Захарченко: 30 ноября «Беркут» разогнал не студентов, а «Правый сектор»

7 Февраль 2014 1113

Представители радикально настроенных участников акций протеста принимали участие в столкновениях 30 ноября, когда произошел так называемый разгон «евромайдана».

Об этом заявил и.о. министра внутренних дел Украины Виталий Захарченко в интервью газете «Комсомольская правда в Украине», которое опубликовано на сайте МВД.

- 29-го числа студенты заявили, что прекращают протестные акции. Ближе к полуночи все начали расходиться. Оставалось около 500 человек, но это были уже другие люди - представители так называемого «Правого сектора» - подчеркнул Захарченко.

По словам и.о. министра, эта радикальная группа, как и подобные ей, появилась не 19 января, а проявила себя в первые же дни противостояния.

- Когда нам говорят, что пострадали несовершеннолетние, мы этого не отрицаем. Просто нужно понимать в каких организациях состояли эти дети. Помните видео: 1 декабря на Банковой парень в маске бьет цепью бойцов внутренних войск. Так вот, ему всего 15 лет. На всякий случай говорю, для информации, - отметил он.

Захарченко заявил, что у «Беркута» не было прямого приказа о силовом разгоне.

- Мы исследовали все материалы, в том числе и те, которые обнародовал народный депутат Анатолий Гриценко - об оказавшемся у него случайно перехвате радиоразговоров. Прямых команд применить физическую силу никто не давал. Речь шла о том, что спецподразделение "Беркут" начало вытеснять митингующих. В спецназ полетели камни, горящие палки, взрывпакеты. Формально у сотрудников милиции появилось право на применение физической силы. Случилось то, что случилось. Я лично в тот же день дал свою оценку: действительно была применена излишняя сила. Следствие ведет прокуратура, а все точки над «і» расставит здесь суд, - подчеркнул и.о. министра.

На вопрос о целесообразности приказа об оттеснении митингующих Захарченко ответил, что с ним этот приказ согласован не бвл

- Вот этот вопрос мне самому очень интересен. По горячим следам этот вопрос был рассмотрен на открытой коллегии в министерстве. Ответственность за проведение этих мероприятий взял на себя начальник милиции Киева Валерий Коряк. Чтобы понятно было, по нормативным документам всеми операциями в столице руководит исключительно начальник ГУМВД. Он самостоятельно принимает решение, ни с кем не согласовывая, - подчеркнул он.

Захарченко также отметил, что и до 30 ноября акции оппозиционных сил не носили мирный характер

- Мы помним прекрасно, что в ноябре 2013 года было два Майдана - на самом Майдане и на Европейской площади. На одном мирно стояли студенты, которые хотели интегрироваться в Европу. На другом - на Европейской площади преследовали конкретные оппозиционные политические цели и интересы. И вот здесь агрессия проявилась еще 24 ноября, когда были первые нападения на милиционеров. Это осталось незамеченным ни СМИ, ни общественностью, но сохранилось в наших материалах. Задокументировано и то, как сломали шлагбаум - железную трубу, которой били наших сотрудников под Кабмином, другие негативные события, - отметил и.о. министра внутренних дел.

По мнению Захарченко, радикалы пытались спровоцировать правоохранителей на применение силы.

- Если бы милиция применяла все разрешенные законом средства, то последствия массовых беспорядков, которые переросли из мирных в далеко не мирные, могли бы быть гораздо страшнее. Взять хотя бы нападение на конвой под Святошинским судом. Те, кто провоцировал на это людей, прекрасно знали, что конвой вправе применить оружие - настоящее огнестрельное, а не «резиновое». Думаю, именно этого и добивались экстремисты, - подчеркнул он.