Обдури пенсионера

15 Апрель 2014 544
Фото автора.

Под таким девизом вторую неделю работают крымские предприниматели, которые нашли в переходном периоде свою золотоносную жилу в виде курса рубля по отношению к гривне. Схемы всеобщего надувательства охватили пункты обмена валют, супермаркеты, рынки и совсем крошечные магазины, в которых цену товара на рубли переводят не по установленному курсу, а на своё усмотрение. Уберечься от обмана можно только с помощью калькулятора, который желательно брать с собой даже при походе в булочную.

Как уже писала наша газета, стартовый коэффициент гривны в 3,8 рубля канул в Лету. На минувшей неделе за тысячу российских рублей в обменниках давали по 310 гривен, с понедельника курс поднялся до 340 гривен. Даже такая мелочь, как лишние 50-120 гривен, по мнению вице-премьера республики Рустама Темиргалиева, стали хорошим подспорьем крымским старикам и служащим бюджетной сферы.
Но счастливые «лотерейные билеты» достались лишь тем пожилым людям и служащим с минимальной оплатой труда, которым выдали их начисления до 7 апреля. Обменяв рубли на гривны, они смогли на вырученную разницу купить себе каких-то продуктов по приемлемым ценам. Позже началось: продавцы всех без исключения торговых объектов ринулись менять ценники на свой товар по своему усмотрению по принципу: чтобы стоимость в рублях была значительно выше официального курса. К примеру, за килограмм колбасы по 48 гривен предлагалось заплатить 192 рубля 60 копеек, что примерно соответствует курсу 1:4. Причём российские копейки стали обязательным атрибутом потому, что сдачу с 200 рублей вам дадут исключительно гривнами, ведь российской мелочи в наличии просто нет. Это будет 1,85 гривны вместо 7,40 рубля. Таким образом покупка вам обойдётся на 43,4 рубля дороже, и колбаса получится не по 48, а по 59 гривен.
Просчитавшие нехитрую математику крымчане буквально оборвали телефоны «горячей линии» Совмина РК, и реакция властей не заставила себя ждать. Правительство вынесло постановление, которым всем субъектам хозяйствования независимо от форм собственности было предписано использовать при пересчёте единый коэффициент - 3,1 рубля за гривну. Выполнили требование опять не все: обойдя торговые точки, соответствующие этому курсу ценники мы обнаружили лишь на витринах хлебных павильонов. Остальным и этот закон оказался не писан, так как нашлись другие лазейки.
К примеру, в столичном строительном супермаркете «Эпицентр» только на трети ценников были указания стоимости в гривенном и рублёвом эквивалентах. В большинстве случаев это оказались остатки прошлогоднего завоза. Остальные товары продавались исключительно в рублях, и определить их стоимость за гривны уже не представлялось возможным. При этом на кассе №13, которая обслуживала покупателей с рублями, сдачу считали правильно - по коэффициенту 3,1. Ещё часть товаров была разложена на прилавках вообще без ценников. Как пояснили служащие зала, они не успели провести на них перерасчёт. Поэтому купить, к примеру, коврик ко входной двери можно было только, заплатив за него столько, сколько скажут на кассе. Выбрав аналог такого же, какой приобретали здесь в декабре прошлого года за 19 гривен, мы заплатили за него 106 рублей, что соответствует 34 гривнам.
В сети магазинов бытовой химии и косметических средств «Чистый дом» вообще не стали заморачиваться с курсовыми колебаниями: здесь цены на весь ассортимент указаны только в рублях. На кассе могут принять и гривны и даже перевести их по установленному курсу. Но если вы не поленитесь пересчитать стоимость покупки, то получится, что каждый кусок мыла или пачка стирального порошка подорожали на 20-40%.
Это можно было бы пережить, если бы параллельно не взлетели вверх цены на мясо и субпродукты, крупы, сахар, растительное масло, молоко, фрукты, овощи и прочие продукты первой необходимости. За килограмм свинины, который недавно можно было взять за
45 гривен, уже приходится платить 75 гривен или 230 рублей. По этим фактам пенсионеры теперь взялись обрывать телефоны редакции нашей газеты, доказывая, что вместо выигрыша они снова оказались в глубоком проигрыше. Но у них, в отличие от работников частных предприятий, которые продолжают получать свои зарплаты в обесценивающихся гривнах, есть хоть малый шанс выжить в ценовом коллапсе: следующую пенсию они получат снова в рублях и опять с надбавкой. А вот как дальше жить работающим семьям с малыми детьми - большой вопрос.

Наталия ГОНЧАРОВА.