Двойные стандарты майдана

Почему главной силой переворота на Украине стали СМИ

12 Март 2014 1216
СМИ на майдане: журналисты или подносчики патронов?
СМИ на майдане: журналисты или подносчики патронов? Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

- Срочно собирайте вещи и езжайте к нам! Мы приютим! - А что случилось? - Ну как же? У вас в Крыму война! Татары взбунтовались, российские войска вторглись и захватили Крым! Диалоги такого рода между крымчанами, их родственниками и друзьями, живущими за пределами полуострова, всё чаще приходится слышать от своих знакомых и друзей. Из-за недостатка объективной информации у многих людей, живущих на Украине, в России и даже далеко за пределами страны, нет реального понимания того, что происходит на полуострове, отчего народ часто впадает в панику. Многим с трудом верится, что в автономии всё спокойно, что благодаря мудрости населения здесь нет серьёзных столкновений и Крым спокойно готовится к референдуму. Даже «зелёных человечков», о которых не говорит только слепой, большинство крымчан воспринимают как надёжный барьер от киевской хунты, а не как «вражеских оккупантов», какими их рисуют центральные украинские СМИ и западная пресса. Информационная война за Крым и Украину - в самом разгаре. Но идёт она главным образом на экранах телевизоров и в социальных сетях. Об этом сегодня и поговорим.

Подмена героев

На примере раздираемой изнутри Украины мир в очередной раз увидел торжество двойных стандартов, давно исповедуемых в американском Госдепе. Говорим «демократия» - подразумеваем развал страны с последующей расстановкой прозападных марионеток во власти. Американцы давно поняли, что смести государственный строй можно не только вторжением войск. О технологиях ненасильственного свержения власти, описанных стариком Шарпом, наша газета уже писала, поэтому сфокусируемся на другом. В эпоху высоких технологий ставка делается в первую очередь на информационную битву, и надо признать, легитимная центральная власть во главе с президентом Януковичем её изначально проиграла. Майданы 2004-го и 2013-2014 годов имеют массу отличий, но в случае с последним общество имело дело с беспрецедентным и беспрерывным потоком лжи, льющейся преимущественно из «зомбоящика». В то время, как главные телеканалы страны называли государственный переворот революцией, а мятежников - «мирными демонстрантами», все видели, как хорошо экипированные протестующие избивали милиционеров палками, камнями, цепями, позже вооружившись «коктейлями Молотова» и огнестрельным оружием. Правоохранителей, дававших присягу народу Украины и поклявшихся защищать государственный строй и конституционный порядок, промайданная пресса безапеляционно объявила защитниками Януковича, умышленно формируя в сознании разгорячённых масс образ внешнего врага. Всё перевернулось с ног на голову: был экстремистом-радикалом - стал народным героем-революционером. И роль прессы в этой псевдогероизации трудно переоценить. По мнению медиаэкспертов, главной движущей силой евромайдана стали не зарвавшиеся боевики-нацисты, а СМИ.
- К сожалению, украинская журналистика как социальный институт давно потеряла своё лицо. Большинство журналистов обслуживает не запросы общества на объективную и правдивую информацию, а интересы своих хозяев. Журналисты своими личными симпатиями и антипатиями подменили профессиональные стандарты. При освещении событий на Украине люди видят перекосы в одну сторону: второй стороне слово либо вообще не дают, либо при подготовке материала делают всё, чтобы это слово было невнятным и неубедительным. Соль в том, что журналисты вышли на эту войну (майдан. - Авт.) не как журналисты, а как подносчики патронов. Информационное пространство заполнила ложь, да настолько серьёзно, что от новостей становится дурно, и у народа возникает паника. При этом об ответственности перед своей аудиторией помнят немногие издания, - считает председатель КРО Национального союза журналистов Украины Людмила Хорошилова.

Зреть в корень

С госпожой Хорошиловой трудно не согласиться. К примеру, чтобы понимать риторику и тональность подачи информации на том или ином телеканале, нужно знать, кто фактически, а не формально над ним стоит. Недавно в Интернете были обнародованы данные о владельцах крупнейших украинских телевизионных СМИ. Неудивительно, что руководят «ящиком» одни известные украинские олигархи. Общенациональные телеканалы «ICTV», «СТБ», «Новый канал» связывают с Виктором Пинчуком. Каналы «1+1», «Тет», «2+2» принадлежат Игорю Коломойскому. «Интер», «НТН» и «К 1» - собственность Дмитрия Фирташа. Оппозиционный «5-й канал» - детище Петра Порошенко, взращённое миллиардером ещё со времени «оранжевой» революции. Вовсе не случайно с началом евромайдана появились и другие ярко выраженные оппозиционные онлайн-каналы: «Громадське ТВ» и «Espresso TV».
Если на минуточку представить, что тот же Пётр Порошенко не теряет надежды в будущем стать президентом Украины, а второй человек в рейтинге самых богатых украинцев Игорь Коломойский уже при новой власти стал губернатором Днепропетровской области, то несложно сделать вывод, под чью дудку всё это время плясали работники подконтрольных им телеканалов.
Борьба за людские умы вовсю ведётся и на просторах Интернета, и в частности в социальных сетях. А в блогосфере вообще нет никаких табу: слухи и фейковые (ложные) новости стали привычным делом, и отличить правду от лжи неподготовленному обывателю довольно сложно. Стоит ли говорить, что во время кризиса получает активное развитие так называемый троллинг, когда интернет-пользователи задают своим идеологическим оппонентам заведомо провокационные вопросы, стремятся высмеять собеседника либо увести разговор от заданной темы в сторону. Бьют по клавиатуре такие пользователи, не щадя своих пальцев, ибо это дело стало прибыльным. Пока одни спорят из идейных соображений, другие получают за свои пакости хорошие деньги.
Недавно информационный фронт с киевских улиц перенёсся в Крым. Благодаря огромному числу зарубежных журналистов Крым получил такую широкую рекламу, о которой раньше Министерству курортов АРК оставалось только мечтать. Но, разумеется, нашествие западной прессы в наш скромный регион следует рассматривать в контексте той же информационной войны. Поскольку за своих соотечественников в Крыму вступилась Россия, то ожидать от западных медиа, кроме критики и откровенной антироссийской риторики, ничего не приходится. Власти Крыма уже заявили, что в настоящее время ведётся активная кампания по их дискредитации в глазах населения.
Что же делать, дабы не утонуть в этом море противоречивых новостей, дезинформации и откровенных слухов? В первую очередь следует помнить, что в это воскресенье состоится всекрымский референдум, который так долго ждали крымчане. И если кто-то пытается его сорвать, искусственно нагнетая страсти вокруг референдума, то, как говорится, ищи, кому это выгодно.

Максим ГОЛОВАНЬ.