Если бы не Крым...

Таврическая губерния осталась бы без ночлежки, а Украина, СНГ и мир - без уникальных музеев

3 Декабрь 2013 1300
Феодосия. Уникальный музей маринистической живописи.
Феодосия. Уникальный музей маринистической живописи.

Крым - это не только жители-труженики, курортники и природные красоты «ордена на груди планеты Земля». Это ещё и богатая история, события и люди, без которых жизнь могла стать совсем иной. «Крымская правда» продолжает выяснять, за что мир благодарен нашему полуострову.

Приют для бездомных

Он открылся 128 лет назад, 14 ноября 1885 года, в Симферополе на улице Приютинской, сначала в съёмном помещении, а спустя три года у «Боржомки», или «Ночлежки», как называли приют в народе, появилось собственное здание - ныне улица Пушкинская, 35. Примечательно, что этот приют, появившийся на полуострове, стал первым во всей Таврической губернии (а в неё в XIX веке кроме крымских входили обширные территории вокруг нынешних Бердянска, Мелитополя и Цюрупинска).

- В Государственном архиве в АРК сохранилось решение Таврического губернского собрания от 16 декабря 1887 года, - рассказывает Марина Шульженко, главный специалист отдела использования информации документов и информационных технологий Госархива в АРК, - о выделении Симферопольскому благотворительному обществу тысячи рублей на постройку ночлежного приюта. Всего же на обустройство «Боржомки» затрачено почти 11 тысяч рублей. Открылось новое помещение ночлежного приюта для «бездомных бедняков христианского, еврейского, магометанского вероисповедания и для зашедших в город на заработки из уездов Таврической губернии, из разных концов необъятной России» 23 октября 1888 года. Одновременно в нём могли находиться 95 мужчин и 25 женщин, а за год примерно 10 тысяч человек.

Спустя 20 лет здание приюта расширили, теперь в нём могли находиться 250 человек, но это количество часто превышалось. Стоил ночлег 1 - 2 копейки, билеты продавались в приёмной.
И на каждом указывался распорядок ночлежного дома: «Открытие в шесть часов вечера.
В восемь часов, после ужина, поются молитвы. Билет сохраняется до утра и возвращается при раздаче чая. Приют закрывается в восемь часов утра». Находились бездомные в общих спальнях, где стояли кровати, покрытые соломенными тюфяками, два стола со скамейками, умывальник и кадка с водой для питья. На каждую комнату полагалась керосиновая лампа и вентилятор на потолке. Туалет был во дворе ночлежки. В архиве сохранился и отчёт приютского врача Тепсльзона в городскую управу в 1910 году, причём довольно нелестный: «Полы цементные, температура зимой 15, отопление каменным углём. Матрасы и подушки грязные, моются они 2-3 раза в год, солома меняется также редко. А между тем постояльцы часто ложатся в кровать в грязной и сырой одежде и обуви, в кровати едят. Духота, вонь, табачный дым дополняет картину нашего приюта».

В зданиях, примыкающих к ночлежному дому, находились созданные в 1902 году богадельня на 30 немощных стариков, инвалидов и детские ясли на полсотни ребят.

- Богадельня и ясли носили имя создателя - симферопольского купца Люстига, - продолжает Марина Шульженко. - Богадельня была бесплатной: немощным полагалась кровать, матрас, подушка, зимние и летние одеяла и костюм, несколько смен белья. На одного человека в сутки полагалось 1,5 фунта чёрного и четверть фунта белого хлеба
(1 фунт - 454 грамма), полфунта мяса, чай, сахар, это укладывалось в обед, ужин и по кружке чая утром и вечером. Подобное питание было и в яслях, только детям вместо чёрного хлеба полагалась кружка молока. Но за ясли, где могли находиться дети от 6 месяцев до 8 лет, родителям уже приходилось платить по 3 копейки в день.

- Некоторое время в эти ясли ходил и мой отец, - рассказывает наша читательница Зинаида Васильева. - Его отец погиб, а мама, одна поднимавшая троих детей, трудилась на фабрике одного местного купца. Детей,
7-летнего Александра, моего будущего отца, 5-летнего Владимира и 4-летнюю Дарью, в ясли она водила по очереди: на всех сразу денег не хватало. Отец вспоминал, что именно в яслях на Пушкинской (улицу Приютинскую переименовали в 1899 году. - Ред.) он научился читать: детей, начиная с 6 лет, там готовили к школе, в основном читали книгу Константина Ушинского «Родное слово». А арифметике обучил один из постоянных обитателей ночлежки - бывший учитель из Мелитополя. Сразу учиться в школе отцу не довелось - революция, гражданская война. Лишь в советское время уже подростком окончил рабфак, где был одним из немногих грамотных - благодаря ясельной науке при ночлежке.

Кстати, после открытия государственной ночлежки в Симферополе в Таврической губернии стали появляться и частные, правда, из-за цены 5-10 копеек за ночь особым спросом они не пользовались.

Небо и море

Подняться в небо, как птица, без мотора и топлива, - это уже давно не проблема для поклонников планёрного спорта и дельтапланеризма. Планёр и дельтаплан - тяжелее воздуха. Первый похож на маленький самолёт, но держится в небе за счёт силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха, второй похож на перевёрнутого воздушного змея и управляется за счёт перемещения пилота и смещения центра массы. В Крыму планёрный спорт зародился 90 лет назад в Коктебеле, на горе Узун-сырт (Клементьева), после удачного полёта шляпы поэта Максимилиана Волошина, прогуливающегося по этим местам с лётчиком Константином Арцеуловым, кстати, внуком художника Ивана Айвазовского. Дельтапланы покорили крымское небо сорок лет назад. А сорок три года назад, 14 ноября 1970 года, в Планёрском (Коктебель), благодаря энтузиастам Василию Щербакову, Игорю Ляхову, Любови Печеркиной и Любови Лавренко, открылся единственный в СССР (а ныне на Украине и в СНГ) музей истории планеризма. И второй в мире - первый открылся в апреле 1969-го в США. После нескольких перемен зданий сейчас коктебельский Музей истории отечественного планеризма, в которой немало имён известных авиаконструкторов и лётчиков, находится на горе Клеменьтева. В мире подобных музеев три - наш, американский и германский. В 1986 году в музее истории планеризма открылась выставка «Дельтапланеризм в СССР», а спустя четыре года она развернулась в самостоятельный музей. И несколько лет до появления подобного в Германии Феодосийский музей дельтапланеризма был единственным в мире.

Долгое время единственным на Украине, в СССР (СНГ) и в мире был и Маринистический музей имени Ивана Айвазовского в Феодосии. Впрочем, он таким и остаётся: ведь открывшийся в 1982 году в Очакове Музей маринистической живописи имени Руфина Судковского (отдел Николаевского областного художественного музея имени Василия Верещагина) сравниться с Национальной картинной галереей имени Ивана Айвазовского (так официально сейчас называется феодосийский музей) не может. У нас в Крыму около 12 тысяч полотен с морской тематикой как самого Айвазовского, так и его учеников, последователей, современных маринистов. И к тому же Феодосийская картинная галерея ещё в XIX веке стала уникальной - первым на территории тогдашней Российской Империи музеем одного художника. А сейчас здесь держится мировой рекорд: самая крупная коллекция - около 500 полотен Ивана Айвазовского и самый большой холст - «Среди волн» размером 282 на 425 сантиметров.

Интересно, что первая экспозиция в будущей картинной галерее открылась в 1845 году: в одной из частей собственного дома Иван Айвазовский выставил 49 работ, а в 1880 году пристроил к дому ещё один выставочный зал, этот год и считается датой официального открытия галереи. Картины в ней постоянно обновлялись. Перед смертью Иван Константинович завещал галерею городу: «Моё искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу». В 1922 году галерея Айвазовского стала государственным музеем.

- Очень люблю море, хотя и живу в сельской глубинке, - написала в редакцию Ольга Климова из Красногвардейского района. - Эта любовь передалась от предков - прапрадед служил на Черноморском флоте, на знаменитом бриге «Меркурий», дед и отец - на крейсерах. Поэтому стараюсь каждый год выбираться в Феодосию, к морю и в галерею Айвазовского, где живописно запечатлены морские мгновения. Увидев первый раз полотно «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», словно в историю семьи погрузилась, а картина «Кораблекрушение» оставила такие ощущения, что несколько дней не могла потом успокоиться. Это огромное богатство всех крымчан - прекрасная галерея, дающая возможность соприкоснуться с морем, историей, талантом.

Кстати, в Феодосии существует и детская галерея маринистической живописи - при детской художественной школе имени Айвазовского. Традиции в приморском городе сильны.

Это некоторые крымские события и люди, без которых мировая история развивалась бы иначе. Ждём ваших писем: 95000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44, или pisma@pravda.crimea.ua

Наталья ПУПКОВА.