Звёзды на крыльях

12 Сентябрь 2012 699
Иван Петрович Лукьянов сегодня и в 1941 году.  Фото автора и из семейного архива Ивана Лукьянова.
Иван Петрович Лукьянов сегодня и в 1941 году. Фото автора и из семейного архива Ивана Лукьянова.

Он в который раз пересматривает фотографии в пожелтевшем фронтовом альбоме. На них молодой, с мужественным лицом лётчик-истребитель, который прошёл две войны - Финскую и Великую Отечественную. Вот его боевые товарищи, а вот верные друзья в небе - самолёты. За 26 лет военной службы, из которых 24 года лётного стажа, Иван Лукьянов совершил 400 вылетов. Был участником прорыва блокады Ленинграда, защищал Дорогу жизни. Ему довелось побывать на задании в 78 воздушных боях. Отважный лётчик-истребитель сбил 18 вражеских самолётов: 12 лично и шесть - в групповых боях. Это было 70 лет назад. Так давно для нас, и в то же время словно вчера для ветерана. Сегодня Ивану Петровичу Лукьянову исполняется 100 лет.

Из земных глубин в небесные дали

Родился Иван Лукьянов 12 сентября 1912 года в городке Щёкино Тульской губернии.
И, конечно, в те годы паренёк из крестьянской семьи о самолётах даже не мечтал. После окончания средней школы в 1930 году работал с молодёжью в пионерской организации, а через два года пошёл учиться на вечерний горно-инженерный рабфак. Тогда же Иван Лукьянов пополнил ряды ВКП(б). Подумать только, было это 80 лет назад!

Вечером учёба, а днём работа. Лукьянов приобретал трудовой опыт на шахте №8 Московского угольного бассейна. Двадцатилетний Ваня, добывая уголь из земных глубин, даже представить не мог, что однажды покорит небо и навсегда свяжет свою жизнь с авиацией. Но всё это будет потом. А в августе 34-го для призывника Ивана Лукьянова стало неожиданностью предложение военкома Емельянова:

- Ванюша, лётчиком хочешь быть? - по-отечески спросил военком. Перепуганный призывник кивнул. - Тогда отправим тебя в Ейское военно-морское авиационное училище.

Родители восприняли распределение сына в авиацию, как дурную весть.

- Мать причитала: погибнешь в небе, Ваня! Отец тоже отговаривал: мол, опасно. Я же их убедил, что опасно для тех, кто не умеет, а кто с толком учится, тот в воздухе вдвое сильнее, чем на земле. И дал слово, что останусь невредим. Как видите, сдержал обещание, - улыбается ветеран.

За годы учёбы Ивану Лукьянову запомнилось знакомство с легендарным лётчиком-испытателем Валерием Чкаловым, который приезжал инспектировать училище. Чкалов помогал новичкам в авиации осваивать новый истребитель «И-16». Для курсантов Чкалов был эталоном в лётном деле, а покорение «И-16», прозванного позже «ишачком», казалось вершиной достижений. Но судьба готовила молодым лётчикам большие испытания на прочность.

После училища Лукьянова направили на службу в военно-воздушные силы Балтийского флота. Иван Петрович служил лётчиком, командиром авиазвена, авиаотряда, батальонным и полковым комиссаром, начальником политотдела авиадивизии.

- Иван Петрович, расскажите о своём первом боевом вылете. Когда и при каких обстоятельствах он произошёл?

- Боевое крещение я принял в 1940 году, когда началась Финская кампания. Это был первый разведывательный вылет в Балтийское море на самолёте «И-16». Меня назначили командиром отряда 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи. Нас гордо называли сталинскими соколами. Мы летали в разведку, на штурм военных объектов, сопровождали и прикрывали наши корабли в Балтийском море. Помню и тот бой, когда сбил первый вражеский самолёт. Наша авиаэскадрилья выполняла задачу по прикрытию транспортов из Таллина в Кронштадт.

Героизм и мужество Ивана Лукьянова были отмечены высокой наградой - орденом Ленина. 2 июня 1940 года в Кремле орден лётчику вручил Михаил Калинин. Для Ивана Петровича это самая памятная награда. Потому что первая. Потому, что его отец, который в своё время был матросом Балтийского флота, так гордился сыном-орденоносцем.

- Как вам запомнилось 22 июня 1941 года?

- Начало Великой Отечественной войны настигло меня в Крыму. После Финской кампании меня отправили поправить здоровье в военный санаторий в Ялту. Но отдых продлился недолго. По радио выступил Молотов, всех военных тут же собрал директор санатория и объявил, что все отправляются в свои части. В этот же день в срочном порядке я уехал из Крыма туда, где снова шли бои и на земле, и в небе.

Им Родина дала стальные крылья

В годы Великой Отечественной войны над железной дорогой Таллин - Ленинград лётчик-балтиец Иван Лукьянов сбивает первый «Юнкерс-88», открыв таким образом боевой счёт авиаторов Балтики. За бои в небе Ленинграда был представлен ко второму ордену Ленина.

- Иван Петрович, уступали ли наши знаменитые самолёты - «Як», «Пе», «Ил» авиатехнике союзников, поступающей по лендлизу? В частности американским «Кобрам»?

- Мне довелось за годы войны летать буквально на всех советских истребителях. Полетал и на самолётах союзников - английском «Харрикейне» и американской «Кобре».

Не скрою, что по тактическим данным наши самолёты были слабее. Они уступали по бронированию и вооружению. Но один полёт на вражеском трофейном самолёте «Ме-109» я запомнил на всю жизнь. Это было зимой 1943 года. Два немецких самолёта из-за плохой погоды сели на озеро близ нашего аэродрома. Лётчиков взяли в плен, а вот технику, понятное дело, - в ангар. Наши механики умудрились из двух самолётов сделать один исправный. Меня очень заинтересовал этот самолёт. Немало потерь принесли нам немецкие «Ме-109». Самолёт освоил. Закралась мысль слетать на разведку в Гатчину, где базировалась немецкая авиация, бомбившая Ленинград. Командующий в восторг от такой идеи не пришёл. Я в то время был начальником политотдела дивизии, решил на свой страх и риск -
полечу. Взлетел на низкой высоте, вокруг Гатчины сделал шесть кругов, выпустил шасси, но садиться не стал. Нанёс на карту пометки о дислокации Гатчинского аэродрома. Немцы не тронули -
приняли за своего. А вот когда возвращался назад, наши чуть не подбили. Два истребителя Ленинградского фронта, заметив вражеский самолёт с крестами, «пресекли» меня. Чудом удалось сманеврировать и скрыться. Еле смог посадить самолёт на свой аэродром. Конечно, за такое самоуправство по голове меня не погладили. К счастью, не наказали, потому что на следующий день мы сделали отличный удар по Гатчинскому аэродрому. Но за мой самовольный разведывательный полёт командующий долго держал на меня зуб. Лишили очередной награды. Осознал, что был на волоске от смерти, лишь когда на этом самолёте разбился старший инспектор авиации Титаренко, который должен был перегнать самолёт в Ленинград. Но он попал в зону воздушного обстрела и был сбит нашими ист-ребителями.

Победу лётчик встретил в Восточной Пруссии. В 60-е годы судьба привела его в Крым, где он работал в Симферопольском райкоме партии. С 1976 года Иван Петрович на пенсии. Сегодня чествовать ветерана будут в Русском культурном центре, куда придут не только гости, дети и внуки, но и три его правнучки и трое праправнуков.

Редакция «Крымской правды», газеты, которую уже полвека регулярно выписывает ветеран, поздравляет Ивана Петровича со столетним юбилеем и желает крепкого здоровья. Мы гордимся вами!

Юлия ЦИСАРЬ.