Фильм, герой и актёр

Сто пять лет назад снято первое в мире военное кино

3 Февраль 2016 388
Адмирал Владимир Корнилов и актёр Иван Мозжухин (слева направо).
Адмирал Владимир Корнилов и актёр Иван Мозжухин (слева направо).

Наступивший год объявлен в нашей стране Годом кино. Для нашего полуострова это имеет особый смысл, ведь именно у нас в России, в Севастополе 105 лет назад снято первое в мире военное кино. А ещё оно - первое полнометражное в стране, первое документально-постановочное, первое о первой обороне - «Оборона Севастополя» («Воскресший Севастополь»). И один из первых киноактёров России - Иван Мозжухин - воплотил на киноэкране образ первого руководителя обороны города Владимира Корнилова.

Беспрецедентное дело

Именно так режиссёр Александр Ханжонков называл съёмки первого отечественного художественного полнометражного фильма, созданного им совместно со сценаристом Василием Гончаровым. Собственно идея была Василия Михайловича, железнодорожного чиновника, увлекающегося творчеством, а кинопромышленник, бывший подъесаул Александр Алексеевич всячески поддержал идею снять фильм к 55-летию обороны Севастополя и окончания Крымской войны. А потом её поддержал и император Николай II. Ханжонков вспоминал: «Не только войска и нужные флотские единицы предоставлялись нам, но всюду в империи мы могли рассчитывать на полное содействие и помощь от властей в постановке, взятой под высочайшее покровительство картины». Особенно активно Василий Гончаров взялся за «бесконечно трудное и не имевшее ещё прецедентов дело: отобрал на прокат целый вагон обмундирования для всех «двенадцати языков», осаждавших некогда Севастополь, заказал несколько тысяч бомб, которые безвредно и легко взрывались, создавая нужные эффекты».
Съёмки, естественно, проводились в Севастополе, на местах подлинных боёв. Возможно, именно тогда, увидев Крым, Александр Ханжонков задумал организовать здесь полноценную киностудию, которая заработала в Ялте весной 1917-го.
И благодаря этому полуостров уже в советское время стал одной из главных кинопроизводственных баз страны. А тогда, весной 1911-го, в Севастополе начались постановочные съёмки, основанные на документальной точности. Сцены сражений впервые в мире снимались сразу двумя камерами, со сменой ракурсов и панорам. Для съёмок привлекли не только актёров, но и военных - кавалеристов Крымского конного дивизиона, севастопольцев - для сцены прощания с затонувшими кораблями, детвору для сбора ядер после обстрела - первая массовка в кино. А ещё в съёмках участвовали настоящие участники Крымской кампании, причём не только наши, но и английские, и французские. Севастопольский же музей дал для кино ценные экспонаты времён войны. Фильм - немой, только музыка Георгия Козаченко и пояснительные надписи - «Камчатский люнет», «Четвёртый бастион», «Малахов курган», «памятник Затопленным кораблям»…
Показательный просмотр фильма устроили в Ливадии - для императора и его семьи. Николаю Второму фильм понравился: как писала газета «Русское слово», «Его Императорское Величество изволил осчастливить Ханжонкова милостивыми расспросами». Позднее Александр Ханжонков награждён орденом Святого Станислава второй степени, одарен золотой булавкой с бриллиантами, а Василий Гончаров - медалью «За усердие» и золотыми запонками с драгоценными камнями.

Корниловский бастион

Пятый эпизод фильма - Малахов курган, на который с подзорной трубой поднимается первый командующий Севастопольской обороной Владимир Корнилов. А через секунду находящиеся рядом солдаты и матросы осеняют себя крестным знаменем, их губы что-то шепчут: очевидно, слова молитвы во здравие адмирала, который только что был ранен. На других кадрах он уже в госпитале, осматриваемый хирургом Николаем Пироговым, что-то говорит, пытается подняться… Последние слова Владимира Корнилова известны всем, именно они два года назад стали лейтмотивом «Крымской весны» для города-героя: «Отстаивайте же Севастополь!.. Благослови, Господи, Россию и государя, спаси Севастополь и флот». И уже через силу: «Ура! Ура!» - в ответ на принесённое известие о сбитых английских батареях. В момент гибели вице-адмиралу было всего 48 лет. А два дня назад, 1 февраля, исполнилось 210 лет со дня его рождения.
Будущий герой первой обороны Севастополя родился в семье морского офицера, иркутского губернатора Алексея Михайловича и Александры Ефремовны в родовом имении Ивановском неподалёку от села Рясня Тверской губернии. Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, в октябре 1827-го на корабле «Азов» под командованием Михаила Лазарева участвовал вместе с двумя другими будущими героями Севастополя - лейтенантом Павлом Нахимовым и гардемарином Владимиром Истоминым - в знаменитом Наваринском сражении и вышел победителем в неравном бою с пятью кораблями противника. За что первым из кораблей русского флота заслужил кормовой Георгиевский флаг, а мичман Корнилов награждён орденом Святой Анны 4-й степени. Служить довелось и на Балтике, и на Чёрном море, участвовать в высадках десантов на Кавказское побережье.
Владимир Корнилов - один из немногих флотоводцев, в чью честь ещё при жизни назвали корабль. В самом начале Крымской войны пароходо­фрегат «Владимир» (командир Григорий Бутаков), на котором был контр-адмирал Корнилов с приказом «брать и разрушать турецкие военные суда, где бы они ни встретились», выдержал трёхчасовой бой с турецким «Перваз-Бахри». Турок сдался, «Владимир» на буксире привёл его в Севастополь. После ремонта бывший турецкий корабль вошёл в состав Черноморского флота под названием «Корнилов», а самого Владимира Алексеевича наградили орденом Святого Владимира 2-й степени. Будучи начальником штаба Черноморского флота Владимир Корнилов сделал многое для повышения боеспособности флота, улучшения жизни моряков и развития Севастополя. А во время Крымской войны «дал душу начинавшейся обороне».
Он погиб 5 октября 1854 года - во время первой вражеской бомбардировки: объезжал бастионы и был смертельно ранен неприятельским ядром, раздробившим левую ногу у самого живота. Защитники Севастополя назвали бастион Корниловским, а на месте, где упал адмирал, матросы и солдаты выложили крест из восемнадцати ядер, наполовину вкопав их в землю.

С мыслью о Родине

Образ Владимира Корнилова в вышедшем в 1911 году фильме «Оборона Севастополя» воплотил один из первых киноактёров страны - Иван Мозжухин. 97 лет назад, в апреле 1919-го, большевики чуть не расстреляли актёра в Ялте, где он гастролировал. Помог арестованному вместе с женой Мозжухину один из красных командиров - давний поклонник творчества артиста.
Будущий актёр родился 26 сентября 1889 года в семье Ильи Ивановича и Рахили Ивановны - четвёртый сын в селе Кондоль Саратовской губернии. Окончив 2-ю Пензенскую мужскую гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. Но после второго курса ушёл в актёры: ещё с гимназии полюбил театр и новомодный синематограф, а заодно и пример старшего брата Александра - оперного певца - помог. Работал в антрепризе, в театральной труппе московского Введенского народного дома, а в 1911-м начал сниматься в компании Александра Ханжонкова. Всего Иван Мозжухин снялся в более чем сотне фильмов, а для некоторых даже писал сценарии. Очевидцы вспоминали, что роль адмирала Корнилова в фильме «Оборона Севастополя», поражающая необыкновенным портретным сходством, стала большой удачей актёра.
В феврале 1920-го вместе с другими артистами, режиссёрами и служащими кинопредприятия России «Товарищество И. Ермольева» эмигрировал из России. Обосновался во Франции, где в 1923-м поставил фильм «Костёр пылающий», сыграв сразу несколько ролей. В нашей стране фильм известен как «Гримасы Парижа». Актёр ушёл из жизни 17 января 1939-го. По воспоминаниям, перед смертью говорил, как жалеет о том, что умирает не на Родине. А свой богатейший архив он и его брат завещали России.

Наталья ПУПКОВА.