От Нюрнберга до майдана и обратно

11 Февраль 2016 373
Заседание Нюрнбергского трибунала.
Заседание Нюрнбергского трибунала.

История имеет свойство повторяться. И не всегда единожды. К сожалению, далеко не все извлекли уроки из событий 70-летней давности, заложивших основы послевоенного международного права. Не потому ли мир снова оказался под угрозой, что «просвещённые европейцы» забыли жестокий урок истории?

А ведь тогда все страны Европы, и в первую очередь Германия, приветствовали освобождение от «коричневой чумы». 15 августа 1946 года американское управление информации опубликовало обзор проведённых опросов, согласно которым подавляющее число немцев (около 80%) считало Нюрнбергский процесс справедливым, а виновность подсудимых неоспоримой; около половины опрошенных ответили, что подсудимым должен быть вынесен смертный приговор; только 4% отозвались о процессе отрицательно.
Это потом «просвещённые европейцы», убившие 26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников, из которых 15 миллионов 400 тысяч были мирными гражданами СССР, начнут пытаться объявить коммунизм и фашизм «одинаковым злом», а себя - исключительно потерпевшими, ловко «забыв» о том, что в неудавшемся восточном блицкриге участвовала почти вся Европа. Это будет потом. А тогда, 70 лет назад, представители «высшей расы» радовались избавлению от гитлеризма и стыдились своего недавнего прошлого.
К смертной казни через повешение трибунал приговорил Германа Геринга, Иоахима фон Риббентропа, Вильгельма Кейтеля, Эрнста Кальтенбруннера, Альфреда Розенберга, Ганса Франка, Вильгельма Фрика, Юлиуса Штрейхера, Фрица Заукеля, Артура Зейсс-Инкварта, Мартина Бормана (заочно) и Альфреда Йодля. В ночь на 16 октября 1946 года смертные приговоры были приведены в исполнение. Прошения о замене повешения расстрелом, которые подали Геринг, Йодль и Кейтель, были отклонены. Их судили не как офицеров, а как преступников и палачей. Рейхсмаршал Геринг не дожил до казни - умер от отравления в камере.
Гросс-адмирал Редер ходатайствовал о замене себе тюремного заключения расстрелом, но контрольная комиссия сочла, что «не может увеличивать меру наказания». Впрочем, уже 17 января 1955 года он был освобождён по состоянию здоровья и выехал в Западную Германию.
1 октября 1956-го из тюрьмы Шпандау в Западном Берлине был освобождён отбывший свой 10-летний срок преемник Гитлера, 4-й рейхспрезидент гросс-адмирал Карл Дёниц. Остаток жизни он прожил на севере ФРГ, получая капитанскую пенсию от западногерманского правительства, которое отказалось выплачивать адмиральскую, поскольку Дёниц служил Гитлеру. Похоронили последнего гросс-адмирала Германии 6 января 1981-го на кладбище Вальдфридхоф без всяких воинских почестей.
Крупный промышленник и финансовый магнат, оказавший значительную материальную поддержку нацистскому движению, Густав Крупп был признан медицинской комиссией неизлечимо больным, и дело в отношении него было прекращено до суда.
Несмотря на несогласие советской стороны, верному соратнику и заместителю фюрера Рудольфу Гессу смертную казнь заменили пожизненным заключением (17 августа 1987 года он был найден повешенным в беседке во дворе тюрьмы), были оправданы бывший руководитель отдела печати и радиовещания в министерстве пропаганды Ганс Фриче, бывший канцлер, а затем посол Германии в Австрии и Турции Франц фон Папен и бывший имперский министр экономики Ялмар Шахт.
Как видим, крупные финансовые воротилы Третьего рейха сравнительно легко отделались.
Не их ли судьба вдохновляет на «подвиги» нынешних олигархов, рассчитывающих в любых обстоятельствах выйти сухими из воды?
Стоит напомнить и о другом. Несмотря на то, что многие преступники смогли избежать наказания, Нюрнбергский трибунал, создав прецедент подсудности высших государственных чиновников международному суду, опроверг средневековый принцип «Короли подсудны только Богу».
Предстали перед судом и менее крупные фигуры III рейха. После завершения Суда Народов в Нюрнберге прошли так называемые «малые нюрнбергские процессы». Преступления нацистских функционеров меньшего масштаба рассматривал уже не Международный трибунал, а специальный военный трибунал США (поскольку Нюрнберг находился в зоне ответственности союзников). Из 185 обвиняемых 142 были признаны виновными. 24 приговорены к смертной казни (помилованы 11, казнены 13), 20 - к пожизненному заключению, 98 - к различным срокам лишения свободы, 35 - оправданы. В 50-е годы прошлого века многие из осуждённых были амнистированы.
Девятым из 12 «малых процессов» был процесс по делу об айнзатцгруппах - против начальника III Управления РСХА и командира айнзатцгруппы «D» группенфюрера CC Отто Олендорфа, подчинённые которого проводили массовые расстрелы евреев, цыган, комиссаров и коммунистов в Крыму и на юге Украины. В своих показаниях на суде Олендорф утверждал, что руководствовался приказами, и даже свидетельствовал, что его частям часто приходилось защищать евреев от украинцев. В 1948 году трибунал приговорил Олендорфа к смертной казни, и 7 июня 1951 года он был повешен.
А зимой 1946 года в Киевском доме офицеров Красной Армии состоялось заседание военного трибунала Киевского военного округа, на котором рассматривалось уголовное дело о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Украины.
«Перед судом предстали 15 человек, которые во время Второй мировой войны в составе немецкой армии и коллаборационистских формирований оккупационного режима на временно захваченной украинской земле совершили неслыханные преступления против мира и человечности, - пишет популярный блогер и публицист Мирослава Бердник. - Вся Украина и весь мир следили тогда за процессом, который был совсем не рядовым. Люди, присутствовавшие в зале суда, стали свидетелями полного изобличения преступлений гитлеровцев - палачей и их пособников - на временно оккупированной украинской территории. Они могли оценить организацию процесса, полноту предварительного и судебного следствия, неопровержимость вины подсудимых, обоснованность и законность приговора». Виновные были приговорены к смертной казни через повешение.
За казнью наблюдали 200 тысяч человек. Это почти в десять раз больше, чем физически мог вместить киевский «майдан Незалежности», оранжевый цвет которого очень быстро потемнел до коричневого.
70 лет спустя, стоя на пороге гражданской войны, следует ответить на непростой вопрос: чьими же потомками считают себя нынешние киевляне - тех казнённых нацистских палачей или казнивших их по приговору военного трибунала советских солдат, раздавивших фашистскую гадину и освободивших от гитлеровских захватчиков «мать городов русских»? Дать ответ на этот вопрос можно только действием, а не словами. Приходит время платить по счетам и расплачиваться за содеянное.

Казнь нацистских преступников в Киеве, февраль 1946 г.

Николай ФИЛИППОВ.