«Восторг заразен так же, как и отвращение»

9 Август 2012 604
Николай Столицын. Фото Олеси МОРГУНЕЦ.
Николай Столицын. Фото Олеси МОРГУНЕЦ.

Несколько лет назад поэт из Евпатории Николай СТОЛИЦЫН стал победителем литературного конкурса первого международного Гриновского фестиваля. Победу самобытному крымскому литератору принесло произведение, рассчитанное на детско-юношескую аудиторию. С автором, в чьём творчестве не последнее место занимает тема детства, мы побеседовали об Александре Грине, роли сказки в современном мире и новизне творческого восприятия мира.

- Николай Геннадьевич, а каким было ваше детство, детство человека, написавшего немало произведений об этой поре человеческой жизни?

- У меня детство было сомнамбулическое. Я на полутонах существовал. Каких-то ярких впечатлений у меня не было, всё было внутри. Я был человек, вычлененный из мира, и находился на периферии всегда. И слишком рано повзрослел. И теперь проживаю это детство по новой.

- Современные сказки по-вашему отличаются от своих жанровых «прабабушек»?

- К примеру, любовь к ближнему в русских сказках - есть, доброта - есть, понимание - есть. Но они ненавязчиво присутствуют в них, находятся под спудом. Сами герои не рефлектируют на эти темы, они просто совершают поступки и действия. Вот что хорошо было, что и учило ребёнка, на мой взгляд. А сейчас сказки-то о чём? «Я люблю тебя, драгоценный ты мой!» - «А я не люблю тебя». «А вот это добрый человек!» - «А это злой человек! - Нет, это, наверное, очень добрый человек!». А раньше? Герой совершал некие поступки, и ребёнок мог определить для себя, понять, нравится ему этот человек или нет.

- Хорошо. Тогда, проще говоря, чем отличается Ассоль от Гарри Поттера?

- Тем, что Ассоль изменялась, она взрослела. И мы видим, как она взрослеет. И мы взрослеем вместе с нею. И - Гарри Поттер: он не меняется, он один и тот же. Всё те же очки, всё те же приятели, всё то же отсутствие рефлексии, всё то же отсутствие действия (по большому счёту)......

- То есть там всё остаётся на своих местах.

- Ну да. Вот Роулинг и выдумывает всякие фокусы. Ни один из сюжетов нельзя вспомнить.
А Ассоль: раз - и она перед глазами. Так вот: только последний малахольный, пройдя через то, через что прошёл Грин, не полюбит человека тонкою, страшною любовью. Глубинною. Когда он поймёт, что он смертен, и этот смертен человек, и этот...... И у всех своя маленькая Голгофа внутри есть. Когда он поймёт, что такое холод, что такое голод, кусок хлеба, и он поделится им. Правда, один поделится, другой - нет. Но литературу в Советском Союзе делали те, кто делились куском хлеба. И они писали сказки. И относились к детям не как к детям, а как к людям.

- Что вы ожидаете от себя в будущем?

- Я скажу, в чём моё отличие. Линий сюжетных как таковых у меня нет, разве что в отдельных произведениях, и то они очень странные, что не понять: действительно ли это сюжет. Фабулы простые, чаще всего заёмные. У меня не так много своего, действительно своего, выдуманного мною, выстраданного. Но у меня есть одно прекрасное качество: я изучаю мир. Я пишу рассказ «Длинный-предлинный», и, когда мальчик у меня просыпается в Севастополе, я как автор ещё не знаю, что будет дальше. И натыкаюсь на отдельные предметы, натыкаюсь на кота, скажем. И я изучаю кота, мне интересно, как он зевает, как он потягивается. Этот мир не открыт мною. Я открываю мир для себя через детали какие-то. Это же и есть детство. Когда всё - необыкновенное. И я удивляюсь, это переполняет меня. Какая сила, какой заряд потрясающий именно в этом удивлении!.. И у Грина море - это его море. И когда вы плачете над страницами Грина, то это не только ваши слёзы, но и слёзы Ассоль, других героев. Это и есть сказка.

- Специалисты отмечают, что в современной детской литературе прочно закрепились атрибуты мира взрослых. Согласно ли вы с этим мнением?

- Люди бессовестными стали. Сейчас рублём длинным наказывают. А раньше человека наказывала собственная совесть. И люди стрелялись не из-за того, что они были должны кому-то. Они себе были должны. И ещё: ведь дело даже не в том, что люди забыли, какими они были в детстве. Сейчас взрослых людей не осталось в литературе - инфантилизм от начала и до конца. Это пишут дети. Только у этих детей уже внуки-правнуки, бороды, соответствующие интонации. Но они - дети, они не отвечают за свои поступки. А почему раньше отвечали?
А потому что жизнь была такая. Мальчик, который из-за школьной парты в сорок первом году отправлялся на фронт, чтобы в первой штыковой лечь, если он всё-таки выживал, он иначе относился и к жизни, и к детям. И относился с трепетом, он видел в этом существе своё продолжение. И он будет ему о смерти рассказывать?

- Кстати, крупный английский искусствовед Джон Рёскин в позапрошлом веке утверждал, что развивать вкус в ребёнке - то же самое, что формировать его характер.

- Всё правильно. Вкус к жизни, к познанию - с этого начинается любой человек. Это не просто облака, это что-то упоительное. А люди насколько интересны могут быть, если их показать правильно. И художник всего лишь показывает: посмотри, вот я вижу этот мир так. И если в человеке, который показывает, есть любовь к миру, увлечённость им подлинная, которая отражается во всём его естестве, - ну как же маленькому человеку не заразиться этой любовью?.. Восторг заразен так же, как и отвращение.

- Тот же Рёскин писал, что достоинство произведения искусства определяется нравственной чистотой и высотой выражаемого им настроения. Вы согласны?

- Я бы проще сказал: нравственной высотой автора. Если он чистый человек, если он честный человек, о чём бы он ни писал, эта чистота будет проявляться в его произведениях. Видимо, авторов сейчас не осталось.

- А вы?

- Я могу сказать, что я делаю новое. И новое не в том, что я выдумываю новых героев, а в том, что я начинаю с чистого листа.
И в качестве резюме нашей беседы не могу не сказать пару слов о Крыме. Это потрясающее место, если говорить о нём с позиции литератора. Это удивительный конгломерат маленьких детских чудес. Это действительно ясли Бога. Здесь всего в меру: море, горы, степь - всё есть для того, чтобы, увидев это, очароваться и писать об этом. Очарование есть - а поэтов нет. Нужны Чеховы свои, Грины, Волошины, которые будут жить здесь, и очарование от этого места будет наполнять их произведения, о чём бы они ни писали. Вот когда придут такие - тогда мы будем говорить о возрождении искусства. Это возможно. И именно в Крыму. Здесь атмосфера сама этого требует. Но их нет.

Беседовал
Алексей ВАКУЛЕНКО.