Кому утиль не по карману?

6 Сентябрь 2012 595
Цены на авторынке под шумок поползли вверх.
Цены на авторынке под шумок поползли вверх. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Введённый с 1 сентября в России утилизационный сбор на колёсные транспортные средства изначально был направлен на благое дело обеспечения экологической безопасности страны, а вызвал пересуды и ажиотаж, граничащий с паникой. Пока украинское правительство придумывает ответные меры, теневой авторынок уже начал подсчитывать дополнительные барыши, которые планирует заработать на мифах о грядущем подорожании.

Сам себе защитник

Как сообщалось в СМИ, постановление о введении сбора в конце августа подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. С 1 сентября 30-процентный сбор на ввезённые в страну и произведённые в её пределах колёсные транспортные средства вступил в действие. Документ, по мнению экспертов, соответствует требованиям Всемирной торговой организации, в которую не так давно вступила Россия. В нём чётко прописаны правила взимания сбора, а также суммы, которые необходимо уплачивать предприятиям и частным лицам в зависимости от объёма двигателя автомобиля.

В частности, базовый сбор составляет 20 тысяч рублей(около пяти тысяч гривен). К ставке применяются повышающие или понижающие коэффициенты, в зависимости от категории транспортных средств. К примеру, за новую малолитражку потребуется уплатить 17,2 тысячи рублей (4,3 тысячи гривен), а за внедорожник с объёмом более 3,5 литра - до 110 тысяч (свыше 25 тысяч гривен). Система очень напоминает действовавший год назад на Украине дорожный сбор (налог на владельцев транспортных средств), который отменили, разбросав стоимость эксплуатации дорог на стоимость литра топлива на украинских АЗС.

Единственное отличие заключается в том, что за ввоз в Россию старых автомобилей (старше трёх лет) придётся платить значительно больше. Утилизационный сбор за такую же малолитражку увеличится до 106 тысяч рублей (25 тысяч гривен), за внедорожник - до 700,2 тысячи рублей (170 тысяч гривен). Нетрудно подсчитать, что такой сбор сделает ввезённые автомобили дороже новых и платить его будет абсолютно невыгодно. На это и рассчитано нововведение: избавить страну от завозного автомобильного хлама, который позже скапливается на городских свалках.

Жёсткие меры применяются к фирмам-посредникам, занимающимся перепродажей подержанных автомобилей. Рядовой гражданин РФ, которому пришлось купить машину за границей по одному ему известным причинам, от сбора не разорится: в отношении физических лиц установлена единая ставка сбора: 2 тысячи рублей за новый и 3 тысячи - за старый автомобиль. В пересчёте на гривны это составит соответственно 500 и 725 гривен, а в процентном соотношении к доходам россиян - четверть месячной минимальной пенсии или одну восьмую часть средней заработной платы.

А ты не сори!

Российское нововведение восприняли на Украине в штыки потому, что прогнозируется повышение цен на российские автомобили и продукцию «АвтоВАЗа» в частности. Однако в постановлении есть пункт: если производители машин представят в Минпромторг гарантии о безопасной утилизации, платить сбор им не придётся. Именно в таком положении находится российский лидер автопродаж.

Как сообщил президент компании «АвтоВАЗ» Игорь Комаров, у предприятия есть проверенная система утилизации, а также коммерческие партнёры, которые готовы заняться этим бизнесом.

- Поэтому бояться повышения цен россиянам не стоит, - сказал он. - В год «АвтоВАЗ» планирует утилизировать более 100 тысяч авто. Если партнёры попытаются поднять цены на эту услугу, мы построим собственный пункт утилизации в Самарской области.

«Таврии» в нокауте

Однако причина бить в колокола у украинского правительства есть: продукция Запорожского автомобильного завода мгновенно стала неконкурентоспособной на российском рынке. Все наши «Ланосы» и «Таврии» пользовались спросом исключительно благодаря своей дешевизне. Подорожав на 600-1000 долларов, эти «автомобили» враз оказались невостребованными.

Чего не скажешь о пассажирских автобусах и спецтехнике, которую Украина без перебоя продолжает поставлять соседям: автобусы и грузовики россияне готовы покупать и по новым повышенным ценам. Но в Кабмине решили выступить против российских нововведений с контрмерами и предложили внедрить утилизационный сбор и в нашей стране. Насколько это дипломатично в условиях, когда не решён болезненный газовый вопрос и накалились переговоры по проблеме закачки газа в хранилища, покажет время. В любом случае обезьянничание не принесёт ничего хорошего гражданам Украины, доходы которых, увы, не идут ни в какое сравнение даже с зарплатами российских гастарбайтеров, не говоря об уровне жизни коренного населения.

Не в лоб, так по лбу

В случае, если Украина введёт утилизационный сбор, стоимость российских легковых автомобилей повысится на тысячу долларов, грузовых - до 20 тысяч долларов.

- Если мы тоже введём какую-нибудь плату за утилизацию, - сообщил премьер-министр Украины Николай Азаров, - то украинцы не станут покупать российские автомобили.

С таким заявлением можно согласиться лишь частично: в отношении продукции российского «АвтоВАЗа», которая недалеко ушла от украинских машин «для рабочего класса» Запорожского завода. Похоже, премьер забыл о том, что кроме «семёрок» и «шестёрок» Россия поставляет в нашу страну целый ряд популярных иномарок, в частности под японскими брэндами.

Интересна хотя бы та информация, что завод «Тойота» в Шумарах под Санкт-Петербургом впервые со дня своего основания (декабрь 2007 года) начал работать не в одну, а в две смены. Сейчас предприятие выпускает около 20 тысяч автомобилей «Тойота Камри» в год, но планирует в ближайшем будущем увеличить их выпуск в два с половиной раза и довести количество до 50 тысяч автомобилей в год.

В то же время ООО «Тойота Мотор» уже повысила цены на автомобили «Тойота» и «Лексус» на один процент. Вопрос, будут ли их после этого покупать украинские нувориши, можно считать риторическим, если Украина тоже введёт назло всем свой 30-процентный сбор.

Налоги - не напасть

Если это всё-таки случится, не будет лишним поинтересоваться, где и каким образом полученные деньги будут использоваться. Ведь утилизационный сбор должен гарантировать экологическую безопасность, а это значит, что для сжигания высокотоксичных резиновых и пластиковых составляющих автомобиля нужны специальные камеры, обеспечивающие распад токсинов на безвредные элементы. Кто и где их будет строить? На какие средства? У нас и с бытовыми свалками разобраться не удаётся, не то что с металлическими. Да и где вы видели, чтобы на Украине валялась бесхозная железка, которой безработный люд не нашёл бы должного применения!

А согласятся ли украинские кулибины, которые привыкли выжимать из своих железных «коней» последнюю лошадиную силу, а затем заново собирать из металлолома средства передвижения, сдавать старые машины в утиль, как это делают немцы и жители туманного Альбиона?

Увы, вопросов у нас больше, чем ответов на них. А раз так, то стоит ли вновь ставить телегу впереди лошади?

Наталия ГОНЧАРОВА.