Чуб - гроза фашистов

Исполнилось 110 лет со дня рождения известного партизана

3 Июнь 2014 1224
Семья партизана слева-направо: сестра Раиса с сыном Ильёй, дочь Надя, мама Анна Гавриловна, Михаил, тогда зампред облисполкома, с сыном Володей и женой Анастасией. Рядом водитель с сыном. 1949 год.
Семья партизана слева-направо: сестра Раиса с сыном Ильёй, дочь Надя, мама Анна Гавриловна, Михаил, тогда зампред облисполкома, с сыном Володей и женой Анастасией. Рядом водитель с сыном. 1949 год.

Конец 1941-го, полтора месяца с момента фашистской оккупации Крыма. Сообщение Советского информбюро от 18 декабря: «В Крыму умело действует отряд товарища Ч. За несколько дней сожжено 11 вражеских грузовиков, уничтожено из засады до 60 фашистов». И только в штабе партизан, да в Ичкинском отряде знали, что «товарищ Ч» - это их командир Михаил Чуб. «Гроза фашистов», как потом метко называли его друзья. 31 мая исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Ильича.

Труженик земли
Он родом с Поволжья - село Старая Петровка. Старший сын (после родились братья Яков и Иван, сестра Раиса, она всю войну прошла зенитчицей, потом работала заврайсобесом в Симферопольском районе) в семье тружеников Ильи Ивановича и Анны Гавриловны. Поколению, росшему в эпоху перемен, рано довелось повзрослеть - Михаил помогал отцу на земле, одним из первых вступил в комсомол, через несколько лет даже был делегатом Всесоюзного 5-го съезда в Москве. А потом вместе с отцом ушёл воевать на фронт гражданской войны, в 16 лет стал бойцом частей особого назначения, занимавшихся ликвидацией белогвардейцев в астраханских степях. Три года сражался с басмачами в Средней Азии. Мог бы сделать военную карьеру, инициативному толковому парню прочили большое будущее.
- Но папа очень любил землю, животных, выбрал этот мирный труд, - рассказывает дочь партизана Надежда Чуб-Пронина. - Организовывал колхозы в родных местах, окончив Саратовский зооветинститут, был директором совхоза. Талантливого хозяйственника вскоре забрали в Москву - возглавил главное управление овцесовхозов Наркомата совхозов РСФСР. Уже потом в разговорах с ещё одним партизаном Ильёй Вергасовым рассказывал, как пришёл к наркому с рапортом: «Я вырос в степи, люблю сеять, собирать урожай, гонять табуны, пропадать на фермах. Доверьте сов­хоз - не подведу!». Илья Вергасов вспоминал, как умело Михаил Чуб управлялся с лошадьми: «Как-то жеребец рванул поводья, сбил с ног конюха и понёсся на дорогу. А там няни переводили детишек из яслей с одной стороны дороги на другую. Вдруг зычный голос: «Стой!». Жеребец аж на задние ноги присел, и тут же я увидел: Михаил Ильич ловким прыжком достал рукой холку и вцепился в неё. Усмирённого жеребца отвёл в конюшню. «Секрет какой знаешь, Миша?» - спросил я. Он улыбнулся: «Наипростейший: конную академию прошёл в Заволжье, при табунах. Десять годков, брат!». Михаил Ильич жил, не забывая мудрого правила: умный учится, а дурак поучает».
В Крыму Михаил Чуб возглавил Окречненский сельскохозяйственный техникум - ныне учебное заведение в посёлке Советском носит имя партизана, а рядом открыт памятник. На полуострове встретил и любовь - Анастасию Васильевну Тимошенко.
- Первая папина жена, увы, я не вспомню её имя, была учительницей, очень доброй, но она умерла, оставив двух малышей - Гену и Таю, - рассказывает дочь партизана. - А с моей мамой, впрочем, ставшей родной и для старших ребятишек, любившей нас всех без исключения, папа познакомился в Крыму. Кстати, в октябре нашей маме Анастасие Чуб-Тимошенко исполнилось бы 100 лет. Поженились родители в августе 1941-го и в партизанском отряде были вместе. Мама награждена несколькими медалями, в том числе «За отвагу», в отряде была медсестрой. На все папины возражения, попытки отправить в эвакуацию отвечала: «Если будешь ранен в бою, кто тебя вынесет, спасёт». Она всегда была рядом на передовой, а партизаны прозвали её хозяюшкой, всё умела: прекрасные галушки готовила, обшивала всех, ей партизаны даже где-то швейную машинку достали, стирала. В общем, все трудности первого крымского партизанского года мои родители вместе переносили. Очень они любили друг друга.
Первый бой
Когда началась Великая Отечественная, Михаил Чуб просил отправить его на фронт, но ему отказали: «Работай там, где и работал, и жди партийного решения». Оно вскоре появилось - организовать и возглавить Ичкинский (так раньше назывался Советский район) партизанский отряд. Отряд создан 31 октября 1941-го, а спустя пять дней принял бой. Когда комиссар отряда Вера Золотова приняла решение дать фашистам отпор, Михаил Чуб находился на совещании у Ивана Генова, начальника второго района, но как только услышал стрельбу на «своей территории», бросился туда, взял командование на себя.
- Это был первый бой партизан второго района, - рассказывает Надежда Чуб, - по дороге из Карасубазара на Ускут (ныне село Приветное) шли остатки наших частей, госпиталь, их преследовали три фашистских батальона. Чтобы отвлечь врага и дать солдатам уйти, партизаны в районе Нижнего Кок-Асана и решили атаковать. Бой длился около 5 часов.
С октября 41-го по май 42-го Михаил Чуб возглавлял Ичкинский отряд, около полусотни боевых операций провели за это время. Гитлеровцы предупреждали своих трусливой фразой «Ахтунг (внимание), Чуб!». Много позже, когда свои воспоминания Михаил Чуб изложит в книге «Так было», замкомандующего партизанским движением в Крыму Георгий Северский напишет: «Не случайно о храбрости Чуба ходили в партизанском лесу легенды, а о боевых действиях его отряда рассказывали всей стране сводки Совинформбюро». Командующий партизанским движением в Крыму Алексей Мокроусов писал: «Отличительные черты Михаила Чуба - честность, скромность, отвага, глубокая преданность Родине». Бойцы понимали командира без слов, знали, что Чуб никогда попусту не рискнёт людьми, а если будет необходимость, первым шагнёт навстречу вражеской пуле.
- Я знала о папиных боевых операциях по маминым рассказам, по рассказам их друзей из отряда, - признаётся Надежда Михайловна. - Родилась в октябре 1942-го, когда папа всё-таки настоял, чтобы маму отправили на Большую землю. Меня все называли партизаночкой, а моего брата Володю, родившегося после Победы, - «ребёнком Победы». Уже после войны мы вернулись в Крым, жили большой дружной семьёй - родители, дедушка, бабушка и четверо детей - Гена, Тая, я и Володя. 9 Мая - самый главный праздник был и остаётся в нашем доме. Всегда собирались папины и мамины друзья, вспоминали... Из этих рассказов знаю, как в января 1942-го «чубовцы», как все называли папин отряд, разгромили гарнизон в Ени-Сале (ныне Красносёловка), а спустя несколько дней уничтожили многочисленный отряд врагов в бою на так называемой «подкове», горном откосе неподалёку от Нижнего Кок-Асана. Кстати, этот эпизод отражён в диораме в музее школы села Заветного Советского района, созданном Николаем Олейниковым.
Михаил Чуб - один из немногих крымских партизан, награждённый высшей наградой страны - орденом Ленина. А ещё медалями «Партизану Отечественной войны», «За оборону Севастополя», после войны - орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта». В конце 1942-го талантливого командира забрали на Кавказ в штаб партизанского движения.
- Вспоминаю папины рассказы, как самолёт, на котором они летели на Кавказ, был сбит фашистами, и две недели он с товарищами бродил по лесу, неся раненого друга, - говорит Надежда Михайловна. - А потом, после госпиталя, папа ненадолго приехал к нам в эвакуацию - впервые увидел меня. В Крым он вернулся с освободителями в апреле 1944-го, сразу включился в восстановление хозяйства. Возглавлял облуправление совхозов, был зампредседателя Крымского облисполкома, председателем областной секции партизан и подпольщиков Крыма. Всюду успевал, всё старался делать добросовестно. И нас, детей, учил: честно трудиться и любить Родину. Как бы радовался папа, узнав, что Крым вновь вернулся в Россию. Он так этого ждал. Папа и мама всем нам дали образование. Гена дослужился до майора Госбезопасности, Тая, по мужу Шаламова, работала в профсоюзе металлургов в Донецке. Я - врач, была и завдетским сектором обл­здрава, и замглавврача больницы им. Семашко. Володя у нас - подводник Северного флота, капитан 3 ранга. Увы, Гены и Таи уже тоже нет с нами, но они подарили отцу и маме внуков. Всего у нас, четверых детей, их пятеро, семь правнуков продолжают род партизана Чуба. Мы все очень гордимся нашими дорогими родителями - партизанами, защитниками Родины. И никогда не забываем, что живы благодаря им.

Илья Чуб - отец партизана.

Геннадий Чуб.

Наталья ПУПКОВА.