Английская «железка»

Как в Крыму первая железная дорога появилась

15 Март 2016 354
Картина английского художника, посвящённая железной дороге в Балаклаве в 1855 году.
Фото ic.pics.livejournal.com/
Картина английского художника, посвящённая железной дороге в Балаклаве в 1855 году. Фото ic.pics.livejournal.com/

Руководитель Крымской железной дороги Виктор Ребец пообещал, что через три года до Крыма из Москвы можно будет добраться на поезде всего за 18 часов (вместо нынешних почти двух суток) - в обход Украины и по Керченскому мосту. По его словам, через три года вся Крымская железная дорога будет восстановлена и перестроена - появятся новые подъездные пути к мосту, из Симферополя до Керчи можно будет добраться на поезде за три часа (сегодня - за шесть часов). Железная дорога, вокзалы, перестук колёс, смоляной запах шпал для нашего полуострова уже давно стали привычными. И сложно представить, что впервые железная дорога в Крыму появилась всего 145 лет назад. Впрочем, своя, точнее, английская «железка» была на полуострове раньше.

Несостоявшиеся
«первенцы» империи
Строго говоря, 145 лет назад, 9 мая 1871 года, было только принято решение о строительстве в Крым одной из веток Московско-Курской железной дороги. Понимали власти, что полуостров развивается, его новые промышленные предприятия ждут сбыта на материк, а курорты - отдыхающих, да и опыт Крымской войны показал, что железная дорога необходима: раненых по ней в госпитали доставлять быстрее, чем санитарными обозами по просёлочным дорогам. Так как подрядчиком Московско-Курской железной дороги был промышленник, меценат Пётр Губонин, которому Крым и без того многим обязан, например, появлением курортного Гурзуфа, то ему и доверили заботу о рельсовых путях на полуостров. Новая дорога получила название по направлению: Лозово-Севастопольская (сейчас Лозовая - город в Харьковской области). Общая протяжённость - 614 вёрст, примерно 665 километров. Первый участок - Мелитополь-Симферополь сдан 27 октября 1874 года. Кстати, предполагалось, что дорога не зайдёт в Симферополь, но землевладельцы бесплатно предоставили территорию на осушённой болотистой окраине города. 27 октября 1874 года в губернский город пришёл первый пассажирский поезд - паровоз и 5 вагонов, первый товарный был раньше - 14 июня. Много лет так и ходили: 2 пассажирских, со скоростью 25 км/ч, и 4 товарных, привозивших зерно и уголь, а позже увозивших уже наши товары - крымские вина Христофорова и сладости фабрик Абрикосова и Эйнема. В том же 1874-м дорога прошла через деревушку Джанкой, в 1875-м «железку» продлили до Севастополя, в 1892-м дорога дошла до Феодосии, в 1900-м - до Керчи - во многом этим работам способствовали маринист Иван Айвазовский и Таврический губернатор Пётр Лазарев, а в 1915-м железная дорога продлена до Евпатории, в 1920-м - до Армянска.
За эти годы наша железная дорога сменила несколько названий - Лозово-Севастопольская, Екатерининская, Сталинская, Приднепровская, Крымская.
Впрочем, был у полуострова шанс получить и первую в Российской Империи железную дорогу - в 1823 году англичане предложили императору Александру Первому проложить её от Феодосии до Москвы. Но император почему-то не согласился. В итоге первую в России железную дорогу построил уже его преемник Николай Первый в 1837 году - между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Павловском и Царским Селом.
А спустя три года свое­образная железная дорога без паровозов, но с грузовыми платформами появилась и в Крыму - на склонах Килен-балки в Севастополе. Местные инженеры устроили самокатную - от карьера с известняком до причала в бухте. Правда, привычных рельсов и шпал не было: опорные стойки с закреплёнными чугунными вращающимися на осях колёсами, по которым из-за естественного уклона местности двигались деревянные платформы. Ещё через три года появились в Севастополе и рельсы: километровая дорога соединила каменоломни и строительство Адмиралтейства на Корабельной стороне. Но паровозов снова не было - лошади тащили платформы.
Военные нужды
Первую же в полном смысле железную дорогу построили в Крыму всё-таки англичане. Правда, исключительно для своих военных нужд. Шла Крымская война. 14 сентября 1854 года подданные Великобритании заняли Балаклаву, постепенно превращая её в «маленький английский порт». Чтобы воевать, им нужен был транспорт: в Балаклавском порту скопилось уже немало орудий и боеприпасов, тёплой одежды и даже сборных домиков, но доставлять всё это на позиции англичан под Севастополем было сложно. Появилась мысль построить привычную для Англии железную дорогу. Правда, сразу нашлись противники идеи, утверждавшие, что и местность крутая, неподходящая, и защитники Севастополя мешать строительству будут. Но правительство всё-таки приняло предложение промышленников Пето, Беттса и Брэсси, известных успешным созданием железных дорог по всему миру, тем более что они попросили лишь возместить расходы на материалы, а создавать согласились бесплатно.
27 января 1855 года строительство первой на полуострове настоящей железной дороги началось. Из Англии и Турции в Балаклаву доставили 1,8 тысячи тонн рельсов, 6 тысяч шпал, 300 тонн досок, подъёмные краны, машины для забивания свай, четыре паровоза, 200 грузовых вагонов, тягловых лошадей и мулов, команду специалистов-железнодорожников по укладке и обслуживанию путей. Несколько сотен солдат были задействованы на строительстве, и через полтора месяца главная линия железной дороги протяжённостью около 11 километров была готова, потом достроили ответвления, и общая протяжённость составила почти 24 километра. Паровозы (на крутых склонах их заменяли мулы и лошади) тянули вагоны по обоим берегам Балаклавской бухты, по долине деревни Кады-Кой (Пригородное) в сторону осадных позиций Севастополя и Сапун-горы до того места, где сегодня развилка десятого километра Балаклавского шоссе. Одна ветка оканчивалась в районе нынешней Максимовой дачи, другая - на нынешнем пересечении улицы Ревякина и шоссе в Дергачи. В районе Кады-Коя отделялась третья ветка - к подножию горы Гасфорта, где находились позиции сардинцев - союзников англичан. Поезда уходили из Балаклавы каждый час с 7 утра до 7 вечера. И первый в мире санитарный поезд, кстати, появился в Крыму: на Балаклавской железной дороге сформировали состав, специально оборудованный для перевозки и лечения раненых.
Англичане простояли в Балаклаве ещё некоторое время после окончания Крымской войны - до 30 июня 1856 года. Уходя, разобрали железную дорогу и продали её Турции. А вот мемориальную доску о своей железной дороге в деревушке Кады-Кой оставили: её потом убрали местные жители по приказу Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора Александра Строганова.
Полуостров вновь остался без «железки». Правда, в 1857-м Главное общество российских железных дорог вернулось к идее соединить рельсами Феодосию и Москву. Работы по строительству выиграли французы, которые даже проложили около 60 километров пути у Феодосии, но потом денег не хватило, и работы по строительству железной дороги в Крыму заглохли на 20 лет - до того, как за дело взялся Пётр Губонин. Железная дорога в итоге соединила почти все крупные города Крыма, лишь Южный берег остался в стороне. Хотя проектов по соединению рельсами Ялты, Алушты и Симферополя с Севастополем было много. Начиная с 1880 года, эта идея будоражила умы россиян, в Крыму разрабатывали проекты, собирали деньги, но не случилось. Уже в советское время идею признали опасной из-за возможных оползней и сейсмической неблагонадёжности региона. Так что на Южный берег у нас только морем, автобусами и троллейбусами, а в остальные города можно и по рельсам, слушая равномерный, успокаивающий перестук колёс.

Пётр Губонин, благодаря которому железная дорога окончательно появилась в Крыму.

Наталья ПУПКОВА.