Гостей принимает украинское Монте-Карло

8 Сентябрь 2012 561
На трассе лидер Кубка мира-2012 норвежец Андреас Миккельсен.
На трассе лидер Кубка мира-2012 норвежец Андреас Миккельсен.

Вот уже седьмой год подряд красавица Ялта является столицей украинского автоспорта, чётко проводя «Prime Yalta Rally». Пять лет энтузиасты автоспорта Украины, ведомые неугомонным и настойчивым президентом Автомобильной федерации Евгением Червоненко, в тесном сотрудничестве с правительством АРК сражались за то, чтобы гонка, носившая статус этапа Кубка Европы, была включена в календарь Кубка мира по авторалли «Intercontinental Rally Challenge». Этот турнир - спортивное событие высочайшего уровня, привлекающее сотни тысяч туристов, имеющее надёжную поддержку лидера спортивного телевещания канала «Eurosport». Пришлось хорошо поработать, чтобы в промозглом декабре в городе-курорте на берегу Чёрного моря побывала специальная комиссия, проинспектировавшая возможность того, чтобы IRC уже в июне 2011-го пришёл в Ялту.

Мы поражены!

Эти слова крымчане услышали из уст умудрённых опытом автогонок во всех концах мира инспекторов чемпионата. Объехав горные трассы над южной жемчужиной, как часто называют Ялту, познакомившись с инфраструктурой города-курорта, они в один голос заявили, что климат, виды города, а самое главное - характеристика специальных гоночных участков трассы в Ялте и знаменитого Монте-Карло в Монако, долгие годы считавшегося европейской столицей автоспорта, очень похожи друг на друга. Даже сервис-центр ялтинского ралли, как и в Монте-Карло, находится на побережье, что делает гонки особенно привлекательными для туристов. А ведь опыт Монако свидетельствует, что поддержка автомобильного спорта местными властями помогла ещё в начале прошлого века скромному рыбацкому посёлку превратиться в туристическую Мекку. Теперь и Ялта, получив право в минувшем году впервые провести этап Кубка мира IRC, получила и шанс повторить путь Монте-Карло, отдав приоритет развитию автомобильного спорта. Не случайно на ралли Ялта-2011 впервые на территории СНГ старт раллийному этапу дал президент Украины Виктор Янукович, а в нынешнем сезоне оргкомитет ялтинского этапа возглавил председатель Совета министров АРК Анатолий Могилёв.

Используя опыт наших земляков, ещё четыре новых этапа пополнили программу популярной гонки в 2012 году: Ралли Ирландии, Ралли Сан-Марино, Сибиу Ралли в Румынии и Ралли Сливен в Болгарии, что позволило уже пять гонок провести в Восточной Европе, оставив восемь на долю западной части Старого Света. Обычно организаторы этого масштабного состязания автогонщиков не любят менять свои решения. Однако учитывая, что наша страна проводила «Евро-2012», они пошли на то, чтобы перекроить календарь и перенести ялтинский этап с начала июня на середину сентября. Уважать стали, и это приятно!

В седьмой раз

Гоночная серия IRC родилась в 2006 г., думаю, специально под новую категорию раллийных автомобилей Super 2000. Первоначально она предназначалась для молодых и начинающих водителей, добивающихся признания на гоночных трассах. Но за минувшие шесть сезонов стала серьёзным соперником, сказал бы, конкурентом «World Rally Championship», - чемпионата мира по ралли. В нём последние семь лет верховодит легендарный французский гонщик Себастьян Лёб, которого поклонники величают раллийным Шумахером.

Пока ещё на асфальтовых и гравийных трассах IRC не появился мастер такого калибра, как Лёб. Но и шесть обладателей Кубка мира в этой серии - итальянец Джандоменико Бассо (2006), испанец Энрике Гарсия-Ойеда (2007), француз Николя Вуйоа (2008), ирландец Крис Мик (2009), финн Юхо Ханнинен (2010), норвежец Андреас Миккельсен - тоже парни, которым, как говорится, палец в рот не клади на любых трассах. Первый победитель Кубка мира по сумме двенадцати этапов (нынешний розыгрыш состоит из тринадцати этапов) выступал на автомобиле Fiat, три следующих - на Peugeot 207, двое последних - на Skoda Fabia. Однако тот факт, что ни один из них не сумел завоевать несколько титулов победителя популярнейшего ралли, свидетельствует о том, что претендентов на титул сильнейшего в этой серии гонок предостаточно. Прежде всего назову чеха Яна Копецки, немца Зеепа Виганда, французов Брайана Буффье и Франсуа Делекура, испанца Луиса Монси, бельгийца Фредди Лойкса.

Согласно положению о Кубке мира только тот гонщик может ныне рассчитывать на победу в нём, который на трассе тринадцати гонок наберёт большую сумму очков. В зачёт идут результаты лучших семи этапов. Поэтому не удивляйтесь, что на Ралли Ялта, это будет уже десятый этап, могут не приехать некоторые из фаворитов. Однако возьмём на себя смелость гарантировать, что претендентов на пьедестал почёта будет предостаточно. Ведь уже 54 гонщика заработали призовые очки. Приятно, что среди них мы видим двух украинцев. В общем зачёте 20 место занимает Виталий Пушкарь, финишировавший четвёртым на Ралли Румынии, за что удостоился 12 очков. На 35 позиции находится в этом списке Александр Селюк-младший, завершивший седьмым Ралли Азорских островов в Португалии, вписав в свой актив шесть очков.

На пути в Ялту

Кубок мира-2012 принял старт в конце февраля на Азорских островах при весьма неблагоприятных погодных условиях, в немалой степени повлиявших на исход двухдневной борьбы. Ряд пилотов не угадал с выбором покрышек, установив резину без шипов, и вынужден был сойти с трассы. Вот тут-то и сказался опыт двух последних обладателей почётного приза - норвежца Миккельсена и финна Ханнинена, привыкших состязаться в суровых условиях. Андреас был первым, а Юхо - вторым, записав в актив 25 и 18 очков.

В середине марта гоночный караван обосновался в Испании, где прошло Ралли Канарских островов. Здесь любимец местных «инчас» Луис Монси попытался «тормознуть» главных фаворитов, но ему удалось занять лишь третье место (15 очков). Его опередили Миккельсен и чех Копецки. Но если Ян радовался победе на втором этапе, то норвежец стал лидером розыгрыша с 43 очками.

Ирландия принимала гонщиков в начале марта. Победил Ханнинен, опередивший «заклятых друзей» Миккельсена и Копецки. Эта борзая тройка и возглавила общекомандный зачёт, сохранив своё преимущество до нынешнего визита в Ялту: Миккельсен - 136, Ханнинен - 93, Копецки - 83 очка.

Эти отважные парни не оставались в тени и на следующих шести этапах. Копецки взял главный приз на Мечек Ралли в Италии (пятый этап), Миккельсен - на Ралли Румынии (восьмой этап) и ещё дважды становился вторым на Мечек Ралли и Ралли Сан-Марино, а Ханнинен финишировал первым на Ралли Ипра в Бельгии (шестой этап) и на Борум Ралли в Чехии (девятый этап). Лишь сильному испанцу Дани Сордо на Туре де Корс во Франции (четвёртый этап) и первому обладателю Кубка мира-2006 Бассо на Ралли Сан-Марино (седьмой этап) удалось воспользоваться неполным набором этих супергонщиков и победить. Кроме них на нескольких этапах смогли, как говорят спортсмены, «вписаться в призы»: француз Буффье, итальянцы Пьере Кампана и Умберто Скандоло, бельгиец Фредди Лойкс, швед Патрик Флодин, чехи Роман Крешта и Томас Костка.

Вот эти асы раллийных трасс 15-16 сентября завладеют вниманием крымчан и многочисленных гостей Ялты. На прощание хотим пожелать болельщикам быть предельно внимательными во время проведения спецучастков, обязательно находиться в специальных зонах безопасности. Ведь на огромных скоростях гонщики порой не могут справиться с управлением своих «болидов» и, увы, вылетают с трассы. Вот так на этапе Барди Ралли в Чехии один из местных пилотов вылетел с трассы и убил болельщика, который пытался сделать фото в неположенном месте. В знак траура состязание было прекращено, хотя пилотам оставалось преодолеть ещё несколько спецучастков. Но мы уверены, что Ралли Ялта, как всегда, пройдёт на высоком организационном уровне и принесёт радость поклонникам автомобильного спорта.

Гарринальд НЕМИРОВСКИЙ.