Закон об оккупации: призрачная угроза

24 Апрель 2014 1749
Штамповать нелепые законы у хунты получается превосходно.
Штамповать нелепые законы у хунты получается превосходно.

Киев всё ещё считает Крым территорией Украины и принимает законы, которые никогда не будут действовать на полуострове, но могут создать проблемы за его пределами.

Закон об оккупированной территории претерпел существенные изменения в сравнении с редакцией, утверждённой в первом чтении. В итоге документ потерял ту репрессивную направленность, которая была заложена в него изначально, всего в документ было внесено свыше 200 поправок. Верховная Рада Украины приняла законопроект о временно оккупированных территориях страны. За принятие данного документа во втором чтении проголосовали 228 народных депутатов.
Те нормы, которые могли усложнить жизнь крымчанам, из закона убраны. В частности, исключена статья о коллаборационизме. Под таковым в первоначальной редакции закона подразумевалось любое сотрудничество с органами власти в регионе, что влекло за собой наказание вплоть до 10-15 лет лишения свободы. Отдельные процедуры, например, пересечение границы с Крымом, упрощены. Кроме того, в законе появился раздел, касающийся социальной защиты крымских жителей. Однако многие вопросы, прежде всего касающиеся экономической деятельности, в законе не прописаны - для их регулирования решено разработать отдельные нормативные акты.

Остров Крым

Закон провозглашает, что временно оккупированная территория, т. е. территория Крыма и Севастополя, «является зоной с ограниченным доступом въезда и выезда». Въезд на полуостров и выезд с него возможен лишь через контрольные пункты.
Жители Крыма и Севастополя, а также граждане, проживавшие на их территории по состоянию на 1 марта 2014 года, могут въезжать в Крым по предъявлению паспорта с пропиской - специального разрешения им не потребуется (в отличие от первоначальной редакции закона). Прочие же граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства могут въехать в Крым при наличии паспорта и специального разрешения. Форма специального разрешения утверждается Министерством внутренних дел и Службой безопасности Украины, а выдаётся этот документ миграционной службой.
Для всех лиц, пересекающих крымскую границу, действует пограничный, таможенный и другие виды контроля.
За нарушение пограничного режима или порядка въезда на оккупированную территорию вводятся административные штрафы, а нарушение порядка въезда и выезда «с целью причинения вреда интересам государства» влечёт уголовную ответственность.
В то же время МИД России заявил о том, что для въезда иностранцев и лиц без гражданства на территорию Крыма необходимо получение российской визы.

Выдача паспортов и гражданство

Закон об оккупированных территориях предполагает, что крымчанам, выехавшим за пределы полуострова, можно оформить документы, подтверждающие гражданство Украины и удостоверяющие личность, в миграционной службе по месту фактического нахождения.
Оформление же документов для граждан, оставшихся проживать в Крыму, осуществляет миграционная служба «в порядке, предусмотренном Кабинетом министров Украины» (соответствующий порядок ещё не разработан).
Самым, пожалуй, интересным является тот факт, что именно в вопросе паспортов и гражданства имеется единственная точка пересечения позиций России и Украины, так как обе стороны не отказывают жителям Крыма в возможности иметь два паспорта, а стало быть, и двойное гражданство. При этом следует отметить, что законодательством обеих стран наличие двойного гражданства не предусматривается. И, конечно же, очень важно, в каком статусе крымчане будут выезжать на территорию Украины. Понятно, что крымская регистрация будет действовать на многих, как красная тряпка на быка. Но пакостить гражданам своей страны, коими Украина нас до сих пор официально считает, гораздо проще, чем иностранцам, коими мы по факту являемся в отношении Украины.

Право собственности

Закон декларирует, что на временно оккупированной территории действует право собственности в соответствии с законодательством Украины.
Физические лица, независимо от приобретения ими статуса беженца или другого правового статуса, а также предприятия, учреждения, организации сохраняют за собой право собственности на имущество, в том числе на недвижимость и на земельные участки, находящиеся на временно оккупированной территории, если оно приобретено в соответствии с законами Украины.
В Крыму и Севастополе запрещается заключение любых сделок с недвижимостью и землёй, принадлежащей лицам, которые временно выехали с оккупированной территории, независимо от приобретения ими статуса беженца или другого статуса.
Приобретение и прекращение права собственности на недвижимое имущество на временно оккупированной территории осуществляется в соответствии с законами Украины. В случае невозможности государственной регистрации прав на недвижимое имущество на полуострове Кабинет министров определяет орган государственной регистрации.
Разрешено приобретение права собственности на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, в случае наследования по закону или по завещанию, если получатели относятся к одной из очередей наследников, согласно законодательству Украины.
Любая сделка в отношении недвижимого имущества, в том числе земли, заключённая с нарушением требований законов Украины, считается недействительной.
Как поясняют юристы, для легализации операций купли-продажи недвижимости в Крыму необходимо будет прибегать к услугам украинских нотариусов, иначе сделка будет считаться недействительной. Это впоследствии может повлечь за собой судебные тяжбы. Исключение сделано только лишь для получателей наследства, что соответствует мировой практике.

Социальная защита и пенсии

Как провозглашает закон, социальная защита граждан Украины, как выехавших с полуострова, так и оставшихся проживать в оккупации, осуществляется в соответствии с законодательством Украины. Это касается вопросов занятости, пенсионного обеспечения, социального страхования на случай безработицы, в связи с временной потерей трудоспособности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлёкших потерю трудоспособности, а также предоставления прочих социальных услуг.
Жители Крыма, которые не получают пенсий и других выплат от Российской Федерации, имеют право на получение украинской пенсии. При этом порядок выплат должен определить Кабинет министров Украины.
Также в законе говорится, что «имеют право на социальную защиту в соответствии с законодательством Украины» граждане пожилого возраста, инвалиды, дети-инвалиды, бездомные и другие незащищённые категории.
Граждане Украины, которые уволились с работы и выехали из Крыма, при отсутствии документов, подтверждающих факт увольнения, периоды трудовой деятельности и страхового стажа, регистрируются как безработные и получают выплаты на основании персонифицированных данных Пенсионного фонда Украины.
Граждане, которые из Крыма уехали, но официально не уволились, также могут получить статус безработных. Но для этого им необходимо прекратить трудовые отношения в судебном порядке по месту своего пребывания.
Прекращение других видов занятости, в том числе самозанятости, осуществляется по заявительному принципу и упрощённой процедуре. Однако соответствующий порядок также ещё должен установить Кабинет министров Украины.
Переселенцы из Крыма имеют право на получение материального обеспечения и социальных услуг в соответствии с действующим законодательством Украины по фактическому месту жительства.
Здесь стоит отметить, что никаких механизмов реализации всех вышеперечисленных шагов пока не существует.

Мнения экспертов, общественных и международных организаций

Профессор Лондонской школы экономики, эксперт по международному праву Стивен Хэмфрис уверен, что украинский закон об оккупации не будет иметь никакого статуса в международном праве, за исключением свидетельства того, что так считает Украина.
Этот закон не может объявить об оккупации, он может лишь привлечь международное внимание к своей точке зрения на происходящее в Крыму, поскольку оккупация - это случившийся факт, а не норма закона. Поэтому ни ООН, ни парламент какой-либо страны не может объявить территорию оккупированной, если на ней не находится враждебная армия или если эта армия не контролирует ситуацию. С другой стороны, оккупация может иметь место, даже если никто её не признаёт.
Во всяком случае, убедиться в отсутствии оккупационных войск в Крыму совсем не трудно.
Агентство ООН по делам беженцев на Украине выразило озабоченность в связи с тем, что принятие законопроекта может осложнить или сделать практически невозможным для определённых лиц посещение членов семьи, получение медицинской помощи или распоряжение своей собственностью в Крыму.
Федерация работодателей Украины (ФРУ) просила исполняющего обязанности президента Украины Александра Турчинова не допустить принятия этого законопроекта без проведения консультаций, так как, по мнению ФРУ, текст документа содержит много рисков для украинского бизнеса. И даже Торговая палата США выразила опасение, что принятие законопроекта в редакции, включающей общий запрет хозяйственной деятельности в Крыму, может привести к большим потерям для украинских компаний, потере тысяч рабочих мест и росту социальной напряжённости в регионе.
Результаты этих пророчеств мы наблюдаем сейчас в виде массового исхода украинских банков с территории полуострова. Кроме того, сворачивают свои торговые представительства участники крупного сетевого бизнеса, так как справедливо опасаются серьёзных проблем, которые им обещаны как властями Украины, так и странами Евросоюза и США.
Закон-фантом
Всё самое интересное в подобных документах, как правило, регламентируется подзаконными актами и в тело самого закона не входит. Нередко наиболее значимые моменты документов, имеющих или претендующих на резонанс в системе международных отношений, вообще никак не отражены в официальных бумагах либо имеют гриф секретности.
В отношении закона об оккупации можно сказать, что он побил все рекорды, так как найти сам закон в полном объёме из каких-либо официальных источников нам не удалось. Его нет ни на сайте парламента Украины, ни в интернет-представительстве президента Украины. В то же время имеем массу комментариев по поводу закона от большого количества людей, не имеющих прямого отношения к органам власти Украины, из чего следует, что закон этот всё-таки есть и многие его видели.
С другой стороны, народные депутаты, нажимая на кнопки за принятие закона, за что же голосовали? Впрочем, и здесь есть масса вопросов. Так, закон об оккупации был принят всего 228-ю голосами. После чего депутаты Украины, взявшие на себя ответственность за усложнение жизни крымчанам, естественно, были объявлены крымскими властями персонами нон грата. Тут же выяснилось, что не все нардепы, чьи голоса были учтены, действительно принимали участие в голосовании. В частности, народный депутат Татьяна Бахтеева, чей голос при принятии закона был учтён как голос «за», заявила, что вообще не присутствовала на сессионном заседании и даже предъявила медицинскую справку о болезни.
И если по поводу самого закона об оккупации есть некие сомнения, то по поводу отсутствия каких-либо механизмов его исполнения сомнений нет никаких. На Украине не существует отдельной нормативной базы, которая бы регулировала все проблемные вопросы, связанные с Крымом, и позволила бы реализовать исполнение этого закона. Но это - дело второе. Первое и самое главное - законы Украины не действуют на территории России, в состав которой теперь входит Крым.
Похоже, что власти Украины решили ответить на призрачную оккупацию Крыма фантомным законом. Это, впрочем, вряд ли помешает им портить жизнь крымчанам при пересечении границы с материком, так как изначально закон об оккупации был задуман как месть крымчанам за их выбор - присоединение к России и бессилие правящей верхушки Украины в крымском вопросе.
События на Юго-Востоке Украины отрезвили многие горячие головы и вынудили политических ястребов умерить свой пыл из страха, что вслед за Крымом последует отделение других областей Украины.
Впрочем, эти страницы истории ещё не написаны.

Юрий АВДЕЕВ.