Подвиг актрисы

14 Апрель 2014 1145
Александра Перегонец.
Александра Перегонец.

70 лет назад, 10 апреля 1944 года, ушли в бессмертие настоящие патриоты, члены подпольной группы «Сокол», действовавшей в годы Великой Отечественной войны в Русском драматическом театре им. М. Горького. Одной из героинь подполья была несравненная Александра Перегонец, блистательная актриса, любимица крымских театралов.

Актёрский дар девочки, родившейся в ноябре 1895 года в Кузнецке Томской губернии, проявились в Калуге, куда семья переехала. Шура с успехом выступала на гимназической сцене, в спектаклях в Офицерском клубе. Тогда стало ясно: её призвание - сцена.
Основатель и руководитель частной Школы сценических искусств Андрей Петровский, чей педагогический опыт высоко ценил сам Станиславский, отметил яркую индивидуальность ученицы в сочетании лирического начала с глубоким драматизмом. Он назвал юную актрису «второй Комиссаржевской».
Начало творческого пути Александры Фёдоровны связано с Петроградским театром миниатюр Фокина, театрами «Би-ба-бо» и «Приют комедиантов». Потом она работала в разных труппах, в том числе и в Московском театре комедии. Вскоре она оказалась в филиале Московского театра комедии, открытом в Казани. Здесь встретилась с будущим мужем Анатолием Добкевичем. В 1925 году актрису пригласили в Ленинградский Большой драматический театр. А в 1931 году судьба привела актёров в Крым: сначала - в Севастополь, затем - в Симферополь, в драматический театр им.
М. Горького. В то время здесь царила удивительно творческая атмосфера, шли лучшие произведения русской и мировой классики, ставились пьесы советских драматургов. Перегонец играет роли, в жанровом отношении близкие к романтической драме: Эсмеральду в одноимённом спектакле, Валерию в «Спартаке», Юльку в «Медвежьей свадьбе». Но главным был, конечно, обширный классический репертуар: Верочка в «Месяце в деревне» Ивана Тургенева, Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега, Мирандолина в «Хозяйке гостиницы» Карло Гольдони, Луиза в «Коварстве и любви» Фридриха Шиллера, Катарина в «Укрощении строптивой» Вильяма Шекспира, Сюзанна в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Полюбилась зрителям её Аня в спектакле «Вишнёвый сад».
В тот же сезон 1934-1935 годов главный режиссёр театра Борис Бертельс включил в репертуар «Любовь Яровую» Константина Тренёва. Рецензент газеты «Красный Крым» И. Столяров писал: «Постановку... надо признать ценной и своевременной». Главной удачей спектакля стали две роли: Добкевич (Швандя) и Перегонец (Дунька). Согласно логике Александра Фёдоровна должна была играть роль Пановой, которая точно «ложилась» на её актёрскую индивидуальность. Современники, видевшие спектакль, вспоминали, с каким восторгом принимала публика работу Перегонец. Это была, по сути, первая острохарактерная роль, исполненная Александрой Фёдоровной.
Ещё при жизни Перегонец начался спор о том, какая же всё-таки она актриса - комедийная или драматическая? Продолжается он и по сей день. Но наиболее точно амплуа Перегонец, думается, определил известный искусствовед Николай Эльяш, видевший многие спектакли с её участием и знавший её лично.
В статье, посвящённой Александре Фёдоровне, он писал: «Перегонец как актриса опередила своё время. Она была мастером тонкого психологического нюанса, пастельных красок. Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия».
Летом 1941 года театр гастролировал в Севастополе. Вечером 21 июня шёл спектакль «Кремлёвские куранты». Возвращаясь в гостиницу после спектакля, Перегонец с Добкевичем последний раз любовались морем.
А ночью их разбудили взрывы... Так ворвалась в их жизнь война. Объявленный на 22 июня спектакль «Машенька» с Перегонец в главной роли уже не состоялся. Поступил приказ дирекции: немедленно возвращаться в Симферополь.
За первые два с половиной месяца войны театр дал свыше 100 выездных концертов в военных частях и госпиталях, шли спектакли на стационаре.
В конце октября 1941 года в Симферополь вошли гитлеровцы. Началось страшное время оккупации. В декабре расстреляли одного из ведущих актёров труппы - Якова Смоленского.
В феврале в гестаповских застенках погиб Анатолий Иванович Добкевич.
Весной 1942 года начался массовый угон в Германию молодёжи. Именно тогда Николай Барышев предложил убитой горем Перегонец создать театральную студию, чтобы спасти хотя бы часть молодых крымчан. Набор в студию осуществляли Перегонец и Елена Алексеевна Одоевская. Как и предполагал Барышев, смысл набора молодёжь поняла сразу. Было принято 50 человек. Позже по просьбе Барышева взяли ещё одну студентку. Это была советская разведчица-радистка Наташа (Татьяна Овсюг).
15 мая по указу оккупантов театр начал работать. Играли русскую классику, музыкальные спектакли, оперетты.
К концу 1942 года подпольной группе театра во главе с Барышевым и Перегонец удалось установить связь с партизанским движением. Подпольщики снабжали партизан медикаментами, тёплыми вещами. Собирали они и разведданные. Барышев принимал активное участие в составлении плана фашистских военных объектов, расположенных в Симферополе. Составленная им карта города с указанием данных объектов передана на Большую землю. В первых числах марта 1944 года начались аресты подпольщиков. Перегонец арестовали 18 марта, а за пять дней до этого, 13 марта, по просьбе своей ученицы Лидии Приваловой Александра Фёдоровна надписала ей свои фотографии. На одной из них есть такие слова: «Любите, любите наш театр. Любите театр, но не себя в театре...». Так могла написать только истинно великая актриса и благородный человек. Эти слова - своего рода завещание Александры Фёдоровны нам, работающим в театре ныне.
Героическая деятельность подпольной группы театра им.
М. Горького увековечена в спектакле «Они были актёрами», на мемориальной доске на фасаде театра. Но очень хотелось бы, чтобы крымчане помнили не только подпольщицу Перегонец, но и прекрасную актрису, которая, работая в Крыму на провинциальной сцене, не уступала столичным «звёздам». И как высший итог - её творческий подвиг слился с патриотическим.

Людмила КАСЬЯНЕНКО.