, за сам факт реализации продуктов с истёкшим сроком годности продавцу грозит от 3 до 10 тысяч рублей штрафа, торговой организации - от 20 до 30 тысяч рублей. Плюс можно привлечь и к уголовной ответственности по статье 238 Уголовного кодекса России, так как продажа продуктов питания с истёкшим сроком годности несёт угрозу причинения вреда здоровью: 300 тысяч рублей штрафа или два года лишения свободы.

Ищем фальсификат

Теперь каждый покупатель может узнать, в каком продукте (конкретный производитель и дата изготовления) специалисты Роспотребнадзора выявили нарушение. Запущен портал Роспотребнадзора - Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей. Как пояснила Анна Попова, глава Роспотребнадзора, сайт полезен как потребителям, которые расширят знания о своих правах, так и торговцам - они будут при выборе поставщика оценивать, насколько он добросовестен. «Есть шанс, что благодаря этому на полках реально сократится доля фальсификации».
Самые полезные страницы сайта - список фальсифицированной продукции с названиями продукции, датой производства, данными производителя и конкретное нарушение: фальсификация, химическое загрязнение, микробиологические показатели: zpp.rospotrebnadzor.ru/badproducts/violations И множество шаблонов полезных документов - исковых заявлений, претензий на возврат товаров и расторжение договоров: zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/actual

Наталья ПУПКОВА.