Незабытый полк

Три медали «За отвагу» и орден Славы - крымские награды Бугдана Мусаеляна

14 Апрель 2014 1217
Хачкар (крест-камень) - армянская часть мемориала защитникам Крыма в селе Глазовка.
Хачкар (крест-камень) - армянская часть мемориала защитникам Крыма в селе Глазовка.

«Крымская правда» продолжает проект «Незабытый полк» - в память о тех, кто не вернулся с войны. О тех, кто защищал и освобождал наш родной полуостров, о тех, чьи родные продолжают искать хоть какую-то информацию о своих героях. О тех, кто в годы Великой Отечественной заплатил здоровьем и жизнью за наше настоящее. Наш долг помнить их, людей разных национальностей и возрастов, в грозные годы вставших на защиту Отечества. Низкий поклон и благодарность героям, к счастью, живущим среди нас. Вечная слава и память ушедшим в вечность. Одни из них - армяне, уроженцы Нагорного Карабаха Аваг Азарянц, Барсег и Бугдан Мусаелян. Все трое сражались за Крым.

Один народ - советский

В нынешних мировых реалиях трудно понять, почему армяне в общем-то из неблизкого к Крыму Нагорного Карабаха защищали полуостров. Некоторым, увы, вообще не понять, почему против фашистов в 1941-м восстали русские и украинцы, белорусы и казахи, армяне и азербайджанцы, крымские татары и чеченцы, буряты и таджики, латыши и грузины и многие другие. Нет, конечно, среди всех национальностей находились предатели, но их было меньшинство, да и не имеет предательство национальности. Впрочем, в Советском Союзе не было её и у подвига. Не делились люди, вставшие на защиту Отечества, на национальности и регионы проживания, не обращали внимания на разрез глаз и речь, они были едины в борьбе, в порыве спасти Родину от фашизма, в мужестве и героизме. И победили тогда, выстояв 1418 дней, только благодаря единству, вере в правоту и любви к одной общей огромной Родине. Один народ, советский, многонациональный, встал на защиту Родины, выиграл трудную битву.
Советские воины разных национальностей вместе спасали от фашизма и Крым. В братских могилах, известных и позабытых, по всему полуострову они навеки рядом - герои. На полуострове после боя нашли последний приют и десятки тысяч армян, среди них - миномётчик Аваг Мангасарович Азарянц, которому на начало войны исполнилось 43 года, и Барсег Бахшиевич Мусаелян, в 1941-м ему был 21 год. По документом они числятся пропавшими без вести. До недавнего времени таковым считали и старшего из братьев Мусаелян - Бугдана Бахшиевича. Но благодаря поисковику и краеведу Вартану Григоряну удалось узнать военный путь героя. Вартан - один из энтузиастов, помогающих установить судьбу защитников Родины, пропавших без вести в годы Великой Отечественной.
- Мы должны гордиться подвигом героев, - уверен Вартан Григорян. - Это касается всех народов, в том числе и армян. По данным историков, каждый пятый из армян, призванных военкоматами Армении, погиб в Крыму, в цифрах - около 20 тысяч. Но данные неполные, ведь армяне и на полуострове жили, и из других республик призывались. Сколько из почти 300 тысяч погибших моих соотечественников отдали жизни за освобождение Крыма, неизвестно. На Керченском полуострове в первой половине 1942 года героически сражалась и почти полностью погибла 390-я армянская стрелковая дивизия, тысячи могил бойцов остались безымянными. В боях за Керчь и Севастополь отличилась сформированная в Армянской ССР 89-я Таманская стрелковая дивизия, заслужившая за освобождение этих городов ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Два полка дивизии, 390-й и 400-й, получили почётное наименование «Севастопольский». Сотни бойцов похоронены на дивизионном кладбище в посёлке Колонка (ныне территория села Войково) Ленинского района. Около 500 бойцов 89-й Таманской стрелковой дивизии погибли за Севастополь. Более полутора тысяч бойцов дивизий покоятся на кладбище в селе Глазовка на Керченском полуострове. Там, неподалёку от памятника «Серебряный солдат», в 2005-м Крымским армянским обществом, благодаря усилиям его тогдашнего председателя Олега Габриеляна, установлен ещё один памятник, изображающий святой крест - хачкар, орла и меч, символизирующих воинов, отдавших жизни за Родину.

Три месяца до Победы

Для политолога, заслуженного деятеля культуры, ректора Крымского университета культуры, искусств и туризма Олега Габриеляна, как и для многих нормальных людей, тема Великой Отечественной - своя, наболевшая. И Керченский полуостров - близок. В годы войны в боях за Крым, предположительно под Керчью, погибли его дедушка, тот самый Аваг Азарянц, и дядя Барсег Мусаелян. Второй дядя, Бугдан Мусаелян, участвовал в Керченско-Эльтигенском десанте в ноябре 1943-го, освобождал Крым весной 1944-го.
- Барсег и Бугдан - братья мамы Олега Габриеляна Седы Суреновны, - продолжает Вартан Григорян. - Долгое время она ничего не знала об их судьбе, искала. И вот наконец удалось узнать о старшем - Бугдане Бахшиевиче, кстати, в этом году исполняется 110 лет со дня его рождения.
Он воевал в 89-й Таманской Краснознамённой орденов Кутузова и Красной Звезды дивизии (два ордена - за Крым, а орден Кутузова - за штурм Берлина). Благодаря электронным базам данных «Мемориал» и «Подвиг народа», созданных при Центральном архиве Минобороны России, удалось узнать, что герой, числящийся 70 лет пропавшим без вести, погиб за 3 месяца до Победы, а в боях за Керчь и Севастополь награждён орденом Славы и тремя (!) медалями «За отвагу».
- К сожалению, найти наградной лист на первую медаль «За отвагу» пока не удалось, известен только приказ командования 390-го стрелкового полка от 25 января 1944-го, - рассказывает Вартан Григорян. - Скорее всего, он получил её за участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции, когда в боях за Керчь в декабре 43-го (по данным другого наградного листа) был ранен. Второй раз ранен в боях за Севастополь. 9 марта 1944-го командир 390-го полка подполковник Карапетян представил стрелка 6-й роты Бугдана Мусаеляна к ордену Славы 3-й степени: «За период с 23 по 30 января 1944 года в боях за Керчь красноармеец Мусаелян проявил мужество и стойкость. В районе хлебзавода и реки Катерлез огнём винтовки уничтожил двух наблюдателей, одного офицера и расчёт крупнокалиберного пулемёта противника». Однако наградили воина тогда второй медалью «За отвагу».
Третью медаль «За отвагу» Бугдан Бахшиевич получил, когда в конце апреля 44-го «при штурме горы Горная на севастопольском направлении, невзирая на опасность, под огнём противника бесперебойно доставлял на передовую боеприпасы. Был ранен». Но в госпитале не задержался. Уже 9 мая 44-го, читаем в наградном листе, «во время штурма высоты Горная во время артподготовки товарищ Мусаелян, рискуя жизнью, с ручным пулемётом подполз через боевые порядки противника. Поставив пулемёт за боевые порядки противника, огнём поддержал атаку нашей пехоты и при отходе противника уничтожил лично более 25 фашистов, захватил в плен 5 фашистов. Во время наступления на высоту 80,0 ураганным огнём по вражеским траншеям обеспечил продвижение нашей пехоты вперёд. В этом бою подавил огневую точку противника и истребил 8 немецких солдат. Достоин ордена Красного Знамени». Однако приказом от 5 июня 1944 года награждён орденом Славы 3-й степени.
- Какие ещё награды есть у освободителя Крыма, предстоит выяснить, - продолжает поисковик. - Увы, до Победы Бугдан Мусаелян не дожил 3 месяцев: участвуя в Висло-Одерской операции погиб 5 февраля 1945-го, похоронен в немецком селе Рампиц у города Фюрстенберг. Но память о нём, так же как о тысячах героев Отечества жива в сердцах благодарных потомков
Это данные лишь об одном из тысяч людей, спасавших Крым от фашизма. Проект «Незабытый полк» продолжается. Будем помнить.

Наталья ПУПКОВА.