До сих пор в режиме ЧС

Крымчане продолжают терпеть нехватку электроэнергии

3 Март 2016 321
После 24 апреля станет ещё легче.
После 24 апреля станет ещё легче. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Многие крымчане до сих пор с содроганием вспоминают перве две недели на полуострове после подрыва ЛЭП в Херсонской области: Крым погрузился во мрак, а местные органы власти спешно пытались более-менее равномерно перераспределить жалкие по сравнению с потребностью остатки электроэнергии собственной генерации. После ускоренного предновогоднего запуска первой ветки энергомоста жизнь на полуострове стала больше похожа на нормальную. Однако режим чрезвычайной ситуации в Крыму всё ещё сохраняется, а почти половина населения республики до сих пор в полной мере ощущает на себе тяготы ограничений.

А что такое
«горячая линия»?
В результате опросов, проведённых специалистами Общероссийского народного фронта, которые были озвучены общественниками на заседании рабочей группы по вопросам электроснабжения населения, выяснилось, что, несмотря на стремления властей и ГУП РК «Крымэнерго» равномерно распределить электроэнергию, в Крыму по-прежнему остаются слабые места как в виде целых населённых пунктов, так и в виде отдельных домов. Основные претензии жителей повсеместно - несоблюдение графиков веерных отключений. Люди готовы терпеть, но сбои в графиках мешают спланировать элементарные бытовые моменты, отмечают общественники. Проблема затрагивает абсолютное большинство домов на территории полуострова. Так, в Алуште и пгт Черноморское несоблюдение графиков подтвердила только половина опрошенных жителей, в Саках - больше половины. Наиболее негативно отключения воспринимают в курортной столице полуострова  Ялте, а также во многих посёлках Южнобережья.
Положительными примерами остаются Евпатория и Симферополь: в этих городах местным властям удалось наладить равномерное снабжение  населения электроэнергией, учитывая необходимость бесперебойного снабжения учреждений здравоохранения и объектов ЖКХ, что было особенно актуально во время январских и февральских морозов. Однако и здесь графики отключения знает только половина населения. Чаще всего о них люди узнают из объявлений у подъездов, а также по возможности с помощью Интернета и телевидения.
Вместе с тем, несмотря на постоянное возникновение проблем, большинство жителей почему-то не стремятся пользоваться специально созданной для таких случаев «горячей линией». Жители многих населённых пунктов о ней не знают вообще, другие знают, но не пользуются, потому что и так привыкли, а тем немногим, кто всё же решил проинформировать о своей проблеме, частенько приходилось долгое время «висеть» на телефоне в ожидании ответа.
- Почти две трети населения Крыма знают свои графики и пытаются под них подстроиться. Но на «горячие линии» звонить не спешат: по статистике, только один из трёх жителей знает эти номера, а один из шести пытается дозвониться, что бывает проблематично, а иногда и вовсе невозможно. Все эти моменты ведут к росту социальной напряжённости в регионе, - констатировала член рабочей группы «Качество повседневной жизни» Крымского штаба ОНФ Антонина Бойченко.
Между тем люди настолько привыкли к отключениям, что случаются и парадоксальные жалобы. Так, в один день жители Алушты выразили недовольство по поводу того, что свет у них не вовремя… включили!
- Алушта жаловалась на то, что нет отключений. Это связано с тем, что мы имели возможность не отключать, то есть не входили в график, а давали возможное количество энергии. Это был бонус. Такую возможность в дневное время суток нам даёт солнечная и ветровая генерация - мы её раздаём сверх графиков, - пояснил ситуацию гендиректор «Крымэнерго» Виктор Плакида.
Войдите в положение
Некоторые микрорайоны по тем или иным причинам освещаются постоянно, что также вызывает массу дополнительных жалоб на несправедивость распределения.
- Люди по соседству удивляются и начинают звонить: почему у нас света нет, отключают постоянно, а на другой стороне улицы его никогда не отключают? - пояснила член рабочей группы «Качество повседневной жизни» Крымского штаба ОНФ Антонина Бойченко.
Причины для этого, по словам представителей властей и ресурсоснабжающих организаций, могут быть разные - и при этом отнюдь не проживание в освещаемом доме «серьёзных шишек», как обычно думают люди.
- Мы добавляем мощность к тем домам, которые оборудованы встроенными котельными, имеющими специальное оборудование, к домам, в которых имеются электроплиты, - отметил Виктор Плакида. -
У нас есть целые списки домов, которые мы вынужденно не отключаем.
Повезло не только домам, к которым не подведён газ и вся жизнедеятельность основана на электроэнергии. В выигрышном положении оказались дома, подключённые к тем же линиям электроснабжения, что и объекты социального значения - больницы, детсады, котельные. В отдельных случаях исключения делают и для тех многоэтажек, где большинство проживающих - люди пожилого возраста, которым необходимо пользоваться лифтом.
- Мы выработали тот алгоритм, который позволил нам включить лифты в домах, не отключать больницы и детсады, не отключать школы, котельные и дома с электропитанием или автономными котельными, - отметил глава крымской столицы Геннадий Бахарев. - Сейчас у нас, как и у всех, есть лимит, он не больше, чем у других, и у нас нет никаких преференций. Мы - единственный город, который имеет учёт потерь электроэнергии. Например, в случае аварий. Когда к нам обращаются по конкретному случаю, мы показываем выписку, и становится легче разговаривать.
Творчески к решению проблем подошли в Евпатории. Глава городской администрации вник в ситуацию и выделил машины для бригад энергетиков. Это позволило отладить выезд специалистов на место и отключение тех домов, которые нельзя отключить централизованно. В итоге и справедливость соблюдена, и энергию сэкономили.
Радужные перспективы
В общем, потерпеть крымчанам осталось не так уж долго. Заветную третью ветку, которая приблизит график поставки электроэнергии населению к максимально комфортному, осталось ждать менее двух месяцев: 24 апреля в Крым по энергомосту с Таманского полуострова начнёт поступать ещё один переток мощностью в 230 МВт. На данный момент дефицит электроэнергии в тёплые дни составляет около 114 МВт для населения. Для возвращения работы некоторых коммерческих предприятий и организаций на полную мощность не хватает ещё около 100-150 МВт, пояснил гендиректор «Крымэнерго». Если же всё пойдёт по плану без задержек, то 25 мая энергомост заработает в полную силу, позволяя сказать о снятии на полуострове режима чрезвычайной ситуации. Однако полноценного снабжения полуострова электроэнергией следует ждать только после того, как в Крыму будут увеличены собственные генерации путём строительства двух стационарных электростанций. Предварительной датой запуска первых двух блоков был назван конец 2017 года, окончательный ввод в эксплуатацию планируется в 2018 году.

В тему

Для тех крымчан, кто до сих пор не знает телефоны «горячих линий», напоминаем:
0 800 50 55 25, (03652) 55-55-00 - телефонные линии председателя Совета министров РК для звонков со стационарных телефонов. Время работы - с 9.00 до 18.00;
+7 (978) 909-15-10 - для звонков с мобильных телефонов. Время работы - с 9.00 до 18.00;
0 800 50 60 007 - «горячая линия» ГУП РК «Крым­энерго» для стационарного телефона;
(03652) 55-16-37, +7 (978) 972-53-53 - стационарный и мобильный номера контакт-центра ГУП РК «Крымэнерго»;
+7 (978) 000-07-49, +7 (978) 000-07-56,+7 (978) 000-07-59, +7 (978) 000-07-65,+7 (978) 000-07-69 - дополнительные номера «горячих линий» ГУП РК «Крым­энерго».

Наталия НАЗАРУК.