Арина Новосельская: Крым должен стать творческой базой России

21 Январь 2016 554
Арина Новосельская.
Арина Новосельская. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

На стыке прошлого и настоящего важно и полезно оценить сделанное и наметить перспективы. О том, что было и что будет в отрасли, от развития которой зависит, насколько насыщенной, содержательной, увлекательной и интеллектуальной будет наша с вами жизнь, беседуем с Министром культуры республики Ариной Новосельской.

- Арина Вадимовна, завершился первый этап вхождения республики в культурное пространство России. Что бы вы могли сказать об основных его итогах?
- Прежде всего назвала бы этот этап плодотворным. Работники отрасли, благодаря государственной поддержке всех наших инициатив, обеспечили крымчанам доступ к культурным ценностям всей страны через постоянные гастроли лучших театров, исполнителей, через интеграцию наших библиотек в единую библиотечно-информационную сеть, через тесную связь с музейным фондом Российской Федерации.
- Что считаете достижением минувшего года?
- Отрасль в короткий срок адаптировалась в законодательном поле РФ. Без этого не могли бы работать ни театры, ни филармонические организации, ни библиотеки, ни кинотеатры. Второй наиважнейший момент - интеграция в Федеральную целевую программу и принятие собственной государственной программы «Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым на 2015-2017 годы».
Отвечая на ваш вопрос, нельзя не обратиться к цифрам. Мы полностью освоили республиканский бюджет в сумме
1 млрд. 294 млн. 272 тысячи. Это касается и консолидированного бюджета, составившего 3 млрд. 371 млн. рублей. За год театры, концертные и цирковой коллективы осуществили около трёх тысяч творческих проектов, на которых побывало более 700 тысяч зрителей. Библиотеки приняли столько же читателей только на тематических мероприятиях. Около двух миллионов человек посетили творческие встречи, выставки в музеях. Наши музеи приняли участие в Международном фестивале «Интермузей», в Центральном доме художника в Москве впервые состоялась большая выставка, посвящённая 75-летию Крымского союза художников.
- В течение длительного времени отсутствовали средства на пополнение библиотечных и музейных фондов. Что-то изменилось?
- Ещё как изменилось! Фонды крымских библиотек за прошлый год пополнились более чем на 180 тысяч экземпляров. Значительные средства выделяются теперь на периодику, поэтому крымчане в курсе всех событий, которые происходят в столице и в регионах. Впервые за очень длительный срок стали выделяться бюджетные деньги на пополнение музейных коллекций, а также подготовку и издание художественных каталогов и другой печатной музейной продукции. Благодаря этому приобретено 56 предметов, выпущено изданий на сумму 7,5 миллиона рублей. Хочу обратить внимание ещё на то, что в ведущих музеях наконец-то появились специальное оборудование для хранения коллекций, для реставрации, надёжная охранная и противопожарная сигнализация, системы контроля управления доступом, приборы для поддержания нормативных условий хранения экспонатов, технические средства для программного обеспечения и многое другое. На это потрачено 16 миллионов рублей.
 - Как обстоит дело с реставрацией дворцов-музеев и парков-памятников?
- Распоряжением президента РФ Владимира Владимировича Путина Крыму на это были выделены два миллиарда рублей. Мы разработали три программы развития культуры и сохранения культурного наследия на ближайшую перспективу: до 2017, до 2020 и до 2025 годов. Первая уже утверждена правительством Российской Федерации, и мы её выполняем.
 Что касается парковых зон, здесь ситуация очень непростая сложилась. При украинской власти парковые зоны находились в ведении жилищно-коммунального хозяйства. Теперь они переданы нашему министерству. Не секрет, что на них возведены незаконные строения, потому что земли передавались в личное пользование украинским олигархам. Проводим тщательную инвентаризацию каждого парка-памятника, чтобы установить фактическую территорию, оставшуюся в неприкосновенности.
- Начался Год кино. Желание провести его достойно есть, а вот как с возможностями?
- Есть все основания утверждать, что не подкачаем.  Подготовка к Году кино началась с того, что Ялтинская киностудия теперь вновь принадлежит республике. Историческое здание, в котором зарождалось отечественное кино, прошло историко-культурную экспертизу на придание ему статуса памятника культуры. Завершается процесс получения документов на владение производственными постройками киностудии на Поликуровском холме. Торжественное открытие Года кино совместим с творческим отчётом отрасли перед зрителями за год, который мы назвали «Крым. Культура. Путь к успеху», с анонсом всех событий, запланированных на год.
- Основными событиями станут, безусловно, кинофестивали. Назовите, пожалуйста, главные из них.
- Это прежде всего - «Евразийский мост», презентация которого прошла минувшей осенью с большим успехом. Важной составляющей фестиваля будет рубрика «Молодое кино», в которую войдут и фильмы о Крыме. Уверена, что порадует нас и гостей полуострова творческий проект, предложенный Дмитрием Харатьяном и поддержанный нашим министерством и Министерством обороны РФ, - фестиваль детского семейного кино, который пройдёт в июне в Евпатории. Киностудия «Ялта-фильм» и молодёжный центр Союза кинематографистов России совместно с Фондом поддержки, развития и пропаганды идей мира «Миротворец» проведёт Международный кинофестиваль короткометражного кино «Крым - территория мира».
- Крымчане участвовали в конкурсе Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Кому-то повезло?
- Повезло алуштинцам и судакчанам. Они будут пожинать плоды победы, одержанной муниципальным унитарным предприятием городского округа Алушта «Кино-град» - кинотеатр «Шторм» и ООО «Мир кино» - судакский кинотеатр «Чайка». На выигранные ими гранты будут по последнему слову техники оборудованы кинозалы. Плюс к этому есть ещё программа, специально подготовленная и запущенная к Году кино федеральным Министерством культуры, по которой по 5 миллионов выделяют на клубы вместимостью не менее 350 мест. Оборудование для них закупается на средства Минкультуры России при условии, чтобы 50 процентов проката составляли фильмы российского или советского кинопроизводства.
- Знаю, что «Киномедиацентр» задолго до объявления Года кино начал осуществлять проект для школьников и студентов. В чём его суть?
- В том, что в разных регионах полуострова открыты небольшие кинотеатры, куда школьники и студенты приходят бесплатно посмотреть лучшие советские фильмы, новинки российского кино, классику мирового кинематографа. При этих пусть совсем небольших, но очень важных для местного населения кинотеатрах организованы специальные кружки для детей, где они узнают, как снимается кино. Это сделано благодаря тому, что наш «Киновидеопрокат», преобразованный в «Киномедиацентр», никогда не прерывал контакта с Госфильмофондом и Союзом кинематографистов России, которые поддержали эту нашу инициативу.
- На этой позитивной ноте и закончить бы разговор, да никак не обойти проблемы, будоражащие общественность. Первая - снос старого здания Театра кукол и строительство на его месте нового. Одни требуют сохранить здание, которое, как они считают, влияет на облик центра Симферополя, другие категорически против того, что новое здание планируется сделать многоэтажным. Третьи считают необходимым в первую очередь построить многофункциональный культурный центр. Прокомментируйте, пожалуйста.
И расскажите, каким планируется новое здание?
- Строительство театра кукол включено в федеральную программу, на это уже выделены деньги в размере
1 миллиард 82 тысячи. Старое здание Театра кукол находится в аварийном состоянии, и мы вынуждены перевести труппу временно в Академический русский драматический театр имени Горького. Труппа театра не только сохраняется, но даже пополняется пятью творческими единицами, чтобы руководство имело возможность приглашать режиссёров и актёров на новые постановки. Проект нового здания будет утверждён на градостроительном совете после общественного обсуждения. Приоритет будет отдан тому, который впишется в архитектурную историческую часть города. Речь идёт о трёх или четырёхэтажном здании с двумя залами на 100 и на 300 мест - для больших фестивальных постановок и для малых театральных форм, с помещениями для занятий детей творчеством. Новый театр планируется возвести к 2018 году. Что касается приоритетов. В России дети - главная забота. Именно поэтому решено строить театр для них. Денег на многофункциональный культурный центр со сценами для филармонических классических и эстрадных концертов, оперных постановок пока нет. Но есть возможность по-хозяйски распорядиться тем, что есть. По Федеральной целевой программе в библиотеке Франко появится хороший концертный зал. Он станет дополнением к концертному залу музыкального училища, который планируется отремонтировать и оборудовать по-новому, чтобы он стал настоящей филармонической площадкой.
- Кстати, филармония - это ведь не только территория Симферополя. Когда-то ей принадлежал и Ялтинский киноконцертный зал «Юбилейный», и курортный зал в Алуште. Может, стоит вернуть их по былой принадлежности?
- Вы абсолютно правы, и мы этим занимаемся: в управление филармонии «Юбилейный» уже возвращён, ведутся переговоры с Минимуществом о возвращении Алуштинского курортного зала. В Евпатории передан филармонии в безвозмездное пользование Театр имени Пушкина.
- А что за шум вокруг филармонического камерного оркестра «Камерата Крым»?
- Камерного оркестра с таким названием в Крымской государственной филармонии нет и никогда не было. Это название придумал Александр Юц, временно, с испытательным сроком, поставленный на должность руководителя Камерного музыкального театра, созданного в 1993 году как структурное подразделение Крымского академического русского драматического театра по инициативе художественного руководителя театра Анатолия Новикова и дирижёра театра Николая Антоненко, который бессменно руководил коллективом до 2015 года. В 1998 году Камерный музыкальный театр стал самостоятельным, а в 2014 году вошёл в состав Крымской государственной филармонии. Александр Юц не имеет специального дирижёрского образования, и после окончания срока контракта руководство филармонии пришло к выводу, что уровень его подготовки должности не соответствует. На должность дирижёра Камерного театра приглашён выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории Денис Георгиевич Карлов.
Наша главная задача - сделать Крым южной творческой базой всей России. Чтобы сюда приезжали лучшие художники, лучшие поэты, лучшие режиссёры за вдохновением. Как это было в старые добрые времена. Над этим и работает весь многочисленный коллектив отрасли культуры.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.