Роман Балаян: Параджанов убил мою гениальность

24 Май 2014 800

Актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер, народный артист Украины Роман Гургенович Балаян окончил режиссёрский факультет Киевского государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого. В 1982 году снял фильм «Полёты во сне и наяву», который удостоен Государственной премии СССР. Самые известные фильмы: «Каштанка», «Бирюк», «Храни меня, мой талисман», «Филёр», «Леди Макбет Мценского уезда», «Ночь светла», «Райские птицы». Награждён орденом «За заслуги» II степени. Любимый актёр Романа Балаяна Олег Янковский считал, что фильмы мэтра отечественного кинематографа отражают все болевые моменты жизни целого поколения и всей большой страны. С этим невозможно не согласиться. В картинах Балаяна прошлое и настоящее не просто сосуществуют, а помогают и героям, и зрителям вникнуть в законы гармонии мира, учат противостоять несовершенству общественных отношений, открывать в себе нечто такое, что не даёт впасть в отчаяние даже в самые трагические моменты предательства друзей и измен любимых...

- Роман Гургенович, вы когда-нибудь анализировали, кого больше - не согласных с вашей концепцией зрителей или ярых поклонников ваших фильмов?
- Научного анализа не делал, но знаю, что у моих фильмов друзей больше, чем у меня самого.
- Пускаясь в режиссёрство, чуть не сказала «во все тяжкие», человеком совсем молодым, на что вы надеялись?
- Сказав «во все тяжкие», были бы недалеки от истины: в режиссёрской профессии терний хватает. На что надеялся? Не просто надеялся, а был убеждён, что лет в двадцать шесть стану гениальным режиссёром.
- Почему именно в этом возрасте?
- Потому что вычитал где-то, что Эйзенштейн снял «Броненосец Потёмкин» в 26 лет.
- И ваше убеждение не было поколеблено?
- Да какой там... После первых опытов, достигнув сорока лет, был близок к тому, чтобы кино покинуть.
- Но ведь опыт-то был небезуспешный: один из первых фильмов - «Бирюк» имел грандиозный успех...
- Когда после успеха оказываешься без работы на целых пять лет...
- А что же произошло?
- Не мог протолкнуть ни один собственный сценарий. Снимать мне предлагали довольно часто. Но... про шахтёров, то, что мне неинтересно. Семья голодает, а я гну свою линию. Эгоист... Зато теперь есть чем гордиться: снимал только то, что хотел, для души. Ни одной картины о партийных функционерах, передовиках производства.
- Сценарии легко пишутся?
- Замыслы придумываются легко. Я вообще-то не пишу, а наговариваю на диктофон. Потом договариваюсь с профессиональным сценаристом, и он облекает это в достойную форму. Сценарист, как и режиссёр, - призвание. Но профессии разные. И каждый должен заниматься своим делом.
- Какие работы коллег последних лет вас впечатлили?
- Последнее десятилетие, кроме «Андеграунда» Кустурицы, меня ничто не ввело в зависть чёрную.
- Почему именно чёрную? Чаще ведь в таких случаях свою зависть обозначают определением «белая»...
- Моя чёрная зависть - это понимание, что никогда такого не смогу. Если бы я снял такой фильм, как «Андеграунд», можно было бы больше ничего не делать: всё сказано, профессиональная вершина достигнута.
- Вы любили работать с Абдуловым, Гурченко, Янковским. А есть молодые, кого хочется снимать?
- Я предпочитаю называть не кого бы снимал, а кого считаю выдающимися актёрами.
В этой когорте - Евгений Миронов, Владимир Машков, Константин Хабенский, Сергей Безруков, как бы ни относились к нему из-за того, что из сериала в сериал прыгает... Олег Меньшиков, безусловно. Сергей Маковецкий, Миша Ефремов... Очень интересные артисты, а главное - со своим лицом, единственным и неповторимым. Вообще в современном кино - много достойных имён.
- Снимаете нечасто: последний по времени фильм вышел, если мне не изменяет память, пять лет назад - «Райские птицы».
- Вы правы. У меня фильмы выходят, как правило, каждые пять лет. А «Райские птицы» не лучший мой фильм.
- Несмотря на то, что получил кинопремию «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии»? Строги вы к себе...
- Да, моё мнение не всегда совпадает с мнением коллег, жюри. Тут уж ничего не поделаешь...
- В каком смысле «не лучший» и какие считаете лучшими?
- В профессиональном. Как и «Две луны, три солнца»... Лучшие - «Поцелуй» и «Талисман». После них - «Полёты во сне и наяву», который все любят.
- Что на подходе?
- Снимаю интересную историю о мужчине 35 лет и двадцатилетней девушке. О их странной встрече... Фильм называется «Ошибка в диагнозе».
- Вы были хорошо знакомы с легендарным Сергеем Параджановым. Что дали встречи с ним, какой след в душе остался?
- Этот гений убил мою личную гениальность.
- Как это?
- Очень просто. Как каждый молодой человек, думал, что я - гений. И вдруг встретил настоящего гения - человека, который за минуту может придумать то, над чем ты бьёшься месяц, а то и больше. Это вводило в комплекс. Но я, может быть, был единственным режиссёром в Киеве, который из-под влияния его поэтического кино вырвался. К параджановскому мышлению мои фильмы никакого отношения не имеют. Но первое, что я подумал, посмотрев его «Тени забытых предков»: вот высота, после которой стыдно снимать кино.
- Но тем не менее дело это не бросили... Многие режиссёры говорят, что снимают о себе. А вы?
- О своём. О се­бе вряд ли... Ни один персонаж в моих не совершит поступок, на который я не способен.
- С каким чувством смотрели художественный фильм «Параджанов» вашей киевской коллеги Елены Фетисовой?
- Мне сложно говорить: я - креативный продюсер картины. И мне первому предлагали её снимать. Но отказался, потому что настолько хорошо знаю Параджанова, что просто копировал бы его... Когда смотрят подобный фильм, сравнивают: похож, не похож... Те, кто знал Параджанова, считают, что не похож. Но главное ведь не это, а то, что есть история. Достоверная, трогательная и эксцентричная, как сам герой.
- Есть ведь два документальных фильма о Параджанове: ваш и Романа Ширмана. Совершенно разные, что, по-моему, очень ценно: каждый добавляет нечто существенное в наше представление о гениальном человеке.
- Картину «Ночь в музее Параджанова» я сделал в 1998 году. Снял то, что больше всего нравится у Параджанова - коллажи. Создавая их, он был свободен: над ним не было ни редактора, ни государственной цензуры. Роману Ширману название картины подсказал я: «Опасно свободный человек». Ему понравилось.
И фильм он снял именно о таком человеке - опасно свободном, жившем без оглядки на чужое, чуждое ему мнение.
- Вы как-то сказали, что художник должен быть всегда против государства. Почему?
- Государство всегда суживает желание личности. А художник - это чересчур личность. Он не может жить по указке. Поэтому настоящий художник работает так, как считает нужным, как ему совесть позволяет, не боясь противопоставить себя идеологии государства, с которой он не согласен. Потому что есть кара другого свойства, и бояться надо её, а не опалы от властей.
- Вам принадлежит и другое высказывание: до середины 80-х годов прошлого века были хорошие фильмы, а потом, получив полную волю, творцы иссякли.
- Это я говорил о своём поколении. Мы жили в несвободе, но пытались прутья клетки раздвинуть. Наши фантазии выросли на сопромате. А когда пришла воля, растерялись: о чём снимать? Про любовь просто? Что о других говорить: мои фильмы стали слабее... В клетках мы были свободнее, чем те, кто так свободно себя ведут сегодня. Мы свою свободу достигали сами. Это было внутреннее освобождение от внешнего. То, что сейчас, - это вседозволенность, а не свобода.
И в жизни, и в кино. Посмотрите фильмы Гай-Германики, передачи Ксении Собчак... Чего только там не несут... Я - матершинник, как и все мужики, но такого мата, как у них, не только не произносил, но и в жизни не слышал.
- Все ваши фильмы наполнены лирикой. Это состояние души?
- Та степень любви, которую я получил в детстве, ничего, кроме лирики, родить не может. Любовь формирует человека, наполняет его душу. Жестокости я не приемлю. Она есть разве что в «Леди Макбет Мценского уезда». Но там жестокость не ради жестокости: у меня героиня всё время мучается - и до, и после убийства. Потому что жестокость всегда рождает страдание. Любовь и жестокость несовместимы - это закон жизни.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.