С новой победой, Похвалин!

29 Январь 2014 1156
Игорь Похвалин на вершине Сан-Франциско.
Игорь Похвалин на вершине Сан-Франциско.

Игорь Похвалин - первый крымчанин, которому покорился самый высокий на планете вулкан Охос-дель-Саладо на границе Чили и Аргентины. Международная экспедиция 16 дней шла к цели. На грозной вершине появились крымский и украинский флажки, развёрнутые нашим путешественником. Хотя, говорит альпинист, его достижения не нужны нынешней власти.

Наш земляк - первый и лучший

Симферопольский хирург Игорь Похвалин, работающий в Республиканском онкологическом диспансере, известен и коллегам-медикам, и обычным жителям полуострова. Достаточно сказать, что он в 2008 году стал единственным представителем Украины, выполнившим программу «Семь вершин континентов» - поднялся на южноамериканскую Аконкагуа, антарктический Винсон, африканский Килиманджаро, североамериканский Мак-Кинли, азиатский Эверест, европейский Эльбрус, австралийско-океанийский Карстенз Пик. С нашей газетой Игорь Похвалин дружит давно. Мы первыми поздравили его с покорением Арарата, вручением ордена «За мужество», удачным походом в Антарктиду, беседовали с ним как с философом.

Сейчас путешественник почти завершил программу «Семь вулканов» - пятую точку, кроме иранского Демавенда, опять-таки Килиманджаро и Эльбруса, мексиканского Орисаба, отметил на первом вулкане мира Охос-дель-Саладо высотой 6893 м. Российско-украинско-чилийская команда добивалась успеха с 3 по 19 января. Через два дня Игорь Васильевич вернулся домой и пообщался с «Крымской правдой».

- Вулкан Охос-дель-Саладо по одним данным - действующий, по другим - потухший. Мы не видели его активности, поэтому считаем его недействующим. Экспедиция организована международным клубом «Семь вершин» со штаб-квартирой в Москве, его президент Александр Абрамов - серьёзная фигура в современном альпинизме, - пояснил 56-летний Игорь Похвалин. - Экспедиция на Охос-дель-Саладо очень сложная алгоритмически: вершина расположена в пустыне Атакама - самой безводной в мире, там ничего нет, и всё надо везти с собой. Нам необходимо было отработать автомобильную логистику. В походе участвовал я - единственный с Украины, десять россиян и чилиец - местный гид.

Акклиматизация восхождениями

Восхождение на Охос-дель-Саладо - технически сложное, особенно в конце. Если в начале - до 6400 м - преодолевается технический снежно-ледовый склон, дальше же - скальный подъём, поскольку сама вершина возвышается на 400 м над кратером. До высоты 5800 м можно проехать на хорошо подготовленных машинах по проложенным американскими компаниями дорогам, а после - топать ногами. Много времени тратится на высотную акклиматизацию.

- Мы стартовали в чилийской провинции Атакама - из маленького шахтёрского города Капиапоп, где нет даже воды. Оттуда шесть или семь часов езды до огромного национального заповедника Атакама, через Долину смерти. Из воды - только солёные лагуны типа Мёртвого моря. Акклиматизация прошла успешно: мы поднялись сперва на вершину Сьете Эрнандес (4800 м), потом - на вулкан Сан-Франциско (6016 м), - объясняет альпинист. - Затем мы забрасывали снаряжение и продукты в лагерь Атакама (5260 м), далее - в штурмовой лагерь Техос (5800 м), нам оставался километр пути - по вертикали, с уходами влево и вправо от маршрута. Последняя часть, завершающая восхождение, - со всем арсеналом альпинизма: страховки, верёвки, жунары, кошки и так далее. Погода с утра была отличная, потом выпал снег (даже в пустыне Атакама, где никогда не бывает осадков, выпало 20 см снега) - нас засыпало на опасном спуске, сверкали молнии, видимость - до 30 см, залепливало глаза.

Игорь Похвалин не утверждает, что он - единственный с Украины, покоривший Охос-дель-Саладо, поскольку до него было несколько донецких альпинистов. Но он не видел их вершинных фото. Существует порочная практика - дойти до кратера, а затем сказать, что был на вершине.
У крымчанина нет оснований не доверять, но сомнения возникают: дончане представили снимки только на кромке кратера, которая на 400 м ниже его вершины.

Проблема - в контактах между людьми

На вопрос о том, какой была самая трудная часть экспедиции, Игорь Васильевич отвечает: в экспедиции не бывает лёгких моментов. Иногда даже трудно вылезти из палатки - вы только прибыли на высоту 5200 м, и у вас страшная отдышка, аж в глазах темно. Нужно просто выживать, ставить палатки, собирать вещи - просто менять свой режим и выполнять работу.

С собою экспедиция взяла овощи, фрукты, сублиматы, сыровяленые свиные окорока, чилийские вина. В один из дней сильнейшие ветры разнесли лагерь, уничтожив половину продуктов и разбросав газовые баллоны. Впрочем, на таких высотах даже не хочется есть, еда кажется безвкусной - приходится заставлять себя немного кушать.

- Но проблема не в этом, а в контактах между людьми. Возникают неприязни в коллективе, которые ставят под сомнение выполнение поставленных задач - ну не сошлись люди: у каждого свой характер, каждый - состоявшаяся и весьма значимая в своей стране личность, имеющая право на собственное мнение. Не бывает кого-то, кто «правее» - надо находить общий язык и идти на компромиссы.

Игорь Похвалин на память о победе взял найденные на Охос-дель-Саладо камешки. Теперь путешественник будет готовиться к оставшимся двум из «Семи вулканов» вершинам: антарктическому Сидлею (4181 м) и австралийско-океанийскому Гилуве (4368 м).

- На Украине это, наверное, никому не интересно - у нас есть «майдан». Я уехал из одной страны, а вернулся в другую - и мне это не нравится: я выбирал ту власть, которая должна обеспечить мою безопасность. Что происходит? Где эта власть? Хамство и свинство по отношению... во всяком случае ко мне. Я понимаю, в этой стране не до Охос-дель-Саладо - здесь непонятно, что происходит: наверное, Украине не повезло с народом, - недоволен Игорь Васильевич. - Хотя то, что я делаю, нужно кому-нибудь? Мне один чиновник сказал: «Мы вас никуда не посылали» - так власть относится к своим гражданам. Разве я с помойки вышел или делаю что-то не так, когда поднимаю флаг Украины? Не возникает ощущение, что мы тут никому не нужны? Возникает, но я всё равно авансирую государство, поскольку хочу в нём жить, мне здесь нравится всё: и люди, и рельеф, и прочее. Но происходящее - не нравится.

Алексей ЛОХВИЦКИЙ.