Шаг навстречу

17 Июль 2012 638

Главным событием минувшей недели стало пятое заседание межгосударственной украинско-российской комиссии под председательством президентов Владимира Путина и Виктора Януковича. Результаты встречи в Ливадийском дворце, разумеется, нет причин сравнивать с результатами Ялтинской конференции, определившей устройство мира после Второй мировой войны, однако они достаточно значимы для дальнейшего развития отношений между двумя постсоветскими державами.

Делёж объединения ради

Одним из итоговых документов стало совместное заявление сторон о делимитации морских пространств в Чёрном и Азовском морях, а также в Керченском проливе.

«Украина и Россия считают важным осуществить делимитацию морских пространств в Азовском и Чёрном морях, а также в Керченском проливе в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнёрства, с учётом законных интересов обоих государств. Они приветствуют существенный прогресс в переговорном процессе прежде всего в том, что касается Керченского пролива, рассматривая его в качестве основополагающего фактора для комплексного урегулирования в этом районе, - говорится в документе. - Обе стороны исходят из целесообразности по достижении согласия в отношении всех упомянутых пространств заключить украинско-российский договор, охватывающий Азовское море, Керченский пролив, сопредельные территориальные моря, континентальный шельф и исключительные экономические зоны двух стран в Чёрном море. Соответствующим ведомствам двух стран поручено подготовить такой договор для подписания».

Признает ли российская сторона морские границы Украины в том варианте, на котором последовательно настаивали украинские дипломаты, станет окончательно известно после подписания полноценного двустороннего договора о границах.

Однако, судя по тексту совместного заявления, можно с большой долей вероятности предположить, что решение проблемы, наконец, найдено: «Стороны подтверждают необходимость обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, включая устойчивую работу и развитие Керчь-Еникальского канала, путём создания совместной украинско-российской корпорации по управлению этой наиболее надёжной судоходной артерией в Керченском проливе. Украина и Россия активизируют двустороннее сотрудничество в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности, а также в других сферах, с целью завершения работы над соответствующими соглашениями». Пожалуй, договор о совместном использовании судоходной части пролива - единственно возможное решение, позволяющее «сохранить лицо» и учитывающее интересы обеих сторон.

Крымский мост

Председатель Совета министров автономии Анатолий Могилёв высоко оценил значение ливадийской встречи двух президентов и итоги пятого заседания украинско-российской межгосударственной комиссии.

- Проведение мероприятий такого уровня в очередной раз подтверждает статус Крыма как перспективной и объединяющей площадки для сотрудничества двух государств. Это положительно влияет на имидж Крыма и, безусловно, даст мощный импульс для развития диалога между Украиной и Россией, - отметил глава крымского правительства Анатолий Могилёв, принимавший участие в работе межгосударственной комиссии.

Председатель Совета министров напомнил, что Крым уже подписал соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях с 22 регионами России, а в настоящее время готовятся к подписанию еще 19 аналогичных документов.

- Что немаловажно, активными темпами развивается сотрудничество с Россией в торгово-экономической сфере. В первом квартале этого года экспорт Крыма в Россию вырос на 40 процентов, - отметил председатель Совета министров.

Как уже сообщала наша газета, о том, что переговоры о морских границах действительно сдвинулись с мёртвой точки, свидетельствует выделение Россией первого транша в размере полумиллиарда рублей на проектирование транспортного перехода Керчь - Кубань.

Накануне ялтинской встречи двух президентов глава исполнительной власти автономии сообщил, что Виктор Янукович и Владимир Путин уже договорились о создании совместной проектной группы по строительству транспортного перехода через Керченский пролив.

- Если мы мост построим, это поднимет экономику всего восточного Крыма, - отметил Могилёв. - Мост, естественно, потребует развития инфраструктуры, железнодорожных путей, автомобильных дорог. Водовод нужен, линии электропередачи нужны. Поэтому этот проект очень выгоден.

Напомним, в апреле 2010 года во время встречи в Харькове президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев подписали в том числе соглашение о строительстве моста Керчь - Кубань.

- Медведев сказал, что до 2014 года мост должен быть построен. Для нас, для крымчан, это будет огромнейший прорыв, в первую очередь экономический и социальный. Это развитие инфраструктуры, коммуникаций, рекреации, - сообщил о результатах харьковской встречи тогдашний глава правительства автономии Василий Джарты.

Весной прошлого года сообщалось, что проект одного моста через Керченский пролив планируется подготовить к концу 2013 года.

Строительство Крымского моста даст возможность создания самого короткого пути Европа - Азия.

Принуждение к Евразийству

Оценки результатов встречи двух президентов в Ливадийском дворце, мягко говоря, неоднозначны. Одни говорят об очередном провале «газовых переговоров», другие отмечают стратегические соглашения по расширению взаимодействия между странами в самых разных сферах - от экономических до гуманитарных.

- Вот как раз этот момент подчёркивает два противоречивых и как бы взаимоисключающих подхода к оценке нынешнего состояния украинско-российских отношений. С одной стороны, Путин ещё раз подтвердил, что не намерен отступать от политики принуждения Украины к его Евразийскому проекту, первой фазой которого является вступление в Таможенный союз. Для России это очень важная стратегическая цель, глобальная цель, условие выживания России в формирующемся сейчас миропорядке XXI века. И Россия от этой цели отступать не будет. Поэтому в последние годы эта политика стала своего рода «камнем преткновения» в отношениях между Кремлём и Банковой. Ведь последние полтора года отношения между Украиной и Россией были в известной мере «заморожены» в политической сфере. При этом в торгово-экономической сфере они всё равно развивались, это остановить невозможно, - отмечает политолог Александр Форманчук. - Ялтинская встреча, как предполагалось, должна была в определённой степени разморозить поиски решения некоторых межгосударственных проблем. С одной стороны, Путин не отказывается, подчёркиваю, и не намерен отказываться и дальше от этой политики «принуждения». С другой стороны, эта политика вовсе не исключает, а наоборот, должна усиливать взаимодействие двух государств в торгово-экономической сфере и других сферах, сближение в которых не будет мешать планам Путина по будущему формированию этого Евразийского интеграционного проекта. А учитывая, что в отношениях между Украиной и Евросоюзом сегодня возникла полоса «мёртвого штиля», то как раз Ялтинская встреча могла в некоторой степени «разморозить» отношения с Россией. Это и произошло по ряду направлений. В газовой сфере сдвигов по понятным причинам произойти не могло - это главный козырь Путина в политике принуждения Украины к Евразийской интеграции, здесь уступок не было и не предвидится. Но в других сферах взаимодействия, конечно же, нужно было продемонстрировать стремление к нормализации отношений. Важными элементами нормализации как раз и являются все эти весьма болезненные вопросы, касающиеся границ. Поэтому подписание соглашения по Керченскому проливу имеет очень важное значение и свидетельствует о том, что стороны нашли взаимоприемлемую формулу решения вопроса. Я не исключаю, что это не только совместная эксплуатация Керченского пролива, но и совместная разработка залежей углеводородов, которые находятся в шельфе и прибрежной зоне. Всё это можно только приветствовать. Так же как и договорённости по транспортному переходу, который всё равно нужен в любом варианте для наращивания торгово-экономических отношений Украины и России с одной стороны, а с другой - это очень важный фактор взаимодействия всех причерноморских государств. Вот в этой части Ялтинская встреча имеет, безусловно, позитивный результат. Во всём остальном ожидания каких-то крупных сдвигов были, как и следовало предполагать, преждевременными.

Отступление российской стороной от намеченного заранее графика встречи, по мнению эксперта, не было случайным.

- С самого начала, с первых минут пребывания на крымской земле, Владимир Владимирович подчеркнул, что в этой двусторонней игре он играет первым номером. Остановка для встречи с «Ночными волками» - это демонстрация, как и то, что он «заглянул на огонёк» к Виктору Медведчуку, - считает Александр Форманчук. - Всё это как раз и говорит о том, что «политика принуждения Украины к Евразийству» остаётся главной стратегической целью Путина до тех пор, пока администрация Януковича не будет готова воспринимать предложения президента России. В отношениях Украины и России, как и в отношениях Януковича и Путина остаются серьёзные расхождения, которые пока не преодолены.

История Крымского моста

Идею строительства моста через Керченский пролив высказал личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер в начале 1943 года. Однако полностью реализовать идею Шпеера гитлеровцы не успели. Мост был построен уже после освобождения советскими войсками Крыма в 1944 году. Просуществовал он недолго, так как не имел ледорезов. Зимой северо-восточным ветром из Азовского моря в пролив нагнало лёд, который в феврале 1945 года разрушил опоры. Интересно, что за несколько дней до разрушения по мосту вполне благополучно прошёл поезд советской делегации, возвращавшейся с исторической Ялтинской конференции, закончившейся 11 февраля.

Восстанавливать мост не стали, а остатки опор мешали судоходству до конца 60-х годов.

После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив заявляли неоднократно как российские, так и украинские политики. В обеих странах предпринимались попытки создания технико-экономического обоснования проекта. Так, в 2006 году украинский Минтранс занялся разработкой проекта моста, однако его реализация была остановлена из-за неурегулированности вопроса о делимитации границы между Россией и Украиной в Керченском проливе. В 2007 году мэр Москвы Юрий Лужков заявлял о возможности участия Правительства Москвы в финансировании проекта. Весной 2008 года МИД Украины запретил властям Крыма предпринимать какие-либо действия в этом направлении «до политического решения этого вопроса на уровне Совета национальной безопасности и обороны Украины». Тогда в истории моста наступила пауза, продолжавшаяся до заключения исторических Харьковских соглашений.

Николай ФИЛИППОВ.