• Экономика
Доллар севу не товарищ
Доллар севу не товарищ
В бак не зальёшь - сеялку не потянешь.

На днях аграрии республики начнут сев яровых культур: традиционно техника выводится на поля в «февральские окна», как только позволяет состояние размокшей от дождей почвы. Из года в год в эту пору не обходится и без неприятных сюрпризов: к началу посевной мы вынуждены констатировать скачки цен на все виды топлива. На этот раз эксперты винят в происходящем политическую нестабильность гривны. Одна ли она виновата, пытался выяснить наш корреспондент.

Как сообщили в Министерстве аграрной политики и продовольствия АРК, все категории хозяйств республики готовы засеять яровыми 293,9 тысячи гектаров сельхозугодий. Эти площади в сочетании с уже раскустившимися озимыми посевами, по подсчётам специалистов, позволят не только обеспечить потребности региона в продовольственном и фуражном зерне, но и существенно поднять пошатнувшуюся в прошлом году экономику сельскохозяйственных предприятий.

Подготовка к этой ответственной на селе поре подходит к концу: обеспеченность кондиционным семенным материалом составляет уже 97% от потребности, или 13,06 тысячи тонн. При этом среднеукраинский показатель гораздо ниже - всего 85%, что вполне обоснованно, ведь посевную мы начинаем раньше других регионов.

Нет ничего удивительного и в том, что к горячей поре селяне успели подготовить 99% имеющейся посевной и 98% почвообрабатывающей техники: у хорошего хозяина кони всегда ухожены. А вот в плане того, будут ли железные пахари сыты, имеются вопросы.

Как сообщил нашему корреспонденту министр аграрной политики и продовольствия Николай Полюшкин, только на февраль крымским аграриям для проведения плановых работ понадобится 11,2 тысячи тонн дизельного топлива и 2,7 тысячи тонн бензина. При таких объёмах разница в 50 копеек, на которые в течение последней недели подорожал литр топлива, выливается в существенную сумму денег.

- Топливо для весенне-полевых работ приобретается непосредственно по мере его необходимости, - отметил Полюшкин. - И никакой возможности избежать лишних трат при подорожании у селян нет. Проблема имеет глубокие корни: у сельхозтоваропроизводителей катастрофически не хватает сертифицированных складов ГСМ и заправочных пунктов. Их общая вместимость по республике составляет лишь 1,2 тысячи тонн дизтоплива и 0,7 тысячи тонн бензина, что почти в десять раз меньше необходимого. Поэтому ограниченные жёсткими временными рамками сева предприятия вынуждены платить за заправку тракторов и грузовиков ту цену, которую запросят нефтетрейдеры.

В то же время, как уже писала наша газета, подорожание топлива мы ощутили как минимум на две недели раньше времени, обозначенного для него экспертами. Имея большие запасы бензина и ДТ, закупленные до падения гривны, владельцы крымских заправок могли бы работать по старым ценам до тех пор, пока не «распечатали» новую партию своего товара. Но отказываться от упавших с неба барышей никто не стал, а расплачиваться за это опять придётся тем, кто скребёт по сусекам.

Именно в такое положение поставил крымских аграриев прошлый год, погодные условия которого погубили более половины планируемого урожая. Поэтому по весне им приходится скрупулёзно подсчитывать расходы. Их много. Для подкормки озимых зерновых закуплено 16,1 тысячи тонн азотных удобрений, а это лишь 74,5% необходимого. Также проводится борьба с вредителями и болезнями озимых - уже обработаны все «приболевшие» 42,5 тысячи гектаров посевов.

Для семян, которые весной только предстоит заделать в почву, нужно закупить 21,5 тысячи тонн протравителей, 712,5 тонны средств защиты растений. А ещё после морозов в срочном порядке нагоняются темпы обрезки садов и виноградников, лишние деньги приходится платить и за подорожавшие к весне корма для животных. Ни на одном из перечисленных показателей не сэкономишь - себе дороже, а бюджет ФХ или КПС - не резиновый.

Но своя правда есть и у владельцев крымских сетей автозаправочных станций: с ростом курса доллара им приходится перестраивать свои схемы финансовых расчётов.

- Если мы не поднимем цены на топливо сразу после изменения курса валюты, - пояснил нашему корреспонденту анонимный источник, - позже на закупку новой партии топлива придётся изыскивать дополнительные финансовые резервы, а это невыгодно. Таковы законы правильного ведения бизнеса.

Исправить возникший перекос могли бы активные действия Антимонопольного комитета Украины, но, как правило, штрафные санкции за финансовый сговор по действующему законодательству существенно опаздывают во времени. Пока кто-то заплатит штраф государству - поля заколосятся, и селянам нужно будет думать о том, чем заправить комбайны к уборочной.

Наталия ГОНЧАРОВА.

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Предыдущий опрос

Минтранспорта и Минэкономразвития Крыма высказались за строительство одновременно с трассой «Таврида» железной дороги из Керчи через Белогорск на Симферополь. А вы как считаете - нужна такая дорога?

94%

Очень нужна.

3%

Не нужна.

3%

Не знаю.

0%

Я езжу на машине.