Автошколы закроют?

27 Январь 2016 480
Автошколы РК, прошедшие лицензирование, продолжают работать в штатном режиме.
Автошколы РК, прошедшие лицензирование, продолжают работать в штатном режиме. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Республика Крым и ещё пять субъектов Российской Федерации остались без автошкол. А всё из-за того, что учреждения не прошли проверку на соответствие программ обучения и технического оснащения требованиям ГИБДД. После Нового года они не получили разрешения на работу, и учить вождению в этих регионах стало невозможно. Основание для закрытия, судя по всему, - ужесточение правил для автошкол.

По этой причине представители некоммерческого парт­нёрства «Гильдия автошкол» сейчас готовят официальное письмо в Общественную палату РФ и руководству ГИБДД, чтобы власти помогли учебным заведениям выйти из этой тупиковой ситуации.
По данным Госавтоинспекции, в 2014 году в регионах страны насчитывалось 11,5 тысячи автошкол, имеющих лицензию на подготовку водителей, а на начало 2016-го проверку прошли только 4,6 тысячи.
По словам экспертов, около полутора лет назад требования к российским автошколам действительно серьёзно ужесточили. В результате реформы с рынка ушли до 60% организаций, а многие из оставшихся, по их словам, продолжают борьбу за существование.
- На наш взгляд, только усилением контроля и только ужесточением требований к автошколам существующих проблем с подготовкой водителей не решить. И сама реформа вызывает множество нареканий. Так, за полтора года мы так и не увидели административного регламента по приёму экзаменов по вождению, - отметил председатель правления некоммерческого партнёрства «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев.
Эксперт называет сложившуюся систему сдачи экзаменов непрозрачной и коррупциогенной.
В такой ситуации граждане станут искать альтернативные пути получения прав. Например, будут приобретать их на чёрном рынке, где они стоят примерно столько же, сколько обучение в автошколе.
- По данным Общественной палаты, водительские права можно купить за 40-45 тысяч рублей. Примерно столько же сейчас стоит обучение в автошколе, а год назад такие услуги стоили около 12 тысяч. У многих возникнет соблазн не тратиться на сдачу экзаменов. Нас беспокоит и то, что ГИБДД не успевает выдавать удостоверения, процесс столь жёстко формализован, что даже у тех автошкол, что прошли проверку, взяли ссуду, попытались войти в рынок, возникают проблемы. На бюрократические проволочки уходят долгие месяцы.
Немаловажная деталь: список автошкол, которые соответствуют нормам, вывешивается на официальном сайте ГИБДД, то есть, если в базе ведомства официальной аккредитации нет, то и работать организация не имеет права. На сей день действительно ни одной автошколы из шести регионов России на этом ресурсе не представлено.
На фоне того, что новым требованиям соответствуют далеко не все автошколы материковой России, Крым, который совсем недавно начал жить по российским законам, и подавно не успел адаптироваться к нововведениям.
В нескольких автошколах полуострова нам рассказали, что они до сих пор живут по украинскому законодательству и им дали какое-то время на то, чтобы адаптироваться к нынешним реалиям.
По словам одного из руководителей учебного заведения, автошколы полуострова, как и общеобразовательные организации республики, имеют право работать по старым лицензиям согласно закону №84 ФЗ до
1 сентября 2016 года.
Срок заключения на соответствие учебно-материальной базы закончился 31 декабря 2015 года. Теперь крымским автошколам необходимо заново проходить проверочные испытания в ГИБДД при том, что в апреле 2015 года Госавтоинспекция выдала данные заключения, а всё необходимое - имеются в виду автодром, помещения, учебные программы - у автошкол не поменялось.
Сейчас же большинство автошкол вынужденно приостановили набор новых учеников и доучивают тех, кто поступил в прошлом году. А процесс получения нового заключения ГИБДД может растянуться и на полгода, и на год.
В целом же эксперты полагают, что с новой реформой перспективы не будет до тех пор, пока новые программы не приведут в соответствие с сегодняшними реалиями.
Никто не спорит, нужно убирать плохие автошколы с рынка. Но при этом необходимы чёткость требований и логика действий.

Рафаэль ЗАЛЯН.