Константин Циркун: Мораторий на проверки привёл к уменьшению выручки

9 Август 2012 688

О ходе нынешнего курортного сезона и связанных с этим проблемах нелегальной торговли и процессе легализации мини-гостиниц наша газета рассказывала неоднократно. Однако при всех прогнозах о повышении количества отдыхающих и увеличении объёмов реализованных услуг в курортной отрасли лакмусовой бумажкой успешности курортного сезона является финансовая отдача для бюджета. Как исполняются бюджеты курортных городов Крыма? Каковы масштабы торговли «под чёрным флагом»? Сколько теряет казна от незаконных парковок? Об этих и других аспектах курортного сезона-2012 наш корреспондент беседовал с начальником Государственной налоговой службы в АРК Константином ЦИРКУНОМ.

Потенциал роста

- В предыдущие несколько лет на заседаниях комитета по налогам и сборам Совмина Крыма неоднократно говорилось о том, что бюджеты курортных городов не исполняются. А как обстоит дело в нынешнем курортном сезоне?

- В целом по Крыму перевыполнение по поступлениям в бюджет на 21% больше, чем в прошлом году. Удельный вес поступлений от предприятий курортной сферы остаётся на уровне прошлого года. Потенциал Крыма таков, что мы, организовав вместе с местными органами власти, правоохранительными, контролирующими инстанциями эффективную работу, можем обеспечить рост поступлений.

- За счёт чего?

- За счёт вывода из «тени» курортной отрасли, дифференцированного подхода к плательщикам, повышения эффективности администрирования налогов и, конечно, повышения уровня сервиса для налогоплательщиков.

- Какие регионы обеспечивают наибольшие бюджетные поступления?

- Весомый вклад вносит Большая Ялта - почти 37% поступлений в курортной сфере, а также Алушта, Евпатория, Феодосия. Однако сегодня существует проблема, характерная для большинства курортных регионов, в которых появилось большое количество мини-отелей, увеличилось число отдыхающих. Дело в том, что местная инфраструктура - водовод, канализация, система электроснабжения на такую нагрузку не рассчитана. И когда мы оцениваем тот или иной курортный регион, было бы правильно говорить не об удельном весе всех платежей, а об эффективности работы местной власти и налоговой службы. То есть о том, как обеспечивать механизм сбора налогов с объектов размещения, в том числе мини-гостиниц в том или ином регионе.

Плюс 12%

- Легализация мини-гостиниц показала, что крупные санатории и пансионаты отчасти проиграли им туристический рынок по стоимости проживания и комфорту. Какой эффект от легализации мини-гостиниц ощутили бюджеты курортных регионов Крыма и прежде всего по поступлениям туристического сбора?

- Процесс легализации мини-гостиниц продолжается. Но тем не менее это один из значимых факторов, повлиявших на увеличение доходов местных бюджетов. Для администрирования туристического сбора местные Советы заключают договоры с юридическими лицами, которые являются связующим звеном между мини-гостиницами и бюджетом. Объём туристического сбора по сравнению с прошлым годом уже вырос на 12%. Приведу такие цифры. На 1 августа в бюджеты органов местного самоуправления Крыма мобилизовано 3,7 миллиона гривен туристического сбора. Наибольшие поступления в Большой Ялте - 1,2 миллиона гривен (33% от общей суммы поступлений), Большой Алуште - 637,5 тысячи гривен (17%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления туристического сбора возросли
на 162,7 тысячи гривен. Однако при общем увеличении поступлений туристического сбора по АРК отдельными регионами не достигнут уровень мобилизации прошлого года: Евпаторийским - на 13,7%, или на 68 тысяч гривен, Керченским - на 16,5%, или на
9 тысяч гривен. Поступление туристического сбора с неорганизованных отдыхающих, по данным на 30 июля, составило только 20% от общей суммы поступлений, или 762 тысячи гривен. За аналогичный период прошлого года удельный вес поступлений сбора с неорганизованных отдыхающих составил 21%.

С «двойным дном»

- В Верховном Совете Украины зарегистрирован законопроект, предполагающий введение штрафов в размере не менее 500 гривен за нарушение порядка предоставления услуг проживания и неуплату туристического сбора. Смогут ли штрафы подстегнуть хозяев объектов размещения повернуться лицом к бюджету?

- Не размер штрафа должен определять сознание плательщика, а простота процедуры уплаты налогов и эффективная работа налоговых агентов. Сегодня неполный перечень налоговых агентов утвердили местные Советы Керчи, Ялты, Бахчисарайского района. Кроме того, не совсем понятна база налогообложения туристического сбора - 1% от стоимости проживания одного туриста. А ведь в стоимость услуг мини-гостиниц включены и другие услуги. Поэтому, на мой взгляд, необходимо установить дифференцированную ставку туристического сбора, которая позволит варьировать сумму сбора в зависимости не только от стоимости проживания, но и региона, удалённости от моря и других факторов.

- Возможно ли вернуть патент на квартиросдачу и учесть в его стоимость туристический сбор, который бы взимался с объекта размещения?

- Здесь необходимо решить ряд задач. Во-первых, упростить саму процедуру получения туристического патента. Во-вторых, создать условия для добровольной уплаты и уменьшить количество коррупционных рисков. То есть сузить субъективный подход органов местной власти и налоговых инспекций к определению ставок туристического сбора. Таким образом мы сможем уйти от той ситуации, когда владельцы мини-гостиниц будут определять одну стоимость проживания для отдыхающих, а другую для налогового инспектора.

«Клондайк» для нелегалов

- На нелегальных парковках на ЮБК с водителей могут потребовать за оплату стоянки столько, сколько вздумается: хоть 20, хоть 50 гривен. Однако паркоматов, гарантирующих, что плата за парковку не уйдёт мимо местного бюджета, днём с огнём не найдёшь. Сколько в Крыму легальных парковок и каковы потери бюджета из-за нелегалов?

- Сегодня места для парковки официально имеются, например, в Ялте и Симферополе. Однако в большинстве случаев это нелегальный бизнес предприимчивых людей. Сам был свидетелем тому, как в Партените такой «парковшик» драпал от сотрудников налоговой службы так, что только пятки сверкали. Хочу подчеркнуть, что (по данным на
1 августа) в автономии сегодня насчитывается 65 парковок, в то время как в прошлом году их было 270. Из 65 парковок, по данным на 1 июля, оборудованы паркоматами и терминалами лишь 18. За 7 месяцев нынешнего года в местные бюджеты поступило 572 тысячи гривен сбора за места для парковки транспортных средств, что на 61% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Отмечу, что наибольшие потери в алуштинском регионе - 203,3 тысячи гривен, а также Судаке - 192 тысячи гривен, Большой Ялте - 103 тысячи гривен. Пик снижения поступлений по сбору пришёлся на июнь-июль - 794 тысячи гривен, или 89% от суммы снижения за 7 месяцев.

- Незаконная торговля в курортных городах - многолетняя крымская проблема, которую на протяжении всех двадцати лет пытались решить крымские власти и контролирующие органы. Однако, как говорится, воз и ныне там. В редакцию нашей газеты обращаются предприниматели из той же Алушты. По их словам, в нынешнем году количество незаконных торговых точек многократно превышает число законных, утверждённых по дислокации горисполкома.

- Мы утвердили план мероприятий по контролю за соблюдением законодательства по размещению объектов торговли. Однако одними усилиями налоговой службы вопрос не решить. Налоговая служба проводит проверки именно зарегистрированных предприятий и предпринимателей, и в этом проблема. Для противодействия «теневой» торговле и создана правительственная мобильная рабочая группа, в составе которой есть и представители налоговой службы АРК. Наверняка размещение незаконных торговых точек было ещё до начала сезона «согласовано» с определёнными местными структурами. Поэтому когда речь идёт о действиях лишь органов местной власти или правоохранителей по пресечению незаконной торговли, то у них нет той эффективности, которая может быть у республиканской мобильной группы по борьбе с нелегальной торговлей.

Не мораторием единым

- Налоговой службой объявлен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса до конца года. Как это сказалось на курортной индустрии и в первую очередь торговле?

- Обращаю внимание, что проверки могут проводиться только по жалобам или заявлениям граждан. Там, где более эффективно работают местные органы власти, жалоб меньше. Меньше всего их из Евпатории. Больше всего - из Алушты, а также Феодосии, Судака и Ялты. Увы, нередко инициатива президента и правительства о моратории на проверки субъектов малого предпринимательства до конца года воспринимается не иначе, как вседозволенность. Под видом туристов наши сотрудники интересовались у торговцев, например, продающих вино сомнительного происхождения: не боитесь, что придёт налоговая служба и проверит наличие документов? На что последние отвечали: у них же мораторий на проверки! И, к сожалению, это не единичный случай.
А ведь мораторий был введён, чтобы дать возможность малому бизнесу адаптироваться к работе в условиях Налогового кодекса.

В подтверждение назову следующие цифры. По данным на 2 августа, проведено 83 проверки по контролю за проведением наличных расчётов (достигнуто сокращение численности фактических проверок почти в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года). В результате применено финансовых санкций на сумму 153 тысячи гривен, в то время как в 2011 году - 460 тысяч гривен. За 6 месяцев 2012 года сумма выручки, проведённой через кассовые аппараты, уменьшилась по сравнению с аналогичным показателем прошлого года почти в полтора раза. Так вот в ходе проверок было установлено, что сокрытие дневной выручки выросло в 5-6 раз. Анализ отчётных данных субъектов хозяйствования свидетельствует, что, например, в Алуште, по данным на 1 августа, расчёты с применением кассовых аппаратов проводили 620 субъектов хозяйствования, хотя в 2011 году таковых было 950. Это значит, что 330 субъектов, или 30% ушли в «тень». Сумма выручки за первое полугодие составила 48,6 миллиона гривен, в то время как в 2011 году - 74,2 миллиона гривен. Таким образом введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса повлекло за собой уменьшение выручки в 1,5 раза.

- Что необходимо сделать для оперативного реагирования на нарушения субъектами хозяйственной деятельности законодательства в сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг?

- Мы предлагаем усилить ответственность местных органов власти за непредоставление в налоговую службу информации о нарушениях. Также необходимо организовать взаимодействие Министерства курортов и туризма АРК с налоговыми органами по предоставлению информации о нарушениях трудового, налогового законодательств. Согласовать с судебными органами Крыма введение на период курортного сезона должности «дежурного судьи», который сможет оперативно, а главное объективно выносить решение по административным протоколам, составленным в отношении незаконных торговцев, реализовывавших некачественную, а порой фальсифицированную продукцию. Такая практика использовалась властями Симферополя несколько лет назад и приносила свои плоды.

Электронный сервис

- Сервисные центры открыты при всех региональных отделениях ГНС в АРК и рассчитаны в первую очередь на работу с физическими лицами - предпринимателями. Какие новинки ожидают налогоплательщиков?

- В сервисном центре предприниматель может получить консультацию, ему помогут заполнить необходимые документы. Когда мы говорим о сервисе, то предполагаем максимальное сокращение общения налогоплательщика и инспектора при подаче декларации о доходах. Мы намерены оборудовать сервисные центры электронными терминалами, с помощью которых можно получить различного рода информацию, например, разъяснения тех или иных положений Налогового кодекса. С 1 июня работает центр сертификации электронных ключей для подачи налоговой отчётности в электронном виде. С этого года начал работать ещё один сервис - «Пульс налоговой», обеспечивающий обратную связь и оперативное решение проблем налогоплательщиков.

Курортные миллионы

За 6 месяцев этого года от предприятий курортной отрасли поступило 136 миллионов гривен налогов, что на 21% больше, чем в 2011 году; на их долю приходится 5,2% всех собранных в Крыму налогов. В том числе по курортным регионам - 112 миллионов гривен, или 81,7% поступлений по отрасли. Снижение поступлений в сводный бюджет - по предприятиям курортной отрасли Раздольненского (на 14%) и Черноморского районов (на 10%). Основная доля (37,8%) всех налогов, поступивших по отрасли, приходится на предприятия Ялты.

Жалобная книга

В нынешнем курортном сезоне Государственная налоговая служба в АРК получила 76 жалоб потребителей на нарушение субъектами хозяйствования порядка проведения расчётных операций. Из Алушты - 8, Феодосии - 4, Николаевки - 4, Судака - 3, Евпатории - 3.

Дополнительные доходы

За январь-июль 2012 года в госбюджет Украины мобилизован 1,8 миллиарда гривен, что на 357 миллионов гривен больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост достигнут за счёт увеличения поступлений в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 230 миллионов гривен, налогу на прибыль предприятий - на 120 миллионов. В местные бюджеты поступило 2,427 миллиарда гривен.

Алексей ЕРМОЛИН.