Владимир Хотиненко: У меня все фильмы мистические

28 Февраль 2016 390
Владимир Хотиненко.
Владимир Хотиненко. Фото автора.

- Владимир Иванович, телевизионный игровой фильм «Наследники», за который вы получили высшую награду телекинофорума, не из простых для восприятия - многоплановый, аллегоричный. Думаете, будет понят, что называется, широким зрителем? Или это вам менее важно, чем собственное высказывание и оценка коллег?
- Мнение зрителей мне очень важно. Интересно, как воспримется изображение динозавра, на фоне которого сидит один из участников ток-шоу - монах отец Киприан. Персонаж, с одной стороны, немного мистический, с другой - абсолютно чеховский типаж. И в какой-то степени - тень Сергия Радонежского. Надеюсь, внимательный просвещённый зритель «считает» с экрана то главное, что мы хотели донести через картину, снятую как ток-шоу с участием политолога, патриота, поп-дивы и других ярких персонажей, рассуждающих о личности и наследии преподобного Сергия Радонежского: без веры, духовности, культуры неизбежно озверение, «мир без людей». И задумается о людях, подобных ведущему ток-шоу, который, узнав в перерыве, что его программу закрывают, решил, что раз терять нечего, можно разоблачать всех и вся - власть, церковь, собеседников. И вот тут-то в пылу полемики вырисовывается подлинный образ Сергия Радонежского.
- В канву ток-шоу вплетены яркие эпизоды из истории, в которых явно просвечиваются проблемы нынешнего времени, не так ли?
- Безусловно. Искусство для того и существует, чтобы напоминать людям о чём-то важном, намекая на смыслы нашего существования.
- Было время, когда вы утверждали, что никогда не возьмётесь за экранизацию классики. И вдруг - «Бесы»...
- Далеко не вдруг. Если бы не снял сериал о Достоевском, не взялся бы за «Бесов». Мне захотелось ещё немножко пообщаться с Фёдором Михайловичем - привык к нему за два года. К тому же «Бесы» - вещь исключительная. За классику не собирался браться по одной простой причине - ну что туда можно добавить? Это всё равно, что подойти к «Давиду» Микеланджело и начать его перекраивать на свой вкус.
- В чём для вас исключительность «Бесов»?
- Прежде всего - в актуальности. Мы ведь все одержимы бесами, заражены бациллой бесовской.
- Вы довольны своими «Бесами»?
- Что значит «доволен или не доволен»… Вижу ли недостатки? Вижу. Но сделал то, что хотел. Люблю эту картину. А это немножко другое, чем доволен. Вы же понимаете, насколько сложен Достоевский вообще, а для экранизации и подавно. Спасибо Фёдору Михайловичу, который в письме 1872 года княжне Варваре Дмитриевне Оболенской рассказывает, как нужно инсценировать его «Бесов». Благодаря работе над картиной я лучше смог почувствовать Достоевского. Я как бы сроднился с ним.
И уже отношусь к нему не как читатель, а совершенно иначе.
- Любите Достоевского?
- Теперь да. Не сказал бы этого до сериала «Достоевский». Тогда я знал, что он - гений, всего прочитал. Но именно картина научила его читать и поменяла отношение к нему.
И это самое главное моё личное приобретение. Фильм о нём нас не то чтобы сроднил, но вывел на какой-то общий уровень, когда чувствуешь и понимаешь то, что другим не дано и что не было дано раньше тебе.
- Приступая к экранизации «Бесов», вы намекали на некое мистическое предзнаменование, что это было?
- Вскоре после завершения «Достоевского» оказался я в небольшом городке Больцано на границе Италии и Швейцарии. Неожиданно вспомнил, что на здешнем кладбище похоронена дочка Достоевского Люба. Решил непременно сходить на её могилу перед отъездом. Выбрал день, а ночью мне приснился Фёдор Михайлович. Хотите верьте, хотите нет. Он проговорил со мной всю ночь. Точных слов утром не вспомнил, остались только какие-то отдельные реплики и общий тон беседы. Он меня тогда подбодрил и укрепил.
- Вы с мистикой, по-моему, вообще «на ты» не первый раз: запустили «Рой» - распался Советский Союз. Предчувствие реальных событий?
- Не то чтобы предчувствие… Я это свойство называю «собака на охоте». Действительно, есть несколько фильмов, которые удивительно точно резонировали с событиями в стране, как тот же «Рой», который вы упомянули. Снимали «Патриотическую комедию» - первый путч. «Макаров» - второй путч. «Мусульманин» - Чечня. Коллеги даже подкалывали: «Что ты дальше?». Потом это как-то ушло, а теперь с «Бесами» снова появилось ощущение отчётливой связи с происходящим нынче.
- Отсюда и мистический «привкус» «Бесов»?
- В данном случае это исключительно от первоисточника - Достоевского ведь обвиняли в злоупотреблении мистикой. Честно говоря, у меня все фильмы мистические в той или иной степени.  Ведь что такое мистика? Некая тайна жизни, неведомый нам, недоступный смысл. Я никогда не начинаю снимать, не найдя какую-нибудь мистическую деталь.
В «Достоевском» это детская игра маленького Фёдора, которой он забавлялся со сверстниками: каждый по очереди бросает костяшки над картой Российской Империи и смотрит, куда его занесёт. И это потом сбывается в реальности. В «Бесах» - резиновый мяч, который переходит от персонажа к персонажу. Для меня такие детали - ключик ко всей истории.
- Некоторые критики упрекают в излишней иронии, которой вы наполнили некоторые эпизоды. Чем парируете?
- Отсылаю к Фёдору Михайловичу - открыть юмор для себя, юмор Достоевского, как я это сделал. Лебядкин разве не уморительный персонаж?
А чего стоят разговоры Варвары со Степаном Трофимовичем?
А сам Степан Трофимович или губернатор с губернаторшей? Я понял: если не перемешать смешное с трагическим - ничего не получится. Нельзя идти традиционным путём, погружая Достоевского в беспросветную угрюмость.
- Вы не из тех режиссёров, кто скрывает планы, если они уже созрели, поэтому решусь спросить: над чем работаете?
- С замечательным писателем Алексеем Варламовым пишем сценарий по его роману «Мысленный волк». Название - строка из второй молитвы Иоанна Златоуста: «от мысленнаго волка звероуловлен буду». Магическая совершенно фраза. Время основного действия романа - 14-18-е годы прошлого века. Я хочу снять картину к столетию события невероятного, запредельного 1917 года.
- Что за персонажи влекли вас на этот раз?
- У периферийных персонажей с вымышленными именами есть реальные прототипы из Серебряного века: Блок, Пришвин, Алексей Толстой, Грин. Обособленно стоит Распутин. А главная героиня - маленькая девочка, история которой нанизывается на период между двумя русскими революциями.
- Как относитесь к возвращению Крыма в Россию?
- В 2002-м мы снимали очень важный эпизод фильма «72 метра» в Севастополе. Местные жители просили ответить за всех россиян на вопрос «Почему вы нас отдали Украине, с какой стати?».
И вот крымчане разных национальностей твёрдо сказали: «Мы - домой!». Как же с этим можно не считаться, как же не принять волю людей, которые всегда ощущали себя в единстве с Россией?

Досье

Знаменитый российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер, педагог, заслуженный деятель искусств и народный артист Российской Федерации Владимир Иванович Хотиненко родился в 1952 году в Славгороде Алтайского края. В 1981 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Н. Михалкова).
Прославился фильмами «Зеркало для героя», «Макаров», «Мусульманин», историческим сериалом «Гибель империи», драмой о гибели подводной лодки
«72 метра». Бурно обсуждаются его последние работы: сериалы о Достоевском и «Бесы». Член Патриаршего совета по культуре Русской Православной церкви.
Среди многочисленных наград - приз имени Виттоpио де Сики «За pежиссуру», премия ТЭФИ, премия «Ника», Гран-при Международного кинофестиваля в Монреале, Гран-при Международного ялтинского телекинофорума «Вместе».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.