«Братья» на узкоколейке

Трамвайную славу Крыма продолжает Евпатория

26 Май 2014 867
Трамвай у железнодорожного вокзала Симферополя. 1951 год./Фото с сайта www.crimeanblog.blogspot.com
Трамвай у железнодорожного вокзала Симферополя. 1951 год./Фото с сайта www.crimeanblog.blogspot.com

Весёлый перезвон и копеечки на билет... 116 лет назад на полуостров приехали трамваи - в Севастополь. Симферопольскому и Евпаторийскому трамваям в этом году - 100 лет, Керченскому - 80. Но вот уже 44 года трамвайную славу Крыма продолжает лишь Евпатория.

Старший

Севастополь стал третьим трамвайным городом в Российской Империи после Киева и Нижнего Новгорода. Проект в 1896 году предложил как раз и отметившийся в Нижнем Новгороде Рафаэль фон Гартман. Он запускал узкоколейный (ширина колеи -
1 метр) трамвай за свой счёт, и город на 40 лет передавал права на эксплуатацию. Взамен Севастополь сразу получил 10 тысяч рублей (примерно 100 тонн хлеба), налоги и обязательство Гартмана дать свет на улицы и в дома.
А ещё городская управа решала, где каждые 10 минут в течение 14 часов будет проходить трамвай, и цену билета установила - 5 копеек (извозчики на пролётках брали по 20). В августе 1897-го в Лабораторной балке (ныне улица Ревякина) закопали табличку с гравировкой в честь благополучия царствования императора Николая II и ларец с монетами - так отметили начало строительства трамвайной электростанции. Уже через год, 29 августа 1898-го, по Екатерининской (ныне улица Ленина) и Нахимовскому проспекту прошёл первый вагон. К 1914-му почти все районы Севастополя связали пять линий - Круговая, Артиллерийская, Лагерная (чтобы удобнее добираться до Панорамы), Вокзальная и Корабельная. Впрочем, к тому времени городским трамваем ведал уже не зачинатель Гартман: в 1905 году он уступил права «Бельгийскому анонимному обществу трамваев и применения электричества».
- В семье сохранилась трамвайная история знакомства дедушки Василия и бабушки Анны, - рассказывает Дарья Никонова. - Бабушка, такая себе молоденькая мещанка, сидела на скамье в вагоне, как вдруг почувствовала, что кто-то открыл стоящий рядом ридикюль. Схватилась, но поздно: высокий парень уже выпрыгивал на ходу с открытой ступеньки трамвая. Запомнила лишь его огненно-рыжую кудрявую голову. Полицейские поймали воришку при попытке продать серебряную статуэтку - семейную реликвию, которую моя будущая бабушка везла брату. На опознании Анна вновь увидела огненно-рыжие кудряшки и... вдруг простила вора, сказав полицейским, что сама отдала статуэтку. Через несколько дней мой будущий дедушка Василий, который один поднимал трёх младших братьев и сестрёнку, пришёл к ней с огромным букетом сирени.
А ещё Крым обязан севастопольскому трамваю появлением транспортной рекламы, «ожидалок-скамеек с навесами» на остановках, камер хранения забытых вещей, льготного проезда (ученикам и солдатам - скидка на 2 копейки) и правил: нельзя набиваться, как селёдкам в бочке, курить, щёлкать семечки и плевать в салоне. Севастопольцам Советский Союз обязан и междугородным трамваем: 15 ноября 1924 года благодаря инженеру Петру Добронравову и строителям линия соединила Севастополь и Балаклаву. Кстати, крымчанин Павел Гомоля стал в 1933-м лучшим вагоновожатым СССР, а в 1941-м награждён медалью «За отвагу»: спас подожжённый фашистским снарядом трамвай, перевозивший грузы для обороны, в один из последних рейсов, 7 ноября, за день до оккупации Балаклавы. Вагоны севастопольского трамвая ходили дольше: аварийно-восстановительный батальон раз за разом после бомбёжек возрождал трамвайные линии, по которым к передовой везли защитников и грузы. Последний рейс - 20 мая 1942-го: фашисты разбомбили электростанцию. После освобождения Севастополя трамвай не восстановили, а уцелевшие рельсы передали Симферополю.

Средние

Недавно на улице Симферопольской в Евпатории открыли памятник трамваю. Этот вагончик №063 возил людей без малого шестьдесят лет. Так в Евпатории отметили 100-летие трамвайного управления. Сегодня оно носит имя Ивана Пятецкого, с 1969-го почти сорок лет возглавлявшего предприятие. А сто лет назад инициатором появления трамвая в Евпатории стал гласный гордумы Игнатий Лебединский, создавали москвичи - Русское электрическое общество «Вестингауз». Евпаторийский трамвай мог бы стать первым в Российской Империи. Ещё в 1887 году, через шесть лет после появления этого вида транспорта вообще и за 5 лет до появления его в Киеве, местные власти задумались об организации электрического трамвая. Но реализовали идею лишь в конце 1912-го, когда на деньги, собранные в том числе и горожанами, началась прокладка первых линий от городского театра: Центральной - до нынешней улицы Симферопольской, Дачной - до ул. Маяковского и Мойнакской - до грязелечебницы. Трамвай проехал по улицам Евпатории
10 мая 1914-го.
Во время гражданской войны, в 1918-м, евпаторийский трамвай, в отличие от севастопольского, не ходил. Вновь движение началось уже в Крымской АССР в 1924-м. Появилась линия до железнодорожного вокзала. Великая Отечественная прервала трамвайную историю курорта. Многие трамвайщики не вернулись с войны, но их дело подхватили другие.
В 1944-м началось восстановление путей. Стали менять линии, появились новые вагоны и маршруты. Как-то подсчитали, что за сто лет евпаторийский трамвай перевёз более миллиарда пассажиров.
- Очень люблю евпаторийские трамваи, - рассказывает москвич Виктор Неделин. - У нас таких уже не встретишь, а эти возвращают в детство. Они - такие домашние, уютные. Сколько желаний я загадывал, становясь левой ногой на подножку «Трамвая желаний»! Всё исполнились, даже друзей из Москвы специально привозил, чтобы проверить теорию евпаторийской трамвайной мечты, - работает.
А вагончики сельского трамвая в Молочном - это же уникально: идёшь по степи - и вдруг рельсы, мелодичный сигнал. Низкий поклон всем евпаторийцам, кто сохраняет и лелеет трамвайчики. Это незаменимая часть ласковой Евпатории-курорта.
Евпатория осталась единственной в Крыму, где сохранили трамвай, а вот одногодка его из Симферополя исчез. О конных трамваях в Симферопольской гордуме говорили ещё в 1881 году, но до дела - электрического транспорта - дошли лишь в 1911-м, заключив договор с «Бельгийским анонимным обществом». Через год на нынешней улице Гаспринского появились управление трамваев и дизельная электростанция. 31 июля 1914-го по городу прошёл первый трамвай.
- Билет в один конец стоил дороговато - 10 копеек (тогдашняя цена килограмма гречки), - рассказал нашей газете Георгий Славный, создатель музея истории развития электротранспорта КРПП «Крымтроллейбус», - но сбор шёл в пользу семей, чьи кормильцы были мобилизованы на Первую мировую. Потом цена трамвайного билета стала 3 копейки. Первый трамвай был с возможностью управления на передней и задней площадках: когда ещё не было колец разворота, вагоновожатый переходил в другой конец вагона - и ехали дальше. Известны и имена первых вагоновожатых: Степан Канцибер и Мария Литвиненко.
В годы гражданской войны трамвай не ходил. Лишь в 1924-м матросы привезли два дизеля со списанных кораблей и запустили подстанцию. В годы Великой Отечественной фашисты вывезли в Германию почти всё оборудование, а по городу катались на трамвае, который тянули по рельсам заключённые концлагеря «Красный». Но после освобождения города трамвай возродили. Весёлый звонок горожане услышали уже 1 мая 1945-го. Было четыре маршрута: №1 Вокзал - центр - ул. Нижнегоспитальная, №2 Красная горка (район улицы Ростовской и Москольца) - Центральный рынок, №3 Госпитальная площадь - ул. Бетлинговская (ул. Калинина), №4 Вокзал - Оборонная (улица 51-й Армии).
- Первый трамвай в 1914-м прошёл по улице Пушкинской, - рассказывает Георгий Славный, - хотя её жители протестовали, требуя оставить улицу пешеходной. Впрочем, пешеходам трамвай там не мешал, а вот они ему - да: вагоновожатые жаловались, что на Пушкинской у них немеет нога, которой нажимали на пружинную кнопку звонка, прося уступить путь. С Пушкинской начался и закат трамвайной эпохи столицы: отсюда вагончики исчезли в 1954-м. В 1969-м остался только маршрут №4: трамваи уверенно вытеснял троллейбус. 30 ноября 1970 года последний трамвай вышел в последний рейс. На торжественном митинге люди плакали: никакие грамоты не могли заменить частичку души, вложенной в любимые трамваи.
Да и сейчас многие помнят весёлый звонок трамвая, места остановок и «контрольки» (диспетчерские на конечных), уютные вагончики и детские забавы, когда после войны на ходу спрыгивали с открытой подножки и старались пробежать как можно меньше или потом, когда у трамвая появились закрывающиеся двери, бегали с ним наперегонки. Несколько вагонов трамваев столица передала Евпатории. Кстати, ставший памятником трамвай №063 - бывший Симферопольский №100.
В Симферополе на память остался Трамвайный переулок, в музее - фотографии, билеты, часть рельсов и диорама - трамвай маршрута №3, с надписью «Бетлинговская».

Младший

Появиться трамвай мог и в Ялте. Ещё в 1905 году с ней планировали соединить Алупку и Гурзуф, затем - Массандру, Ливадию, Симеиз, но проекты так и остались на бумаге. Зато в 1934-м строительство трамвайной линии начали в Керчи: от Металлургического комбината имени Войкова до Консервного завода движение открыто 7 ноября 35-го. Правда, полностью считать «братом» узкоколейным крымским трамваям керченский нельзя: ширина его колеи была 1,5 метра. В 1937-м трамваи стали ходить от «консервки» до банка (площадь Ленина). Трамвай в Керчи, уничтоженный фашистами, восстанавливать в 1944-м не стали, а вагоны и уцелевшие рельсы передали в Симферополь.
Кстати, есть у России ещё один повод трамвайной гордости. Хотя первый трамвай создали в 1881 году в Германии братья Сименсы, но прообраз его - «рельсовый экипаж с электродвигателем» - придумал русский изобретатель Фёдор Пироцкий.

Наталья ПУПКОВА.