Закон о языках хотят «убить» поправками?

30 Август 2012 550
Вадим Колесниченко.
Вадим Колесниченко.

Наша газета продолжает следить за ситуацией вокруг вступившего в силу Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», существенно расширяющего права граждан на применение русского и других языков во всех сферах общественной жизни. Как мы уже сообщали, президент, подписав закон, одновременно поручил Кабинету министров образовать рабочую группу с привлечением общественности, ведущих специалистов по языковым вопросам для разработки и внесения системных предложений по усовершенствованию законодательства о порядке использования языков. Во исполнение поручения президента такая группа была создана под руководством вице-премьера Раисы Богатырёвой. О ходе работы над изменением языкового законодательства нам рассказал один из авторов закона «Об основах государственной языковой политики», народный депутат от Партии регионов Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО.

- На первом же заседании рабочей группы было принято решение о разделении её на две подгруппы - по подготовке изменений к Закону Украины «Об основах государственной языковой политики» под руководством экс-президента Леонида Кравчука и по разработке программы развития украинского языка, - рассказал наш собеседник. - С сожалением могу констатировать, что поправки к Закону Украины «Об основах государственной языковой политики», подготовленные группой Кравчука, оставляют гражданам меньше прав на использование родного языка, чем даже было в Советском Союзе. Фактически она провалила поручение главы государства, поскольку её деятельность имеет сугубо политический и антиправовой характер.

Изначально, несмотря на мою совместную с народным депутатом Сергеем Киваловым (соавтором закона «Об основах государственной языковой политики». - Ред.) просьбу, в рабочую подгруппу так и не были включены представители самых больших этнических и языковых групп Украины, другие специалисты в сфере международных стандартов прав человека и языкового регулирования. В результате предложения по изменению законодательства, непосредственно касающиеся прав более чем пятнадцати миллионов граждан Украины, определивших своим родным языком негосударственный, готовились узким кругом людей, не представляющих интересы всего украинского народа. Некоторые из них являются обанкротившимися политиками, которые открыто выступают против принципов правового регулирования, предложенных Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств, имеют ярко выраженные взгляды националистического толка.

Впервые в моей парламентской практике рабочая подгруппа отказалась даже рассматривать более пятидесяти поправок авторов закона, разработанных юристами в результате анализа выводов Венецианской комиссии, ОБСЕ, Совета Европы, Министерства юстиции Украины, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и ещё более чем двадцати научных, аналитических, правовых и образовательных центров. Предложенные поправки являются объективными предложениями международных организаций и украинских аналитических центров, которые уже вносились в парламент, но в связи с действиями оппозиции по блокированию закона не были рассмотрены. Именно на основании этих предложений возможны дальнейшая работа по усовершенствованию норм закона и формирование соответствующей законодательной инициативы.

На минувшей неделе группа Кравчука завершила свою работу и «выдала на гора» текст, правовой нигилизм которого по отношению к правам человека, действующему законодательству и международным стандартам сложно переоценить. Перещеголять его может только вопиющая безграмотность его составителей.

Так, вразрез с поручением президента Украины подготовлены не предложения по усовершенствованию закона, а фактически новая, крайне некачественная его версия. В нарушение нормотворческой техники не разработана сравнительная таблица и отсутствуют даже минимальные обоснования предложенных изменений, которые готовились «с голоса», буквально «на коленке» одним «близким к телу» Кравчука членом подгруппы.

В тексте совершена неприкрытая попытка разрушить ключевые положения закона Украины по имплементации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, вывести их во внеправовое поле. Делается циничная попытка отобрать у граждан Украины уже предоставленные законом права на использование родного языка в сфере образования, СМИ, государственного управления, судопроизводства и так далее.

Среди новаций, предложенных группой Кравчука, есть, например, такие:

- поднятие барьера для обретения статуса «регионального языка или языка меньшинства» с 10% до 30% жителей «громады», а не территориально-административной единицы, как прописано в действующем законе, что приведёт к уничтожению 75% малых региональных языков и, безусловно, будет осуждено международными организациями;

- ликвидация даже самой возможности областных, районных, городских, сельских Советов самостоятельно исполнять закон и определять механизмы защиты того или иного языка, исходя из количества его носителей и распространённости в регионе, хотя этим правом сегодня уже воспользовалось около двадцати Советов юга и востока Украины;

- запрет двуязычного паспорта гражданина и других документов, удостоверяющих личность, что приведёт, например, к невозможности поездки наших граждан по внутреннему паспорту в страны СНГ;

- возвращение тоталитарного квотирования и цензуры для СМИ, которых нет ни в одной стране Европы, в части обязательной квоты 75% и больше украиноязычного теле- и радиовещания;

- запрет на официальный документооборот и бланки документов на региональных языках или языках меньшинств на районном и областном уровне, чем пользуются украинские граждане ещё с 1989 года;

- ликвидация государственных гарантий на использование региональных языков или языков меньшинств в образовании и науке, судопроизводстве и других сферах.

Но более всего руководство рабочей подгруппы и некоторые её члены проявили свои истинные намерения относительно прав граждан на использование родного языка в части механизмов действия закона. Так, по действующему закону, если на территории определённой административно-территориальной единицы какой-то из региональных языков или языков меньшинств преодолевает порог 10%, он автоматически получает официальный статус. По предложению же подгруппы Кравчука, даже если количество носителей языка преодолевает порог 30%, то тогда местные Советы села, посёлка или города могут принять или не принять решение об инициировании придания статуса «регионального языка или языка меньшинства» перед областным Советом. Областной Совет в свою очередь может принять или не принять решение об инициировании этого вопроса перед Верховным Советом Украины. В свою очередь парламент принимает или не принимает отдельным законом решение о предоставлении такого статуса по каждому селу, посёлку или городу.

Становится очевидным, что авторы таких «поправок» задумали не только фактически остановить действие закона, но и ввергнуть Украину в пучину постоянного гражданского и политического конфликта и противостояния на всех уровнях - от сельского Совета до Верховного Совета Украины. Советы всех уровней только и будут делать, что обсуждать «языковой вопрос». Политический расклад сил в них разный, как и ситуация в каждой отдельной административно-территориальной единице. Работа Верховного Совета Украины вообще будет заблокирована, поскольку надо будет принять несколько тысяч законов о предоставлении статуса регионального языка или языка меньшинства тому или иному языку в каждом населённом пункте, выдвинувшем такую инициативу. При этом каждый раз такой вопрос будет предметом политических торгов, спекуляций и войн: достаточно вспомнить, как принимался закон «Об основах государственной языковой политики». Органы власти и местного самоуправления в масштабах государства понесут серьёзные потери времени и бюджета на принятие таких решений. Да и вообще возникает вопрос: зачем принимать закон, для реализации которого необходимо принять ещё тысячи законов?

- И что же вы намерены делать в ситуации, когда есть риск, по сути, нивелировать все те права в языковой сфере, которые даёт миллионам украинских граждан закон «Об основах государственной языковой политики»?

- Я уже обратился к президенту с просьбой дать поручение провести объективную правовую экспертизу результатов работы рабочей группы по формированию изменений к Закону Украины «Об основах государственной языковой политики» на предмет соответствия статье 22 Конституции Украины в части недопущения сужения существующего содержания и объёма прав и свобод человека. Более того, считаю целесообразным проведение широкого общественного диалога относительно наработанных этой группой предложений со специалистами в сфере языковой политики, правозащитниками, представителями языковых и этнических групп Украины, мнение которых по этому вопросу является принципиальным для демократического государства. Только после такого широкого общественного обсуждения, которое, кстати, действующий Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» проходил более года, возможно рассмотрение этих поправок в парламенте.

- Но принципиально вы не против внесения разумных изменений в этот закон?

- Конечно, нет. Авторский коллектив под нашим с Сергеем Киваловым руководством и в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами практически завершил подготовку поправок к закону, в которых он, безусловно, нуждается, и которые предлагались парламенту ещё в июне - ко второму чтению. В то же время некоторые представители рабочей группы при Кабинете министров продолжают упражняться в националистических изысках, на основе которых невозможно построить процветающее демократическое украинское государство.

Подготовил
Николай ФИЛИППОВ.