Сделано в Крыму

Как полуостров в ВСХКПВ участвовал

28 Август 2018 1236
Фото с сайта oldmos.ru
Фото с сайта oldmos.ru

Крымские чебуреки и вино, чистокровные рысаки и фрукты, консервы из Симферополя и табак из Феодосии, специально написанная картина Николая Самокиша и уникальные вышивки, сделанные крымскотатарскими мастерицами… 95 лет назад они стали частью «чуда Советской власти» - первой выставки в молодой стране - Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной.

На месте свалки
История Всероссийских выставок к тому времени насчитывала без малого столетие: в 1829-м в Санкт-Петербурге открылась первая - мануфактурная. Дабы «ознакомить публику с успехами отечественной промышленности, победить предрассудки, дающие преимущество всему иностранному, и отличиями и наградами за изящнейшие произведения возбудить дух соревнования между фабрикантами и поощрить их к дальнейшему усовершенствованию своих изделий». Затем в регионах стали проводить публичные промышленные и сельскохозяйственные выставки, а первая Всероссийская прошла в 1850-м в Санкт-Петербурге. Вплоть до начала Первой мировой войны выставки в стране проводились ежегодно и неоднократно - до полусотни разной направленности и территориального охвата.
Идея не исчезла и после Великой Октябрьской социалистической революции: если раньше участниками выставок были крупные землевладельцы и помещики, то в молодой Советской России решили устроить праздник-смотр для крестьян. Сто лет назад, в июле 1918-го, на малой Родине Владимира Ленина - в Симбирске - открылась плавучая сельскохозяйственная выставка. В 1921-м делегаты 1-го Всероссийского съезда земельных отделов, комитетов бедноты и коммун обратились к Владимиру Ильичу с просьбой организовать общую сельскохозяйственную выставку Крестьянской республики. Он сразу согласился: «придаю очень большое значение выставке, уверен, что все организации окажут ей полное содействие». Совет Народных Комиссаров создаёт Всероссийский выставочный комитет, а председатель Всероссийского Центрального исполнительного комитета Михаил Иванович Калинин и член реввоенсовета Семён Михайлович Будённый отправляются обозревать Москву, чтобы найти территорию для организации выставки. Нашли её 17 августа 1921-го у Крымского вала… на месте огромной свалки. Её убрали, заодно расчистили территорию Нескучного сада, но выставки в 1922-м не получилось. Предполагалось, что участвовать в ней будут «все входящие в РСФСР автономные республики и области, государственные и общественные учреждения и предприятия, коллективные и частные хозяйства и производства», но неурожай, засуха и, как следствие, голод в некоторых регионах, в том числе в Поволжье и Крыму этого не позволили. Зато уже в 1923-м участников выставки прибавилось: в декабре 1922-го образовался Союз Советских Социалистических Республик, создавшие его вместе с РСФСР, Украинская и Белорусская ССР и Закавказская СФСР тоже пожелали участвовать. Правда, название за выставкой оставили уже закрепившееся документально - Всероссийская, но у Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана появились свои павильоны.
Их вообще было множество, созданных по проектам талантливых архитекторов Алексея Викторовича Щусева, Ивана Владиславовича Жолтковского, Николая Яковлевича Колли и других. Павильоны Животноводства, Механизации, Текстильной промышленности, Кустарной, Лесоводства, Мелиорации, «Махорка», Сахартреста, «Добролёт». Чумы, юрты, крестьянские дворы из разных районов страны, первые советские тракторы, электростанции, в том числе и ветряная, оранжереи, ресторан, стадион, летний театр, гидроаэростанция на 4 аэроплана… Всего построено 255 объектов, общей площадью почти 28 тысяч квадратных метров.
После революции и создания СССР Россия по традиции оказалась в международной изоляции: лишь некоторые государства признали Советскую власть, для них, а также чтобы доказать остальным, что с новым государством можно крепить отношения, создали Иностранный отдел. В нём появились павильоны одними из первых в июле 1923-го признавших Советский Союз Афганистана, Германии (Русско-Германской торговли, Германских сельскохозяйственных фирм и фирмы «Юнкерс Дессау» - той самой авиастроительной, чьи самолёты спустя всего 18 лет будут сбрасывать на СССР бомбы), а также Италии, она признает нашу страну в феврале 1924-го. К слову, выставка имела успех у иностранцев, например, французы и японцы «высказали необычайное удивление размахом и заверили, что современное состояние России даёт основание к установлению с ней дружеских отношений». Франция признала СССР в октябре 1924-го, Япония - в январе 1925-го.
Наш павильон
Создали на выставке и «журналистские павильоны»: «Известия ЦИК» и журнала «Красная Нива», газеты «Беднота».
У нашей газеты, тогда «Красного Крыма», своего павильона не было, но номера издания регулярно раздавались (специально печатали дополнительный тираж) в павильоне «Крым», чтобы посетители, а их на выставке побывало почти полтора миллиона, знали, чем живёт полуостров. И крымчанам о выставке газета рассказывала, направив в Москву специальных корреспондентов:
Н. Бурмана, И. Гурова, Энпе и Е. Бурмакину.
Выставка, о которой писали: «призванная показать достижения страны, познакомить народы СССР друг с другом, стать школой для крестьян», открылась 19 августа 1923 года на месте нынешнего парка Горького в Москве. «Это одно из чудес Советской власти, - писал наш спецкор. - На болоте, свалочном месте, меньше чем в год с небольшими в сущности затратами создали огромную Всесоюзную выставку. Крым будет представлен и в общем отделе, и в собственном павильоне». Места были платные - от 50 копеек за поросёнка до 125 рублей за остеклённую под замком витрину площадью 1 квадратный метр. Но желающих участвовать в выставке было много, тем более, что стоимость поездки в Москву и перевозка всех экспонатов туда и обратно оплачивалась местным выставочным комитетом. Всего отправили 16 вагонов экспонатов - особо повезло, что павильон «Крым» построили рядом выставочным вокзалом, соединённым с окружной железной дорогой. Экспонаты наполняли не только собственный павильон, но и общие отделы выставки.
Почти 16 тысяч золотых рублей потратил полуостров на собственный павильон, придуманный архитектором Моисеем Яковлевичем Гинзбургом: «изображающий Бахчисарайский дворец и художественно расписанный павильон богато декорирован плющом, кипарисами, самшитом и розами. Работами по отделке и украшению руководили художники Константин Богаевский и Усеин Боданинский - полуостров, не успевший оправиться от хозяйственной разрухи, от последствий недорода и голода, сделал всё возможное, чтобы не ударить лицом в грязь и занять достойное место на выставке». Представляли только лучшее: «чудом сохранённые крымские спецкультуры (даже конкурирующий с полуостровом Кавказ признал, что виноградники у нас - лучше. - Ред.) и чистокровных, необыкновенно выносливых лошадей крымской породы, уникальные кустарные изделия татарок Бахчисарайской школы, каракулевые смушки, шерсть, лекарственные травы, карты и статистические материалы, табак, табачные изделия, вино, фрукты в сыром и сушёном виде, хлеб в зерне, виноград, кроличьи шкурки, модели плодосушилок и типичной татарской сельхозусадьбы на Южном берегу, баранов, продукцию местных консервных фабрик, рыбопромышленности, мыловарения, молочного хозяйства и многое другое».
- Бабушка, работавшая на фабрике «Трудовой октябрь», вспоминала, что для выставки они отбирали только лучшую продукцию: сливовое варенье, томаты в собственном соку, перцы в томате, - написала нам читательница Ольга Витальевна. - Для них это был шанс показать своё мастерство и качество продукции Крыма всему Союзу. Кроме закупоренных банок, которые надеялись продать (большинство экспонатов на выставке можно было купить, равно как и заключить сделки на будущие поставки. - Ред.), они привезли и ёмкости продукции для дегустации в столовую павильона. Покупали, по её словам, охотно.
Вообще посетителей в павильоне «Крым» хватало: представителей северных районов страны интересовали крымские фрукты, курильщики торопились запастись уникальным табаком Дюбек, знатоков виноделия интересовали образцы чудом «сохранившихся в подвалах крымских совхозов старых добрых вин». Крымский павильон был двухэтажным: внизу разместили экспонаты, а на втором этаже - крымскую столовую. Рядом с павильоном - крымскотатарская сакля, двор крымского землероба, службы, шашлычная симферопольского центррабкоопа «Товарищ», бойко торгующая шашлыками, чуреками и чебуреками. «Павильон открыл полпред крымской республики Усеин Балич, - писала наша газета. - Его речь, краткая и убедительная, посвящена оценке современного состояния Крыма. Экономическая мощь края растёт и крепнет. Ещё год-два и Крым усилиями трудящихся будет поставлен на ноги. Авель Енукидзе, секретарь ЦИК СССР, отметил высокую степень гражданственности, которою проникнута работа трудящихся крымской республики - раньше - в обороне, теперь -  в хозяйстве. Большое впечатление на гостей произвели выступления татарского хора, исполнившего на татарском языке Интернационал и ряд национальных песен, и оркестра. По окончании осмотра павильона гостям предложены крымские вина и фрукты».
Осмотреть выставку могли и крымчане: Крымвыставком при поддержке властей республики отправлял группы экскурсантов, представителей местных организаций, профсоюзов и крестьян. Они потом с гордостью рассказывали об увиденном, а на полуостров с тех пор потянулись жители других регионов, желавшие воочию увидеть «жемчужину советского ожерелья», как назвал Крым директор выставки Абрам Брагин. В 1939-м в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, потом - Выставка достижений народного хозяйства - крымчане были их постоянными участниками, привозя немало наград.

Кстати

Николай Семёнович Самокиш специально для выставки написал масляными красками большую картину «Голод в Крыму», которая «с изумительным мастерством, без излишней крикливости и театральности передаёт ужасы минувшего голода в Крыму». На выставку её привезли специально: показать, что пережил полуостров накануне, как  смог мобилизоваться, да и гордость у крымчан была, что оставшийся единственный в России мастер батальной живописи Николай Самокиш - наш земляк. Кстати, на выставке была ещё одна его картина - «Атака будённовской кавалерии».

Наталья ПУПКОВА.