Что референдум нам готовит

6 Март 2014 1153
Пришло время крымчанам сказать своё слово. Фото «Рейтер».
Пришло время крымчанам сказать своё слово. Фото «Рейтер».

В скором времени жителям полуострова предстоит принять участие во всекрымском референдуме по усовершенствованию статуса Автономной Республики Крым. Само понятие «референдум» хорошо знакомо политически активным гражданам, однако юридическое наполнение референдума как одного из основных явлений народовластия известно далеко не всем. Чтобы выяснить некоторые тонкости, детали и возможные последствия предстоящего референдума, редакция «Крымской правды» обратилась за разъяснениями к известному в Крыму адвокату Александру ГНЕЗДОВУ, много лет проработавшему в аппарате Верховного Совета АРК.

Референдум (от латинского referendum - то, что должно быть сообщено) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
По юридической силе решений референдумы разделяют на императивные и консультативные. Решение императивного референдума имеет высшую юридическую силу, является окончательным, обязательным для исполнения на всей территории страны и не требует утверждения никаким органом власти. Решение императивного референдума может быть изменено или отменено лишь новым всеукраинским референдумом.
В качестве разновидности императивного референдума выделяют ратификационный референдум, сущность которого заключается в том, что на него выносится принятый Верховным Советом Украины закон, который вступает в силу по результатам референдума. Примером такого референдума является конституционный референдум, который может проводиться на основании ст. 156 Конституции.
Консультативный референдум может проводиться с целью решения важных вопросов общегосударственного и местного значения. Результаты совещательного опроса (консультативного референдума) рассматриваются и учитываются при принятии решений соответствующими государственными органами.
Референдум о статусе Крыма, который состоится в скором времени, относится к разряду консультативных. Он проводится для выяснения мнения и желания крымчан по вопросу придания Автономной Республике Крым расширенных прав и полномочий, позволяющим крымской власти осуществлять политическую и экономическую деятельность с учётом специфики полуострова.
Первое, что сразу же отметил юрист в беседе с нами, - это то, что центральная украинская власть (не только нынешняя - условно легитимная, а практически любая, которую мы успели повидать) последовательно отрицает право народа на непосредственную демократию, внешним выражением которой является не только и не столько выборы, сколько референдум. Путём референдума народ может высказать своё мнение по конкретному вопросу, а не только доверить разрешение этого вопроса выборным органам власти.
Второй момент, отмеченный Александром Гнездовым, касается того, что именно Крым является фактически пионером в вопросе проведения референдума в нашей стране.
Именно в Крыму 20 января 1991 года был проведён первый в истории СССР референдум о воссоздании Крымской АССР, результаты которого были признаны Украиной.
12 февраля 1991 года Верховным Советом Украины был принят Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики», а 19 июня 1991 г. были внесены соответствующие изменения в Конституцию Украинской ССР 1978 года.
Общекрымский референдум 1991 года состоялся на основании временного положения о проведении референдума, разработанного Павлом Борисовичем Евграфовым (в 1997-2006 гг. - судья Конституционного суда Украины) и принятого на внеочередной сессии областного Совета 12 ноября 1990 года.
Возможно ли проведение референдума в Крыму при отсутствии специального общеукраинского закона? По мнению Александра Гнездова, безусловно, возможно.
Во-первых, тому есть прецедент. Первый в истории референдум на территории СССР был проведён в Крыму на основании специально принятого областным Советом положения. Первый Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» был принят лишь 27 декабря 1990 года.
Во-вторых, согласно пункту 2 ст. 138 Конституции Украины организация и проведение местных референдумов относится к ведению Автономной Республики Крым. Следовательно, отсутствие украинского закона, вызванного страхом перед собственным народом, может быть компенсировано принятием положения о проведении общекрымского референдума либо проведением референдума на основании положения 1990 года.
В-третьих, вопрос, выносимый на референдум, не касается изменения территории Украины (то есть не противоречит ст. 73 Конституции, не изменяет положения I, III и XIII разделов Основного Закона), а лишь позволяет выяснить мнение крымчан по вопросу о статусе Крыма в составе украинского государства.
По мнению Александра Гнездова, в связи с общей политической ситуацией, сложившейся после февральских событий в Киеве, было бы уместным поставить ещё несколько вопросов на консультативный референдум, который можно было бы провести вместе с общекрымским референдумом либо вместе с выборами президента:
1) о территориально-государ­ственном устройстве Украины;
2) о русском языке как государственном языке Украины;
3) о вступлении Украины в международные организации исключительно по итогам общенародного референдума.
Проведение такого консультативного референдума, по мнению нашего собеседника, было бы целесообразно согласовать с другими областями юга и востока Украины.
Александр Гнездов как опытный юрист призывает политиков избавиться от страха перед проведением референдумов. В качестве аргумента Гнездов приводит древний и крайне позитивный опыт Швейцарии.
Эта страна известна всему миру не только как родина лучших часов, коммерческих банков и сыра, но и как государство с высочайшим уровнем жизни и завидными демократическими традициями, имеющая аж четыре официальных языка.
Первый референдум там был проведён в 1439 году в швейцарском кантоне Берн по проблемам финансового положения этого административного образования.
Согласно Конституции высшей законодательной властью в Швейцарской Конфедерации обладает народ, выражающий свою волю посредством всенародных голосований-референдумов.
Референдумы в Швейцарии проводятся, как правило, 4 раза в год. Их итогов никто не боится. Вопросы о внесении изменений в Конституцию положительные результаты имели место на 156 референдумах, на 60 - граждане высказывались «против». На законодательных и конвенционных референдумах граждане страны давали положительный ответ в 77 случаях, отрицательный - в 71.
Как видим, очень прогрессивный опыт.
И в конце концов следует признать, что именно референдум является тестом на демократию в любом государстве.
Юрий АВДЕЕВ.

Юрий АВДЕЕВ.