Английская «железка»
Как в Крыму первая железная дорога появилась
Руководитель Крымской железной дороги Виктор Ребец пообещал, что через три года до Крыма из Москвы можно будет добраться на поезде всего за 18 часов (вместо нынешних почти двух суток) - в обход Украины и по Керченскому мосту. По его словам, через три года вся Крымская железная дорога будет восстановлена и перестроена - появятся новые подъездные пути к мосту, из Симферополя до Керчи можно будет добраться на поезде за три часа (сегодня - за шесть часов). Железная дорога, вокзалы, перестук колёс, смоляной запах шпал для нашего полуострова уже давно стали привычными. И сложно представить, что впервые железная дорога в Крыму появилась всего 145 лет назад. Впрочем, своя, точнее, английская «железка» была на полуострове раньше.
Несостоявшиеся
«первенцы» империи
Строго говоря, 145 лет назад, 9 мая 1871 года, было только принято решение о строительстве в Крым одной из веток Московско-Курской железной дороги. Понимали власти, что полуостров развивается, его новые промышленные предприятия ждут сбыта на материк, а курорты - отдыхающих, да и опыт Крымской войны показал, что железная дорога необходима: раненых по ней в госпитали доставлять быстрее, чем санитарными обозами по просёлочным дорогам. Так как подрядчиком Московско-Курской железной дороги был промышленник, меценат Пётр Губонин, которому Крым и без того многим обязан, например, появлением курортного Гурзуфа, то ему и доверили заботу о рельсовых путях на полуостров. Новая дорога получила название по направлению: Лозово-Севастопольская (сейчас Лозовая - город в Харьковской области). Общая протяжённость - 614 вёрст, примерно 665 километров. Первый участок - Мелитополь-Симферополь сдан 27 октября 1874 года. Кстати, предполагалось, что дорога не зайдёт в Симферополь, но землевладельцы бесплатно предоставили территорию на осушённой болотистой окраине города. 27 октября 1874 года в губернский город пришёл первый пассажирский поезд - паровоз и 5 вагонов, первый товарный был раньше - 14 июня. Много лет так и ходили: 2 пассажирских, со скоростью 25 км/ч, и 4 товарных, привозивших зерно и уголь, а позже увозивших уже наши товары - крымские вина Христофорова и сладости фабрик Абрикосова и Эйнема. В том же 1874-м дорога прошла через деревушку Джанкой, в 1875-м «железку» продлили до Севастополя, в 1892-м дорога дошла до Феодосии, в 1900-м - до Керчи - во многом этим работам способствовали маринист Иван Айвазовский и Таврический губернатор Пётр Лазарев, а в 1915-м железная дорога продлена до Евпатории, в 1920-м - до Армянска.
За эти годы наша железная дорога сменила несколько названий - Лозово-Севастопольская, Екатерининская, Сталинская, Приднепровская, Крымская.
Впрочем, был у полуострова шанс получить и первую в Российской Империи железную дорогу - в 1823 году англичане предложили императору Александру Первому проложить её от Феодосии до Москвы. Но император почему-то не согласился. В итоге первую в России железную дорогу построил уже его преемник Николай Первый в 1837 году - между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Павловском и Царским Селом.
А спустя три года своеобразная железная дорога без паровозов, но с грузовыми платформами появилась и в Крыму - на склонах Килен-балки в Севастополе. Местные инженеры устроили самокатную - от карьера с известняком до причала в бухте. Правда, привычных рельсов и шпал не было: опорные стойки с закреплёнными чугунными вращающимися на осях колёсами, по которым из-за естественного уклона местности двигались деревянные платформы. Ещё через три года появились в Севастополе и рельсы: километровая дорога соединила каменоломни и строительство Адмиралтейства на Корабельной стороне. Но паровозов снова не было - лошади тащили платформы.
Военные нужды
Первую же в полном смысле железную дорогу построили в Крыму всё-таки англичане. Правда, исключительно для своих военных нужд. Шла Крымская война. 14 сентября 1854 года подданные Великобритании заняли Балаклаву, постепенно превращая её в «маленький английский порт». Чтобы воевать, им нужен был транспорт: в Балаклавском порту скопилось уже немало орудий и боеприпасов, тёплой одежды и даже сборных домиков, но доставлять всё это на позиции англичан под Севастополем было сложно. Появилась мысль построить привычную для Англии железную дорогу. Правда, сразу нашлись противники идеи, утверждавшие, что и местность крутая, неподходящая, и защитники Севастополя мешать строительству будут. Но правительство всё-таки приняло предложение промышленников Пето, Беттса и Брэсси, известных успешным созданием железных дорог по всему миру, тем более что они попросили лишь возместить расходы на материалы, а создавать согласились бесплатно.
27 января 1855 года строительство первой на полуострове настоящей железной дороги началось. Из Англии и Турции в Балаклаву доставили 1,8 тысячи тонн рельсов, 6 тысяч шпал, 300 тонн досок, подъёмные краны, машины для забивания свай, четыре паровоза, 200 грузовых вагонов, тягловых лошадей и мулов, команду специалистов-железнодорожников по укладке и обслуживанию путей. Несколько сотен солдат были задействованы на строительстве, и через полтора месяца главная линия железной дороги протяжённостью около 11 километров была готова, потом достроили ответвления, и общая протяжённость составила почти 24 километра. Паровозы (на крутых склонах их заменяли мулы и лошади) тянули вагоны по обоим берегам Балаклавской бухты, по долине деревни Кады-Кой (Пригородное) в сторону осадных позиций Севастополя и Сапун-горы до того места, где сегодня развилка десятого километра Балаклавского шоссе. Одна ветка оканчивалась в районе нынешней Максимовой дачи, другая - на нынешнем пересечении улицы Ревякина и шоссе в Дергачи. В районе Кады-Коя отделялась третья ветка - к подножию горы Гасфорта, где находились позиции сардинцев - союзников англичан. Поезда уходили из Балаклавы каждый час с 7 утра до 7 вечера. И первый в мире санитарный поезд, кстати, появился в Крыму: на Балаклавской железной дороге сформировали состав, специально оборудованный для перевозки и лечения раненых.
Англичане простояли в Балаклаве ещё некоторое время после окончания Крымской войны - до 30 июня 1856 года. Уходя, разобрали железную дорогу и продали её Турции. А вот мемориальную доску о своей железной дороге в деревушке Кады-Кой оставили: её потом убрали местные жители по приказу Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора Александра Строганова.
Полуостров вновь остался без «железки». Правда, в 1857-м Главное общество российских железных дорог вернулось к идее соединить рельсами Феодосию и Москву. Работы по строительству выиграли французы, которые даже проложили около 60 километров пути у Феодосии, но потом денег не хватило, и работы по строительству железной дороги в Крыму заглохли на 20 лет - до того, как за дело взялся Пётр Губонин. Железная дорога в итоге соединила почти все крупные города Крыма, лишь Южный берег остался в стороне. Хотя проектов по соединению рельсами Ялты, Алушты и Симферополя с Севастополем было много. Начиная с 1880 года, эта идея будоражила умы россиян, в Крыму разрабатывали проекты, собирали деньги, но не случилось. Уже в советское время идею признали опасной из-за возможных оползней и сейсмической неблагонадёжности региона. Так что на Южный берег у нас только морем, автобусами и троллейбусами, а в остальные города можно и по рельсам, слушая равномерный, успокаивающий перестук колёс.
Пётр Губонин, благодаря которому железная дорога окончательно появилась в Крыму.