Блудные братья Третьего Рима

4 Август 2011 930
Приобщение.
Приобщение.

Пастырские визиты на Украину святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла уже стали традиционными. Нынешний - уже пятый по счёту за последние два года. Но каждый раз весть о прибытии главы Православной церкви вызывает в «незалежной» большое «брожение умов». Особенно болезненно реагируют на визиты патриарха местные «национал-патриоты». И такая их реакция вполне закономерна.

Коллективный «Франкенштейн»

«Ещё задолго до европейской войны, начавшейся в 1914 году, вниманию Европы был представлен новый, неизвестный раньше народ - «украинский». Уже в последние десятилетия XIX века о нём настойчиво заговорила печать в Австро-Венгрии, особенно в Галиции. Национальные организации «украинцев» работали и в других странах Европы. Публичные лекции, съезды, общая и научная печать всё энергичнее выдвигали национальные права этого народа и вырабатывали их обоснования. На «Congres mondial des Associations lnternationales» звучало имя «Украина», её национальные требования стали доводиться до сведения правительств европейских держав. В годы катастрофы России наконец сделана и попытка создания особого государства «украинского народа», - отмечает русский историк, профессор Иван Лаппо (1869-1944) в работе «Происхождение украинской идеологии новейшего времени». - Но идея «украинского народа» - создание и достояние лишь части южнорусской интеллигенции, притом далеко не её подавляющего большинства. Что же касается народных масс южнорусских, то они знают себя лишь как русских. Каждый француз, англичанин, немец и именует себя французом, англичанином, немцем. Но я не думаю, чтобы можно было найти сколько-нибудь достаточное число крестьян Киевщины, Черниговщины, Волыни, Галичины, которые бы называли себя украинцами».

Проект «Украина» изначально возник как антирусский и был рассчитан на разделение и ослабление русского народа. По свидетельствам ряда историков, эта идея, как и само название «Украйна», имеет польские корни. Она была взята на вооружение Австро-Венгерской монархией, а позднее - большевиками. Однако объяснить жителям Малороссии, что они - «не русские», оказалось отнюдь не просто. Потребовалось немало времени и усилий.

«Внедрение «Украины» началось ещё при Александре I, когда, ополячив Киев, покрыв весь правобережный юго-запад России густой сетью своих поветовых школ, основав польский университет в Вильно и прибрав к рукам открывшийся в 1804 году Харьковский университет, поляки почувствовали себя хозяевами умственной жизни малороссийского края, - писал историк Николай Ульянов в книге «Происхождение украинского сепаратизма». - Они достигли того, что малороссийские националисты, несмотря на застарелые антипатии к Польше, сделались усердными их учениками. Польский национализм стал образцом для самого мелочного подражания, вплоть до того, что сочинённый П. П. Чубинским гимн «Ще не вмерла Украина» был неприкрытым подражанием польскому: «Jeszcze Polska ne zginеla».

Ещё в XIX веке идея противопоставления культурно-языковых традиций внутри одного народа воспринималась серьёзными учёными, мягко говоря, неодобрительно.

Профессор Любор Нидерле, чешский археолог, этнограф и историк-славист, в 1825 году писал: «Очень многое общее связывает друг с другом части народа русского, и совершает грех и перед собою, и перед славянством тот, кто насильственно разбивает созданное веками, вместо того чтобы совместными усилиями создать один, из свободных частей состоящий, народ русский и одну государственность».

Однако сегодня любые высказывания относительно даже не единства русского народа, неотъемлемой частью которого остаются украинцы, а общности происхождения трёх восточнославянских народов, вызывают истерику защитников «незалежности». При этом их ничуть не смущают анекдотичные заявления об «украинском» происхождении Христа и Будды, венерианском происхождении украинцев, 140-тысячелетней истории «укров», о том, что крестивший Русь князь Владимир был «украинским» князем и т. п. Не ранят «национальную гордость» и награждения авторов столь оскорбительных для любого народа подделок государственными наградами и почётными званиями. Не страшно стать посмешищем, главное - «прочь от Москвы». Но столь вопиющее неуважение «украинствующих» к истории своего народа несовместимо с истинным патриотизмом. Ну а сама история, в том числе и новейшая, всякий раз показывает, что на фальшивых идеях можно построить лишь поддельную «государственность» под протекторатом иноземных спецслужб.

Силы света и тьмы

Наибольшую опасность для украинского «самостийничества» представляет идея духовного единства Русского мира, главным проводником которой выступает патриарх Кирилл.

«Ядром «Русского мира» сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия, и святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: Россия, Украина, Беларусь - это и есть святая Русь», - это высказывание патриарха Московского и всея Руси можно считать программным.

- Русский мир, возрождаемый патриархом Кириллом, являет собой прежде всего общую соборную молитву за всю Русь, а уж потом подразумевает систему церковного администрирования. Русский мир - это прежде всего церковное единство. И церковный Русский мир никак не стремится заменить собой системы государственных формирований на землях Руси. История Руси не раз демонстрировала княжеские дележи по землям, но единые Духом Господним, единые духом русским, князья всегда понимали и поднимались на врага внешнего, пытавшегося расколоть единство и соборность Русского мира, - считает протоиерей Евгений Максименко. - Администрирование Русского мира должно быть завершено жирной точкой, связанной с изменением титула святейшего на «патриарх Киевский, Московский и всея Руси. Тогда явно станут видны противники единства во Христе, сторонники откровенного стремления к отделению от Московского патриархата. И это делать необходимо, потому что не затихнут возбуждённые умы «лексусных» пастырей по реализации своих планов стать «самостоятельными» местными божками. Им некомфортно сегодня, когда понимают, что есть над ними патриарх, а значит, в любой миг может спросить за содеянное. Им комфортнее будет иметь свою авторитарную религиозную структуру, позволяющую почивать «на лаврах» своего «величия».

Идея единства Русского мира опасна не только для «лексусных» служителей церкви, мечтающих втайне превратиться из номенклатуры второго уровня в полновластных князьков, подобно Ельцину, Кравчуку и Шушкевичу. Патриарх Кирилл опасен и для современных украинских интеллектуалов, отрабатывающих гранты международных организаций и сделавших карьеру именно на почве «самостийничества».

- Патриарх Кирилл - явление объективное. Мне неэтично обсуждать главу церкви, к которой я не принадлежу (я - греко-католик). Считаю, что Кирилл как носитель идеи «Русского мира» и «Русского единства» - опасное явление для украинской государственности. Но как один из идеологов противопоставления Дмитрия Медведева Владимиру Путину Кирилл несомненно даёт серьёзный шанс для Украины укрепить свои позиции в Восточной Европе. Именно поэтому моё отношение к Кириллу - неоднозначно, - заявил украинский политик и политолог Константин Бондаренко.

- Общность русского, белорусского и украинского народов - это искусственно созданный миф, - утверждает эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика Наталья Белицер.

- Русские и украинцы - разные, потому что русские - это угро-финны, а украинцы - славяне, - вторит ей представитель Всемирного конгресса украинцев Владимир Богайчук.

Подобные заявления вот уже более 20 лет регулярно звучат на разного рода конференциях, заседаниях за «круглым столом» и подобных мероприятиях.

Процессы распада СССР затронули и единство Православной церкви. Главный раскольник Украины гражданин Михаил Денисенко (Филарет), отлучённый от церкви и присвоивший себе титул «патриарха» непризнанной УПЦ КП, и его сторонники любят говорить об объединении украинской церкви, но имеют в виду при этом вовсе не покаяние и возвращение в лоно православия, а продолжение раскола - «отделение от Москвы» и автокефалию.

- Церковь постоянно предлагала и предлагает раскольникам пути к покаянию, но к покаянию, а не к диалогу. Диалог возможен только лишь при обсуждении даты и времени принесения покаяния. Аксиома. Иные «тёрки-диалоги» восприняты православным большинством УПЦ не будут, как бы кто ни пытался их навязать.

Чем скорее Священный синод РПЦ примет решения о создании постоянной патриаршей резиденции в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, о создании кустовой сети общественных приёмных патриарха, прежде всего на Украине, о создании митрополичьего окружного администрирования в существующих границах областных и межобластных епархий, о создании церковно-общественных советов от областного до сельского уровней, тем скорее появится возможность прекращения каких-либо попыток не только сотворения, но и рассуждения о возможных автокефализаторских планах и гражданстве церковного первоиерарха, - подчёркивает протоиерей Евгений Максименко.

Христианский путь возрождения

Единство Православной церкви за прошедшие два десятилетия так и не удалось окончательно разрушить нашим «евроинтеграторам». Духовные связи между частями русского народа разорвать оказалось гораздо труднее, нежели политические. Именно поэтому процесс собирания Русского мира и возрождение утраченного единства начинается духовными, а не светскими лидерами.

- Святейший Кирилл начал разрушать вредные стереотипы и действовать с «силою многою» не просто как патриарх поместной Церкви, а как обладатель сокровища, предназначенного для всех. Этим он заставил одних испугаться, других задуматься, третьих обрадоваться. Если патриарх пугает и удивляет своих непривычной смелостью и энергией, то чужие предпочитают удивляться «русской теме». Сама «русская тема» таким образом играет роль индикатора и обнаруживает чужих среди тех, кого привычно считали своими, - пишет протоиерей Андрей Ткачёв. - Я говорю об этом потому, что совсем недавно на огромных просторах нашей когда-то одной, а теперь - нескольких стран за Христа было пролито ещё больше крови, чем когда-то в Риме. Эта кровь - залог будущих трудов, залог величия, залог неудержимой проповеди. Это - капитал, который нельзя транжирить. Им нужно научиться благоговейно и разумно пользоваться. И имя Третьего Рима Москва носит не зря, хотя в годы появления этой фразы она была не более чем недоумённым вздохом. Москва уже - Третий Рим. Но ей предстоит стать ещё «больше» Римом, ещё «крепче» Римом, ещё «глубже» Римом, если мы не проспим своё время и если все святые нам помогут.

* * *

«Важно то, чтобы Украина постоянно и последовательно шла на Запад, ибо, если она этим будет пренебрегать и не определится как среднеевропейское государство, её будут втягивать в сферу влияния России.

Новый мировой порядок при гегемонии США создаётся против России, за счёт России и на обломках России.

Украина для нас - это форпост Запада против восстановления Советского Союза».

Збигнев Бжезинский, 1999 г.

Николай ФИЛИППОВ.