«Добру всегда и время есть, и место»

8 Сентябрь 2012 605
Вручение писателю почётного знака автономии «За верность долгу».
Вручение писателю почётного знака автономии «За верность долгу».

Это не просто любимое изречение Владимира Терехова, а принцип жизни писателя, председателя Союза русских, украинских и белорусских писателей, заслуженного деятеля искусств АРК, лауреата литературной премии имени Анатолия Домбровского, почётного председателя Русской общины Крыма, почётного академика Крымской академии наук, кавалера российского ордена Дружбы, которого он был удостоен за вклад в укрепление российско-украинских культурных отношений и активную деятельность по сохранению и развитию русской культуры.

Перевалы, перевалы...

Его талант взрастила крымская земля. Прежде чем стать писателем и общественным деятелем, Владимир Павлович немало потрудился на разных поприщах: агрономом, почвоведом (после окончания сельскохозяйственного института), геологом. Стихи молодого человека охотно печатали крымские газеты, журналы «Крым» и «Радуга». Ещё во время учёбы в Московском литературном институте имени Горького наш талантливый земляк издаёт первую книгу «Здравствуй, поле!». Много путешествует по полуострову, увлечённо изучает историю родного края. Наблюдения за происходящим заставляют всерьёз заняться защитой природы. Экология надолго становится главной темой публицистических статей, а затем и книги «За перевалом перевал», которую постигла незавидная участь.

- Не успела книга поступить в продажу, как из Киева пришло распоряжение сначала арестовать, а затем и уничтожить весь тираж, - вспоминает Владимир Павлович. - «Наверху» решили, что слишком острые вопросы поднимаются в моих очерках. Не только экологические, но и исторические. Это сейчас можно писать что угодно о том, кто здесь коренной, кто не коренной.
А тогда даже разговоры о топонимике крымской, мягко говоря, не приветствовались. И сейчас чуть что - переводится только с татарского. А ведь во многих названиях дотюркская основа, греческая. Я об этом подробно писал ещё в те годы. Меня упрекали даже за порицание охоты. Убеждён, что охотиться можно только ради пропитания, когда есть нечего.
А убийство ради интереса, как увлечение я оправдать не могу. Так что весь тираж, немыслимый для нынешнего времени - 60 тысяч экземпляров, - уничтожили, хотя говорили, книга хорошая, но редактор, мол, дал маху, надо было подсказать, что можно давать, что нельзя. Не столько я пострадал, сколько директор издательства, которого отправили руководить районной газетой. Такие были времена. Через много лет Комитет по печати Украины после моего обращения признал свою прежнюю оценку книги безосновательной и выделил деньги на её переиздание.

Книга выдержала уже три издания, пользуется неизменной популярностью. А автор считает её своим программным трудом.

Депутат, эколог, правдолюб

Став в 1990 году народным депутатом, Владимир Терехов активно участвует в работе Комиссии по экологии при Верховном Совете Украины, принимает участие в международном коллоквиуме в Германии по проблемам национальных меньшинств. Общественная работа не может отвлечь его от любимого дела. Много пишет и издаёт поэтические сборники, книги прозы. Охотно участвует в коллективных сборниках «В судьбе природы - наша судьба», «Цена достоинства», «Крым. Экология. Проблемы»,

Крымчане хорошо помнят, как писатель своими статьями и выступлениями боролся за прекращение строительства атомной электростанции на полуострове, считая, что в курортном месте ей не место. Свою позицию обосновал в статье «Несовместимость: хроника Крымской АЭС», опубликованной в альманахе «Устойчивый Крым» и в журнале «Брега Тавриды» Союза русских, украинских и белорусских писателей, который Терехов теперь возглавляет. Для объединения усилий по его инициативе была создана Крымская ассоциация «Экология и мир». Когда стали образовываться национальные культурные общества, Владимир Павлович предложил создать славянское общество. Его тогда не поняли: против кого будем бороться? Этот вопрос поверг его в шок: «Да не против, а за», - убеждал он. Его идея воплотилась через несколько лет в Русской общине, и Терехов стал одним из соучредителей и первым её председателем.

Он брал каждый свой жизненный перевал упорно, терпеливо, спокойно. Это были не марш-броски, а поступательное движение вперёд, продуманное, целенаправленное.

Родина, свет мой единственный...

Эта строка могла бы стать эпиграфом к двухтомнику избранных произведений известного крымского поэта и прозаика Владимира Терехова «Спасибо, жизнь», который подводит итог последних перед нынешней знаменательной датой, 75-летием, творческих лет.

За огородами тлеет

таинственно

Дальней зарёю река.

Вот она, Родина.

Свет мой единственный,

Чистая речь родника.

Без малого шесть десятков лет радует он своих читателей творческой полифонией, охватывающей, пожалуй, все литературные жанры. Одним больше нравятся его стихи, других восхищает проза, третьи с интересом знакомятся с высказываниями критика Терехова, с его переводами произведений классиков и современников.

Публицист Терехов не может равнодушно пройти мимо значимых событий отечественной истории, не отразив их виртуозно, со знанием дела, с объективной оценкой. В поле его зрения всегда оказываются самые актуальные, существенные, жгучие проблемы нашего бытия. Его яркое, образное слово напоминает о таких ушедших, увы, на второй план темах, как любовь к Родине, преданность Отечеству, народу. В лучших стихах поэта Терехова пламенеют строки об органической связи между Россией и Украиной. Знаток русской души, традиций, заложенных предками, он пишет просто и проникновенно:

Ах, Родина... Некуда деться -

Так больно поют соловьи.

Во мне отзываются с детства

И песни, и слёзы твои.

Ах, Родина... Сердце и душу

Росою омыли цветы.

И я пред бедою не трушу -

Была бы счастливее ты.

Не странички перелистываешь, а дни и годы жизни человека с внешностью интеллигента, душой путешественника и правдолюба. Фотографии дополняют представление о нём: вот среди коллег, вот в кругу семьи, с отцом на родине Есенина, на зарубежных конгрессах, вот в одеянии Зевса в Греции в шумной компании. Серьёзный, весёлый, грустный... Без позы, такой, как в жизни...

Все его произведения наполнены верой в нравственные начала человека, жизнеутверждающими размышлениями о назначении человека, его единстве с природой. Он из тех, кто твёрдо стоит на ногах.

Виссарион Белинский ут-верждал: «Тот поэт достоин уважения, чьё творчество глубочайшим образом связано с его национальной почвой». Давно сказал. И именно о таких, как Владимир Терехов.

Поздравления разрешаются

Они начались 5 сентября: телеграммы, звонки, письма.

Первыми поздравили, конечно же, симферопольские коллеги, друзья, в коих у писателя, как у каждого общительного человека, недостатка нет. Они устроили ему на 75-й день рождения настоящий праздник в славящейся своим гостеприимством Республиканской библиотеке им. Франко. Были, конечно, и официальные поздравления - от Верховного Совета, Минкультуры, Россотрудничества, Русской общины, приветственные адреса, награды, главная из которых - почётный знак автономии «За верность долгу». Орден Чести присвоен писателю Европейской академией естественных наук.

Стихи, песни, добрые слова от чистого сердца... Они ещё не раз прозвучат по адресу замечательного писателя, творчество которого - достояние и гордость республики. А Владимир Павлович Терехов наверняка порадует нас новыми книгами. О любимом Крыме, земляках, их насыщенной делами жизни.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.