Вместо заказника - царская охота?

Кто и зачем огородил забором 800 гектаров заказника «Мыс Айя»

18 Февраль 2014 977
Растущие в заказнике деревья пустили в расход для закрепления сетки.
Растущие в заказнике деревья пустили в расход для закрепления сетки.

Туристы и экологи бьют тревогу: восемьсот гектаров ландшафтного заказника республиканского значения «Мыс Айя» отгородили четырёхметровой сеткой-рабицей, за пределами которой рубят лес. Многие севастопольцы недоумевают: кто и зачем «отхапал» такой здоровый кусок природной территории? Мы выяснили: формально от горы Куш-Кая в урочище Казан-дере возводят временный вольер для разведения оленей и кабанов. Хотя любители пеших прогулок по горам боятся, что отныне вход в сердце заказника закроют для туристов, а экологи и вовсе полагают, что здесь готовят место для царских охот.

- К нам часто обращаются жители Балаклавы и Севастополя с вопросом: что происходит на этой территории? Раньше там можно было спокойно ходить, а теперь появился забор. Мы побывали на месте, увидели эту сетку, порубленные деревья, коих навскидку набралось до десяти гектаров. Точную площадь огороженного участка мы назвать не можем, так как сами прошли только часть этой территории. Но у нас тоже возникли вопросы: на каком основании огорожена такая огромная территория и что там собираются делать? - говорит председатель Совета общественных экологических организаций Севастополя Маргарита Литвиненко. - Пока у нас есть информация: мол, там собираются разводить оленей и другую живность для нужд охотников. Но почему тогда изымается настолько большая территория и почему забор занимает почти пять метров в высоту? Олени ведь у нас пока летать не научились. Скорее всего, это сделано, чтобы люди не прошли за пределы территории. Мы обратились в комиссию по вопросам охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций Севастопольского горсовета. На этой неделе комиссия рассмотрит этот вопрос и собирается выехать на место. Депутатам тоже интересно знать что там строят. Также мы отправим обращение в прокуратуру.

Другой севастопольский эколог-общественник Николай Подоляка также критически относится к идее создания вольера для диких парнокопытных в данной местности.

- В результате установки забора повреждена почва, изменён ландшафт территории, пострадал древостой. Эта территория потеряла рекреационную привлекательность, так как тут были нахоженные туристами тропы, а теперь вход закрыт. Но хуже всего, что антропогенная нагрузка на этой территории повлияла на перемещение зверя и птицы. Сегодня (17 февраля. - Авт.) губернатор Севастополя Владимир Яцуба, ссылаясь на европейскую практику, заявил, что они хотят организовать сюда экскурсии, чтобы люди ездили и смотрели, как там живут и размножаются олени. Но это бред! Если бы данный вольер был не в заказнике и в десять раз меньше, то он по идее мог бы способствовать восстановлению биоразнообразия в регионе. А учитывая, что вольер построили в самом центре заказника, всё это смахивает на то, что здесь круглый год будут проводить царские охоты! Если взять миграционный путь кабана, косули, лисы, барсука, зайца от Балаклавы до Ласпи, то вольер соорудили как раз посреди этого пути! Боюсь, что завезут сюда оленей, за сезон их отстреляют, и так будет по циклу. Когда говорят о размножении оленей, то мы отвечаем: для начала не надо их истреблять! Ведь чтобы восстановить популяцию оленя, нужно минимум 15 лет. Мы будем инициировать, чтобы горсовет разорвал договор с этим охотпользователем (Орлиновское охотничье хозяйство.- Авт.). Чтобы подобных эксцессов не возникало, у заказника «Мыс Айя» должны быть выведены в натуру границы. Но власть города всячески тормозят этот процесс, чтобы эту территорию можно было по кусочку отрывать, - считает Подоляка.

Один из депутатов Севастопольского горсовета, пожелавший остаться неизвестным, сообщил нам, что члены профильной депутатской комиссии намерены посетить «прихватизированную» территорию уже послезавтра.

- Вы знаете, что происходит в наших лесах и горах? Первые лица города ездят туда и стреляют копытных за деньги даже в период, когда охота закрыта. Простому охотнику в эти угодья не попасть. Мне сказали, что на территорию за забором даже лесников не пускают. Страшно за будущее: Крым дерибанят с такой силой, что даже мы как представители местной власти многого не знаем. Наши депутатские запросы либо полностью игнорируются, либо приходят ответы не по теме, - сокрушается депутат.

Мы связались с директором Севастопольского лесоохотничьего хозяйства Юрием Трачом, который как главный землепользователь отвечает за данную территорию.

- Последняя таксация 1996 года показала: если ехать из Севастополя в Ялту, то с левой стороны от трассы олень тогда был, а с правой его уже не было. Мы решили завезти сюда оленей для воспроизводства. Сделано научное обоснование необходимости вольера, документы отданы на проверку, они прошли согласование со всеми инстанциями. Сам по себе вольер займёт 200 гектаров, а когда говорят про восемьсот га - это с учётом естественных рубежей: скалы и обрыва к морю.
А сетку поставили, чтобы зверь никуда не уходил и никто там бардак не устраивал. По этой территории будут проходы туристических групп, но после регистрации, без стихийного посещения. Пока мы завезли туда двух оленей, и более подробно расскажем о наших планах, когда в вольере будет сорок особей. А критику я комментировать не буду, - ответил Трач.

Пока охотоведы намерены выселить на огороженной территории подвиды румынского и карпатского оленя и кабана, а также их собратьев, отловленных в Алуштинском регионе. Между тем пользователи туристических интернет-форумов цитируют рабочих, устанавливающих злосчастную сетку-рабицу: «сетку профинансировал какой-то донецкий олигарх, которому захотелось иметь личные охотничьи угодья».

Окажется ли это правдой или вымыслом - покажет время.

Максим ГОЛОВАНЬ.

Фото с сайта 911sevastopol.org