Так пришёл победный май

6 Май 2014 851
Освобождён Севастополь - освобождён Крым!
Освобождён Севастополь - освобождён Крым!

9 мая 1944-го. До Великой Победы ровно год, но у Крыма своя маленькая победа - за город Севастополь. Впрочем, почему маленькая - огромная, ведь освобождён город-герой, названный так ещё во время обороны в 1941-42-м. Освобождён город русской славы, гордость Крыма. Через три дня последних фашистов пленят на мысе Херсонес. Полуостров полностью освобождён от врага. Вспомним героев-освободителей.

Стратегия и тактика

«Прохладная крымская ночь на 7 мая 1944 года уже готовилась уступить место ясному дню, когда мы прибыли в укрытый от наблюдения с воздуха окопчик наблюдательного пункта корпуса, - повествует в своих мемуарах «В годы военные» дважды Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Пётр Кошевой. - Впереди над Инкерманской долиной ещё плывёт негустой туман. Это хорошо: он скрывает кухни, которые сейчас заканчивают кормление солдат. В бой надо идти с полным желудком. Медики против этого возражают: они думают о полостных ранениях. Солдат же ни о смерти, ни о ранах не помышляет и требует, чтобы завтрак был вовремя да поплотней... До артиллерийской подготовки осталось пять минут... четыре... три... две... одна... На Сапун-гору одна за другой пошли эскадрильи авиации...». Жители города рассказывают, что самую огромную радость они испытали, когда увидели в небе советскую авиацию. По их воспоминаниям, в небе не было свободного места. Живя в оккупации, видя в 1942 году героическую гибель защитников города, получая информацию только из геббельсовской пропаганды, они и представить себе не могли, что за короткое время Советский Союз сможет воссоздать мощную армию, способную побеждать противника.
На всём 12-километровом участке прорыва от горы Сахарная Головка до южного склона высоты Балаклавы артиллерия 51-й Приморской армии открыла массированный огонь. Здесь было сосредоточено свыше 250 орудий на километр фронта. После усиленной бомбардировки авиацией и артподготовки в атаку пошли штурмовые группы. Они шли парами: одна с боем - впереди, а другая, не ввязываясь в схватку, шла позади. Когда первая группа выдыхалась, вперёд шла вторая. Майор Александр Грачёв вспоминает: «Артиллеристы-разведчики одними из первых врывались во вражеские укрепления, совместно с атакующими пехотинцами, личным оружием уничтожали немецкие гарнизоны в укреплениях и тут же корректировали огонь своих батарей по вновь выявленным целям противника. При поддержке действий штурмовых групп мы широко применяли стрельбу с открытых и полуоткрытых огневых позиций, уничтожая противника огнём прямой наводкой. Сосредоточение огня дивизионов и реже полков носило эпизодический характер. Так, при отражении одной из многочисленных контратак противника, при бое за овладение очередным ярусом укреплений, командир второго дивизиона гвардии майор Грибанов Вениамин Петрович, находясь с командиром роты в захваченном блиндаже, вызвал огонь на себя. В результате враг потерял до двух взводов пехоты и вынужден был отступить на исходные позиции.
В послевоенный период Грибанов В. П. - доктор юридических наук, профессор, до последних дней своей жизни возглавлял одну из кафедр Московского государственного университета».

Твои герои, Севастополь

За 2 недели до подхода к городу-герою 21-летний лейтенант Эдуард Асадов принял командование батареей. На рассвете 4 мая 1944 года он с шофёром повёл гружённую до отказа снарядами машину вверх по гористому склону. «Машина попала под обстрел, - рассказывает внучка поэта, преподаватель итальянского языка МГИМО Кристина Асадова. - И так сильно была разрушена дорога, что дедушке пришлось выйти из грузовика и идти впереди, указывая направление. Рядом разорвался снаряд, и Эдуард Асадов был тяжело ранен осколком. На предложение водителя вернуться в санчасть он ответил отказом, хотя истекал кровью. Снаряды доставили вовремя. Правда, дедушка уже был без сознания. А дальше - госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью. Молодость победила, но приговор врачей не оставлял надежды: «Впереди будет всё. Всё, кроме света». Дедушка ослеп. Носил на глазах чёрную повязку, под которой скрывались огромные шрамы. И только дома в кругу семьи мог её снять. За свой подвиг Эдуард Асадов был удостоен звания Героя Советского Союза, почётного гражданина Севастополя. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище, а вот сердце своё он завещал захоронить на Сапун-горе...
Евгения Дерюгина, уроженка Симферопольского района, в апреле-мае 1944 года с ударным батальоном 83-й бригады морской пехоты участвовала в самых жарких боях. Лишь за несколько дней - с 3 по 7 мая - она вынесла с передовой восемьдесят раненых. Последнее письмо пишет 7 мая 1944 года: «Жива, здорова, передаю всем боевой привет. Пока у меня есть время... буду давать знать о себе... Вот просвистела пуля, сволочь, снайпер не даёт писать. Ну вот, мамочка, какая у меня жизнь... Мне очень приятно, что являюсь защитником Севастополя. Вот скоро покончим с ненавистным врагом, тогда буду дома...». Через несколько часов её сразила пуля снайпера. Похоронена была в Балаклаве. Позже по просьбе родных перезахоронена в Симферополе, на первом гражданском кладбище. Именем девушки названы улицы Севастополя и Симферополя. Она изображена на огромном полотне Севастопольской диорамы.
В 1997 году ушёл из жизни последний из известных героев, изображённых в диораме, Илья Поликахин. Во время штурма Сапун-горы он был в передовых порядках 51-й армии, в составе пешей разведки полка. Особо отличился
9 мая в уличных боях в центральной части города. В составе штурмовой группы лично подавил три огневые точки, уничтожив пулемёт и 14 солдат и офицеров противника, водрузил красный флаг на здании гидрометеостанции. После окончания Великой Отечественной войны жил в Подмосковье (город Железнодорожный) и до последних дней работал учителем труда в школе.
8 мая 1944 года Фёдор Матвеев первым с двумя бойцами ворвался на высоту, уничтожил вражеский расчёт и из трофейного пулемёта вёл огонь по противнику. В бою заменил выбывшего из строя командира роты. Был ранен, но не покинул поле боя. К 25-летию Победы Советского Союза над фашистской Германией он вместе с Людмилой Павличенко, знаменитым снайпером 25-й Чапаевской дивизии, зажёг Вечный огонь у обелиска Славы на Сапун-горе.
- Осталось очень мало живых участников штурма Сапун-горы. Они уходят от нас, - с сожалением говорит старший научный сотрудник Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Марина Соловьёва. - Но уже в пятый раз в этом году принимал участие в празднике «Знамёна Славы» Иван Патук. Во время взятия высоты он был командиром подразделения. На вершину вышел одним из первых, в том самом месте, где сейчас располагается здание диорамы. По традиции он сказал приветственное слово от имени всех ветеранов. А мы ему в ответ - слова глубочайшей благодарности.
- Воины 42 национальностей освобождали великий город морской славы, - рассказывает научный сотрудник Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Наталья Чехленко. - И независимо от места призыва они с гордостью называли себя севастопольцами.

Своё сердце Эдуард Асадов завещал похоронить на Сапун-горе.

Оксана ПАВЛЕНКО.