«Тот, который владеет душами людей»

25 Сентябрь 2012 664
Анатолий Соловьяненко.
Анатолий Соловьяненко.

Он мечтал петь, как поют птицы. И его пением восторгались миллионы людей. Сегодня советскому и украинскому оперному певцу, лирико-драматическому тенору Анатолию Соловьяненко исполнилось бы 80 лет. И его уникальный голос можно услышать лишь в сохранившихся записях.

Анатолий Борисович Соловьяненко родился 25 сентября 1932 года в Донецке, в потомственной шахтёрской семье. Будущий знаменитый оперный певец в юности считал пение всего лишь хобби. Он закончил политехнический университет, работал преподавателем начертательной геометрии, когда неожиданно для себя произвёл фурор на киевском смотре талантов. Соловьяненко так профессионально исполнял оперные арии, что его пригласили на работу в Государственный академический театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко в качестве стажёра. А его победа в конкурсе молодых вокалистов за право стажироваться в «Ла Скала» уже никого не удивила. В «Ла Скала» его наставником стал маэстро Барра, под чутким руководством которого в течение трёх лет Соловьяненко раскрывал свой талант, оттачивал мастерство. Благодаря маэстро украинский певец совершенствовал культуру исполнения, развивал вкус, раскрывал яркость и своеобразие голоса. Соловьяненко был первым русским тенором, которого пригласили петь в «Метрополитен Опера» - лучшем оперном театре США. Тем более удивительным был его успех, что консерваторское образование Анатолий Соловьяненко получил уже будучи народным артистом СССР.

За тридцать лет работы в Киевском театре оперы и балета Соловьяненко исполнил свыше 18 партий. Самые удачные из них: Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина), Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского), Альфред («Травиата»
Дж. Верди), Андрей («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского), Фауст (в одноимённой опере Ш. Гуно), Надир («Искатели жемчуга» Ж. Бизе), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини). Анатолий Борисович много концертировал, исполняя романсы русских композиторов, арии из опер, русские, украинские, неаполитанские песни. Выезжал он и на гастроли за рубеж - в страны Европы, Азии и Америки.

Анатолий Соловьяненко был человеком скромным и сомневающимся. И долго сам себе не мог признаться, что является большим артистом: «Я долго не решался сказать, что я большой артист, пока не пришёл какой-то период, когда я это почувствовал. Естественно, были успехи, аплодисменты и прочее, но я-то в этом сомневался; мне всегда как-то стыдно было говорить о себе, заявлять о себе. Я поражался этому качеству у москвичей, кстати. В этом отношении я у них пытался поучиться, но у меня ничего не получалось, потому что многие артисты, которые в общем-то не представляли собой большого таланта, вели себя так, что мне порой было не по себе. Для меня большой артист - не тот, который ездит в экстра-машинах, получает экстра-гонорары и т. д. Большой артист - тот, который имеет уважение своих сограждан, тех, кому он поёт; большой артист - тот, который владеет душами людей».

В одном из интервью Анатолий Борисович сказал, что «вся беда и сила любого большого таланта заключается в том, что президенты, сенаторы и прочие - это выборные должности. Их убирают или назначают. А мы, артисты, избраны Богом, назначены судьбой. И нас от этого нельзя освободить, от этой «должности».

Он считал, что каждому народу предопределена судьба в этом мире и что народ должен этот крест нести с достоинством и в то же время должен делать это в развитии. «Если не будет развития, то он опустится и начнёт постепенно отмирать. Как говорил мой педагог, всякий человеческий орган, не отправляющий своего назначения, отмирает, как аппендикс или что-то другое (например, если человек рукой не владеет всё время, она отсыхает). Так же этнос - как живой организм».
А духовность великий тенор считал открытым сосудом, из которого всегда люди будут пить. «Духовность, из которой будут пить вдохновение, которая даёт потом возможность давать что-то материальное. Всё-таки в заповеди было, что сначала было Слово, а потом было Дело. Сначала нужно осмыслить, что нужно сделать, а потом сделать». Когда же Соловьяненко спрашивали, что такое культура, он отвечал, что это что-то производное. «Я разве не произвожу духовное? Это тоже товар. Но духовный товар, который надо уметь продать, уметь представить. И о своём производителе нужно заботиться. Прежде всего полюбите своего производителя, а потом привлеките иностранного».

Последние годы жизни Анатолий Борисович очень страдал от невостребованности, вынужденной разлуки с Национальной оперой Украины, в которой выступал почти три десятилетия. Ему предлагали эмигрировать, обещая баснословные гонорары, но он душой прикипел к Киеву, Донецку, Одессе и не представлял себе жизни вне родины.

Когда в 1993 году Соловьяненко «ушли» из Киевского оперного театра, он не скандалил, а, сжав зубы, ушёл. Выступал с сольными программами на сцене Национальной филармонии, ездил на гастроли по разным городам и странам и категорически отказался общаться с прессой. Ничего не комментировал, никого не обвинял, а на просьбы об интервью отвечал одной фразой: «Всё, что я хочу сказать публике, она слышит на моих концертах».

Увы, теперь только в сохранившихся записях... Умер Анатолий Соловьяненко 29 июля 1999 года в посёлке Козин Обуховского района Киевской области. Похоронен на кладбище в Козине.
В честь Анатолия Борисовича назван Донецкий театр оперы и балета. На площади перед театром певцу установлен памятник.

Призы и награды

Заслуженный артист Украинской ССР (1967). Народный артист Украинской ССР. Народный артист CССР (1975). Лауреат Ленинской премии (1980). Лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко (1997). Командор Итальянской Республики, кавалер орденов и медалей. Награждён орденом Дружбы народов (1982) и знаком «Шахтёрская слава» III степени (1982). Награждён Почётным знаком отличия президента Украины (1993). Звание Герой Украины (посмертно).

На киностудии имени Довженко снят музыкально-художественный фильм «Вызов судьбе» с участием А. Б. Соловьяненко. В 1982 году вышла книга А. К. Терещенко
«А. Соловьяненко», посвящённая творческому и жизненному пути певца и переизданная в 1988 году.

Ирина КОВАЛЁВА.