Битва за газ

18 Сентябрь 2012 611

Традиционно, чем ближе отопительный сезон, тем более напряжёнными становятся отношения Украины и России, причём не только в газовой сфере. Тем временем украинские олигархи увеличивают влияние на внутренний газовый рынок страны.

Труба без границ

За закупленный в августе газ «Нефтегаз» заплатил «Газпрому» огромную сумму - 890 миллионов долларов. Связано это не только с большими объёмами топлива, которые нужно закачать в подземные газовые хранилища накануне осенне-зимнего сезона, но и со стоимостью - 426 долларов за тысячу кубов. Как известно, украинским властям уже два года не удаётся снизить стоимость импортного газа, напротив, с учётом мировой конъюнктуры она продолжает увеличиваться.

Как очередную уступку можно оценивать заявление украинского газового монополиста о заключении договора с консалтинговой компанией, в состав учредителей которой входят россияне, на услуги по оценке нашей газотранспортной системы. Ранее к выполнению таких услуг Россия не допускалась. Кстати, заключение о предыдущей экспертизе, которую за 4,1 миллиона гривен провела международная компания «Бейкер Тилли Украина ЭК», «Нефтегаз» должен был обнародовать ещё 1 августа, но до сих пор этого не сделал.

О том, что без России газотранспортной отрасли Украины не обойтись, заявил в прошлый понедельник и премьер-министр Николай Азаров. По его словам, газовые конфликты Украины и России последних лет «продемонстрировали необходимость совместной координации действий в вопросах энергетической безопасности - имею в виду сочетание интересов России как поставщика, Украины как транзитёра, ЕС как основного потребителя».

Уже много лет не может Украина договориться с Россией и по другому стратегически важному вопросу - разграничению Чёрного и Азовского морей. Эта тема вновь обсуждалась в СМИ на прошлой неделе. По мнению издания ZN.UA, РФ предлагает вариант, согласно которому граница будет значительно отодвинута в сторону украинского берега. В итоге Россия получит в Керченском проливе право контроля над входом и выходом практически всех кораблей, а Украина может потерять газоносную площадь Палласа на морском шельфе.

В прошлый вторник нашла своё продолжение и газовая интрига годичной давности. Напомним, в конце сентября прошлого года сотрудники Еврокомиссии провели инспекции в офисах европейских покупателей «Газпрома» и его ассоциированных компаний в Центральной и Восточной Европе. Теперь же Еврокомиссия дала оценку внешнеэкономической деятельности «Газпрома». По словам вице-президента ЕК по вопросам конкуренции Хоакина Альмуни, долгосрочные контракты «Газпрома» с нефтяной привязкой на фоне развития спотового (наличных продаж) рынка и увеличения поставок сланцевого газа становятся неоправданными.

Еврокомиссия назвала три греха, в которых подозревают российскую компанию: «Во-первых, «Газпром», возможно, разделял газовые рынки, препятствуя свободному потоку газа через территорию государств-членов энергетического сообщества. Во-вторых, «Газпром», возможно, препятствовал диверсификации поставок газа. Наконец, «Газпром» мог устанавливать несправедливые цены для своих клиентов, привязывая цены на газ к ценам нефти».

Недолго музыка играла

Ещё один торговый спор между Россией и Украиной, уже прозванный «автомобильной войной», активно набирал обороты на прошлой неделе. Как известно, с 1 сентября Москва ввела утилизационный сбор для всех импортных автомобилей, чтобы защитить собственное автомобилестроение. Средняя стоимость автомобилей украинского производства увеличилась на 10%. Учитывая, что основным рынком сбыта для украинской автомобильной промышленности является Россия (около 50%), украинский автопром рискует получить немалый ущерб. Например, КрАЗ уже прекратил поставки в Россию своих грузовиков, которые подорожали сразу на 17 тысяч долларов.

- Не успели мы, так сказать, порадоваться такому серьёзному и важному документу, как ратификация договора о зоне свободной торговли с СНГ, как российское правительство приняло постановление и установило так называемый утилизационный сбор, - посетовал в этой связи Азаров и уточнил, что такие действия России вынуждают Украину к аналогичным действиям.

Уже 3 сентября Кабмин утвердил постановление, опубликованное в среду, об аналогичных шагах правительства Украины.
В случае, если с момента выпуска ввозимых в страну автомобилей прошло более трёх лет, ставка сбора увеличивается в 6,2-6,4 раза, а для автомобилей от 3000 до 3500 куб. см - в 8,2 раза.

По мнению директора аналитического департамента компании Pro-Consulting Александра Соколова, наибольшую выгоду от утилизационного сбора получат предприятия, занимающиеся утилизацией отходов. По мнению аналитика, также можно ожидать переориентации потребителей на отечественные авто и сокращение продаж новых автомобилей.

Деньги - не проблема

Газовую экспансию на внутреннем рынке со скоростью три облгаза в неделю продолжает украинский олигарх Дмитрий Фирташ. Вчера Фонд государственного имущества продал частному акционерному обществу «Газтек», которое связывают с именем бизнесмена, 15,864% акций газоснабжающей компании «Житомиргаз» за 16 миллионов гривен. Три дня назад эта же компания купила 22,059% акций «Винницагаз» за 3 миллиона. С начала месяца это стало уже седьмым приобретением Фирташа. В целом же компания «Газтек» владеет акциями «Севастопольгаза», «Днепропетровскгаза», «Запорожгаза», «Николаевгаза», «Ивано-Франковскгаза», «Крымгаза», «Волыньгаза», «Тысменицагаза».

Сделки по покупке госпакетов финансирует банк «Надра», принадлежащий Фирташу же.
В начале сентября компания «Газтек» объявила о получении у банка кредита на сумму в 250 миллионов гривен. Эксперты отмечают, что этих денег будет достаточно для покупки акций 12 облгазов, которые планируется приватизировать до конца года.

Елена МАНИНА.