«Своими силами этот дерибан мы не остановим»

Почему жилые дома всё больше вытесняют парки Большой Ялты

1 Март 2014 1305
Забор в Массандровском парке. По данным СМИ, выделенные здесь 30 соток связывают с ялтинским депутатом Геннадием Капкановым.
Забор в Массандровском парке. По данным СМИ, выделенные здесь 30 соток связывают с ялтинским депутатом Геннадием Капкановым. Фото автора.

- Честно говоря, странно это: вроде сейчас не то время, чтобы вкладывать деньги в сомнительные стройки, а уж тем более в запретных для этого зонах. В стране переворот, а они всё никак не уймутся! - удивляется директор государственной администрации Ливадийского, Массандровского и Мисхорского парков-памятников садово-паркового искусства Эдуард Блажко. Они - это застройщики, которые лезут в лакомые зелёные зоны, чтобы выстроить хатынку себе или апартаменты для «трудового класса». Недавно мы сообщали о вырубке более десяти итальянских сосен в Мисхорском парке, где очередной хозяин современной жизни задумал возводить жильё (см. «Бензопила - предвестник стройки», 4.02.2014). По представлению природоохранной прокуратуры за спил насаждений нарушитель заплатит всего 24 тысячи гривен штрафа, после чего... строительство продолжится. После этого случая мы решили обсудить с Эдуардом Блажко самые острые проблемы сохранения вверенных ему территорий.

О будущем думают только в Ливадии?

Все три парка-памятника садового паркового искусства, о которых пойдёт речь, относятся к природно-заповедному фонду и находятся под защитой государства. Границы этих территорий были сформированы ещё в советские годы: согласно постановлению Кабмина УССР в 1960 году Мисхорский парк расположился на 23 гектарах, Массандровский занял 44,1 га, а границы Ливадийского парка были определены в пределах 40,1 га. Как бы теперь ни ругали советскую власть, но тогда все понимали, насколько важны зелёные зоны для культуры и отдыха людей, а уж строить жильё в парке никому бы и в голову не пришло. Но Страна Советов давно распалась, наступили времена капитализма. А в новой стране по новым законам, когда есть что-то общественное, но юридически незащищённое, то его можно вроде как и приватизировать.
- Все наши проблемы пляшут в первую очередь из-за отсутствия правоустанавливающих документов на землю. О каждом из парков следует сказать отдельно. Начнём, пожалуй, с хорошего. Пока у нас нет никаких проблем лишь с Ливадийским парком-памятником: на эту территорию выдан госакт на право постоянного землепользования, и там никто ничего не строит. Депутаты прошлого и нынешнего созывов Ливадийского поссовета отбивали любые попытки отчуждения земли, прекрасно понимая, что нельзя посягать на земли природно-заповедного фонда. Зато с другими парками ситуация просто катастрофическая, - говорит Эдуард Блажко.
Большая часть территории Массандровского парка находится на землях Ялтинского горсовета, часть земель принадлежит Массандровскому поссовету. Но если мэрия не раздавала здесь ничего, то Массандровский поссовет, наоборот, наплевав на интересы местной громады, активно отчуждал землю в парке для физических лиц под жилую застройку. По словам нашего собеседника, наиболее активная фаза «раздачи слонов» происходила с 2004 по 2008 год. По неофициальной информации, каждый участок продавался по цене не менее 200 тысяч долларов. Местное население не раз поднималось на защиту парка, но акции протеста не всегда имели успех. Корреспондент «Крымской правды» прогулялся по Массандровскому парку. В то время, как на тенистых аллеях парка гуляли молодые родители  с детьми, а на лавочках отдыхали люди преклонного возраста, в окнах выросших в парковой зоне особняков по улице Туристской вовсю играли солнечные зайчики. Картина привычная: за высокими заборами отгроханы элитные апартаменты, местами висят баннеры «Продажа». Увидели мы и тот самый скандальный забор, который осенью прошлого года привлёк внимание местных жителей и центральной прессы. За металлической оградой скрыты почти 30 соток. Во время нашего визита никаких работ тут не велось, однако внутри стоял строительный вагончик. Как удалось выяснить журналистам, фактически этот огороженный участок принадлежит депутату Ялтинского городского Совета Геннадию Капканову. Однако, на кого сейчас оформлена эта земля, сказать трудно.

Строить хотят, а «засветиться» боятся

- Мы точно не знаем, сколько внутренних пользователей находятся на нашей территории. Органы земельных ресурсов, государственный кадастр и служба регистрации имущественных прав неохотно дают нам информацию о собственниках этих участков либо вообще игнорируют наши запросы. Отвечают лишь по запросу прокуратуры или суда. Приходится узнавать имена всеми правдами-неправдами. У нас огромное количество материалов направлено по нашей инициативе в суды по поводу отмены вещевых прав на землю, незаконно выданную на территории парка. Ну а люди, которым отводили эту землю, конечно, «шифруются». Пока мы выясним имя и фамилию того или иного пользователя, начнём привлекать его через суд, он быстро составляет договор купли-продажи участка на другое лицо или предприятие, и вся судебная волокита начинается заново. К сожалению, конца-края этому беспределу пока не видно. Суды смотрят, что у парка нет госакта, и принимают решения не в нашу пользу, - поясняют в госадминистрации парков-памятников.
Если в Массандровском парке условно выявлено свыше десяти внутренних землепользователей, то в Мисхорском, страшно подумать, таковых оказалось более девяноста! В итоге из 23 гектаров незанятыми остаётся лишь девять. Если не брать в расчёт учреждения санаторно-курортного комплекса, то львиная доля захватчиков - это люди и фирмы, в пользу которых в тот же период, с 2004 по 2008 год, Кореизский поссовет, превысив свои полномочия, отчуждал землю под жилую и общественную застройку.
- Что такое стройка? Это строительный транспорт и кучи мусора, не позволяющие сохранять положенный природоохранный режим. И это не просто скромные домики: в Мисхорском парке уже выстроено 11 жилых домов, переоборудованных в жилкомплекс. По факту это мини-гостиницы, но поди докажи это в суде. Никто из застройщиков не боится, что рано или поздно вся эта стройка может поползти по склону вниз. Мы пытаемся противостоять, но, честно говоря, людей у нас мало, чтобы что-то остановить. До 1991 года в Мисхорском парке работало 170 человек. Были производственные мощности: сами делали бетон, металлоконструкции и архитектурные формы. А сейчас в организации всего 32 человека, на один парк приходится всего два охранника. А расширять штатное расписание, обеспечив режим круглосуточной охраны, Минприроды Украины не считает нужным, - сокрушаются работники администрации.
Странно, но большинство контролирующих органов вместо того, чтобы пресекать нарушения, ищут виновных не на стройке, а в администрации парков. Например, после недавнего уничтожения сосен возле набережной «Русалка» экоинспекторы грозились оштрафовать не лесорубов, а администрацию парков за то, что они, мол, не выполняют взятые на себя охранные обязательства. По мнению Блажко, цинизм в том, что сама экоинспекция и выдаёт строителям разрешение на спил. Он говорит: при надобности представитель застройщика может предъявить квитанцию об оплате ущерба за спиленные деревья. Выходит, контролирующие органы, чьи пороги обивает застройщик, сами беспрепятственно согласовывают документацию. И кто больше враг для парков - чиновник, отвечающий за охрану природы или земли, или частное лицо, капризно желающее построить дом в зелёной зоне, - большой вопрос.

Выход из тупика

Подходим к главному: что же мешает администрации парков получить госакты и установить границы парковых зон в натуре?
- Когда в 2012 году мы пытались начать работы по установлению границ парков, нам даже денег из госбюджета дали на составление проекта - 800 тысяч гривен. Но эти средства мы не освоили, так как до начала работ у нас не было информации, что земельные участки уже отчуждены. Мы поняли, что не можем набрать прежние 44 гектара Массандровского парка, фактически имея незанятыми 35 га. Дальнейшие работы по выносу границ в натуру сочли нецелесообразными, так как госакт на отведённую территорию нам бы никто не дал. Если же установить границы в пределах существующих сложившихся территорий, получается, что мы легализуем незаконно отчуждённую землю. Но, во-первых, мы не для этого здесь работаем, а во-вторых, установление границ - это элементарно не прерогатива нашей администрации, а задача Кабмина Украины и Минприроды. В Киеве должны либо сами определить орган, который будет устанавливать эти границы, либо пусть передадут средства и решение этого вопроса Совмину автономии. В реальности нужна лишь политическая воля. Власть может либо понудить застройщиков покинуть дома, например, с компенсацией их расходов из бюджета, снести там дома и восстановить этот парк в прежнем виде, либо нужно найти виновных - тех, кто допустил и продолжает допускать застройку Массандровского и Мисхорского парков. Своими силами побороть земельный беспредел в парках мы не сможем, - констатирует Эдуард Николаевич.
Конечно, печально осознавать, что 90% судебных заседаний госадминистрация парков проигрывает лишь потому, что не имеет на руках госактов. Возмущение вызывают и экс-депутаты Кореизского и Массандровского поселковых Советов, разбазарившие заповедные земли парка. Увы, никто из них пока не понёс наказания. Между тем весь коллектив Госадминистрации парков-памятников уповает лишь на городскую и республиканскую прокуратуру, которая вмешивается в ситуацию и в силу своих полномочий хотя бы временно приостанавливает стройки. Как показывает опыт, бороться за спорные в юридическом плане территории в судах тяжело, однако у крымской прокуратуры есть успехи по возврату розданных депутатами земель Ялтинского заповедника, который, кстати, также не имеет госакта. Поскольку призывать застройщиков к сознательности бесполезно, мы просим органы прокуратуры обратить внимание на факты массовых нарушений в парках Большой Ялты, а заодно проверить ранние земельные решения обоих поссоветов и по возможности привлечь к ответу бывших должностных лиц, незаконно раздававших охраняемые земли.

Директор Государственной администрации парков-памятников Эдуард Блажко.

Фото Анатолия СОПИВНИКА.

Кстати

После многочисленных публикаций «Крымской правды» о нарушениях, выявленных экологами-общественниками на территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника, Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура проверила изложенные нами данные и приняла меры. После визита прокурора Александра Челпанова на плато Ай-Петри надзорное ведомство установило факты незаконной коммерческой деятельности в заповеднике: прокат снегоходов, прогулки на лошадях, функционирование лыжных трасс, подъёмников и т. д. Правоохранители установили, что вопреки требованиям безопасности в пещеры Ялтинскую, Трёхглазку и Геофизическую за деньги пускали туристов. Также правоохранители зафиксировали остатки «воздушных мостов» и площадки для роуп-джампинга в скалах и пообещали не допустить функционирования этих аттракционов в этом году. За эти и другие нарушения Прокуратура АРК пообещала привлечь к ответственности должностных лиц Ялтинского заповедника и Региональной экоинспекции Крыма.

Максим ГОЛОВАНЬ.