Братья Пантюхины

29 Август 2012 1375

Ровно 25 лет назад, в августе 1987 года, крымские спелеологи после девяти экспедиций, проведённых под руководством Геннадия Пантюхина, покорили глубину 1465 метров в пропасти имени Вячеслава Пантюхина. Достигнутая глубина вывела пропасть на первое место в мире среди пещер, имеющих один вход, а крымские спелеологи стали рекордсменами мира.

Геннадий...

Геннадий Пантюхин занялся спелеологией в 1958 году, работая в Институте минеральных ресурсов в шахтном отряде комплексной карстовой экспедиции. Участвовал в создании первого в СССР легендарного Симферопольского клуба спелеологов. Вместе с первыми советскими спелеологами В. Н. Дублянским, К. В. Аверкиевым, В. П. Гончаровым, А. С. Прибыловским принимал участие в штурмах засифонной части Красной пещеры (Кизил-Коба). В результате этих исследований Кизил-Коба стала в середине 70-х годов самой протяжённой пещерой СССР в известняках. Одна из галерей пещеры названа именем Пантюхина - «Пантюшкин дворик».

Больше всего Геннадия манила глубина. Он участвовал в первых штурмах крымских карстовых шахт, достигавших рекордных для СССР глубин: Ход конём (155 м), Бездонный колодец (161 м), шахта Каскадная (246 м), шахта Молодёжная
(261 м). Рекорд мира тогда принадлежал шахте Берже во Франции (-1122 м). Каким далёким и недоступным казался он Геннадию! Тогда и родилась мечта открыть более глубокую, чем у французов, пещеру в СССР.

С 1970 года, в течение 20 лет, Пантюхин являлся председателем Крымской областной спелеокомиссии. Под его руководством окрепли спелеосекции Симферополя, Севастополя, Ялты, Феодосии, Алушты, Керчи. Пантюхина более 15 раз приглашали на всесоюзные и украинские сборы высшей туристской или инструкторской подготовки по штурму глубочайших пещер СССР. На все эти сборы Геннадий Серафимович приво-
зил с собой команду сильнейших крымских спелеологов. Благодаря этому крымчане принимали участие в штурме глубочайших на то время пропастей Западного Кавказа: Назаровская (500 м), ТЭП (410 м), Осенняя (460 м), Снежная (720 м) и Солдатская (500 м) в Крыму.

К середине 70-х Пантюхину удалось подготовить команду крымских спелеологов, готовую штурмовать глубочайшие пропасти мира. В 1976 году его целью стала шахта Киевская, расположенная на высокогорном плато Кырк-Тау в горах Средней Азии. Три раза штурмовали её киевские спелеологи, но достичь дна им не удавалось. Крымчан не остановили отсутствие воды на плато, дневная жара до 45 градусов и ночные морозы. 16 суток непрерывно продолжался штурм карстовой полости. Поставлены базовые лагеря, и в них приготовлено снаряжение для достижения мирового рекорда по глубине. Штурмовая группа, возглавляемая Пантюхиным, впервые достигает глубины 1000 метров! На этой глубине пропасть заканчивалась непроходимым озером. Достигнутая глубина стала четвёртым результатом в мире, до мирового рекорда пещере не хватило всего 200 метров.

... и Вячеслав

Младший брат Геннадия Вячеслав ещё школьником побывал с Геной во многих экспедициях на Караби-Яйлу, Кизил-Кобу, Ай-Петри и Чатырдаг. В пещерах проявился его талант к скалолазанию. К середине 60-х годов он становится одним из сильнейших скалолазов Симферополя. Это позволило ему за следующее десятилетие стать многократным победителем и призёром чемпионатов Крыма и Украины по спортивному скалолазанию, войти в сборную команду Украины, выступающую на чемпионатах СССР, выполнить норматив кандидата в мастера спорта по альпинизму. Вячеслав был тренером сборной команды Крыма, занявшей первое место на чемпионате Украины по скалолазанию в 1975 году.

Большое мастерство, организаторские способности, упорство сочетались у Славы со скромностью, справедливостью, простотой, верностью друзьям. Он был организатором нового тогда вида работ - высотный промышленный альпинизм. Друзья избрали его бригадиром. Его бригада чистила и укрепляла склоны над южнобережными дорогами. Слава пользовался огромным авторитетом у всех, с кем общался: спелеологов, скалолазов, альпинистов, горноспасателей.

В марте 1978 года во время альпинистской экспедиции на Кавказ случилась трагедия - Слава Пантюхин погиб, спасая товарищей. Тогда друзья решили: имя лучшего из них не должно забыться, когда покорим красивый пик или найдём глубокую пещеру на Кавказе, назовём его именем.

Славкина пещера

Сравнительный анализ строения карстовых массивов Кавказа и Средней Азии подсказали Пантюхину, что глубочайшие пещеры надо искать не в Средней Азии, а на Западном Кавказе, в массивах Арабика и Бзыбском.

Летом 1979 года Геннадий проводит поисковую экспедицию в западную часть Бзыбского хребта. Здесь среди прочих незначительных дыр в последний день экспедиции Ю. Маштаков и В. Шушляпин нашли пещеру - длинную узкую наклонную щель, ведущую к колодцу. Николай Леонов спустился на глубину 110 метров, на дальнейшее времени не было. Решили вернуться сюда на следующий год, а пещеру назвали в честь Славы Пантюхина.

В следующем году вместе с симферопольцами работали спелеологи из Чехословакии (руководитель И. Вагнер), Перми (руководитель С. Евдокимов), Львова (руководитель А. Остьянов). Спелеологи понимали друг друга без переводчиков. В экспедициях Пантюхина рождался новый язык: дружбы, взаимопомощи, борьбы за общую победу. Чем глубже становилась шахта, тем тяжелее было в ней работать. Пещера оказалась технически очень сложной, во многих местах приходилось расширять узости. Мешали работе и постоянные дожди, заливавшие пещеру. Глубина покорялась медленно: 1980 год - 325 метров, 1981 год - 550 метров, 1982 год - 640 метров!

В 1983 году пещера не поддалась ни на метр. Этот коварный 640 метр не сдавался и последующим экспедициям. Пантюхину предлагали бросить её, пробовать другие перспективные пещеры, перешагнувшие 1000-метровый рубеж: Снежную, Илюхина, Куйбышевскую... Пантюхин советов не слушал и продолжал организовывать летние экспедиции в 1984-м и 1985 году. Они также не принесли результата. Уже шесть лет отданы пещере, а достойной глубины всё нет.

В сентябре 1985 года Геннадий уговорил пермяков (руководитель С. Евдокимов) поработать в пещере последний раз. С ними поехали и севастопольцы. «Ищите продолжение на дне!» - напутствовал их Пантюхин. Спустившись на глубину 640 м, севастополец Игорь Вольский протискивается через узкий ход, заполненный водой, - сифон в сухую часть пещеры. Дальше пещера продолжалась новыми колодцами.

На следующий год экспедиция крымчан, спустив воду из сифона по прокопанному отводному каналу, преодолевает узкую галерею и после серии небольших уступов достигает огромнейшего колодца. Спустившись в него на 150 м, дна не достигли, а верёвка закончилась. Назвав колодец Большим, с глубины 1000 м пришлось возвращаться.

Победным стал август 1987 года, когда крымская экспедиция (руководитель Г. Пантюхин) в результате 30-суточного штурма покорила глубину 1465 метров! Пропасть Вячеслава Пантюхина стала самой глубокой пропастью мира среди пещер, имеющих один вход. Сбылась мечта симферопольских спеле-
ологов, за которую они сражались десять лет!

За десять лет, которые длился этот штурм, в нём участвовали спелеологи Симферополя, Севастополя, Ялты, Керчи, Евпатории, Алушты, Киева, Львова, Мелитополя, Перми, Харькова, Днепропетровска, Новой Каховки, Богумина (Чехия) и других городов. В борьбе за глубину в 1970-1980 годы на Украине выросло несколько поколений сильных спелеогов, прошедших школу Геннадия Пантюхина.

Сама пещера навсегда останется не только памятником Вячеславу Пантюхину, но и символом братской дружбы спелеологов, которой покоряются любые глубины.

Совершенно несекретно

Геннадий Серафимович Пантюхин - выдающийся советский, украинский спелеолог, первооткрыватель более 50 пещер, рекордсмен Украины, Советского Союза и мира в достижении наибольших подземных глубин, тренер, подготовивший несколько поколений сильнейших крымских и украинских спелеологов.

На фото:  Геннадий Пантюхин перед спуском в пропасть Килси на Кырк-Тау. 1976 год;
Вячеслав Пантюхин с золотой медалью первенства Украины по спортивному скалолазанию. 1973 г.;
Пещера Вячеслава Пантюхина. Находится в Бзыбском горном массиве в Абхазии, что между городом Гагра и Новым Афоном. Известная во всём мире глубиной и красотой. Глубина пещеры Вячеслава Пантюхина 1508 метров.

Мила ЕРМОЛАЕВА.

Фото из архива Геннадия Пантюхина.