«Мир - это глобус»

3 Август 2011 757
Игорь Похвалин.
Игорь Похвалин. Фото автора.

Он признаётся, что не любит пафоса, излишнего восхищения своей персоной и журналистов. Хочет быть незаметным. А его узнают на улицах. Он не понимает, зачем люди сплетничают. Никогда не станет говорить о национальной политике и личной жизни. Он прочёл всего Майна Рида, любит старые книги, хорошее вино и путешествия. Он консервативный, методичный, пунктуальный. Игорь ПОХВАЛИН не только хирург-онколог Республиканского онкологического центра и альпинист, но и философ. Он познаёт этот мир и себя в нём, не просто странствуя, а покоряя самые высокие вершины нашей планеты.

Небиблейская гора и её курды

- Игорь Васильевич, вы собираетесь на Арарат. Почему именно эта гора?

- Я не задаю себе подобных вопросов и делаю то, что приходит в голову (улыбается). Речь об Арарате как о библейской горе зашла впервые в седьмом веке нашей эры: один монах решил, что это тот самый Арарат, к которому Ной пристал на ковчеге. На самом же деле речь идёт о Месопотамии, и гора, послужившая прообразом в Ветхом Завете, скорее всего какой-то «месопотамский Арарат». А тот, к которому отправляюсь я, находится в очень интересном историческом регионе, на перекрёстке различных караванных путей, культур. И находится он в достаточно напряжённой зоне: входит в состав Турции, граничит с Ираном, Ираком и Арменией. Живут там в основном курды. Кстати, очень интересный народ, который «понемножку» живёт в разных государствах, но своего не имеет. Думаю, в ближайшие пять-семь лет будет поднят курдский вопрос, кто-то обязательно разыграет «курдскую карту». Да и почему кто-то?! У госдепа США изменится политика, начнётся какая-нибудь затяжная война, которой никто не хочет.... Ну кто хотел войну в Ираке? Неужто Саддам Хусейн такая сволочь? Ничего подобного. Демократия? А где вы в Азии видели демократию? Назовите хотя бы одну демократическую азиатскую страну. Китай? Империя! И вы даже не представляете, с каким высокомерием китайцы относятся ко всем остальным народам. Но, пожалуй, люди такой культуры могут считать нас варварами.

- Почему?

- Хотя бы потому, что выучить такое количество иероглифов мы не в состоянии. Средний китаец знает их около трёх с половиной тысяч, а учёный и все двенадцать!

Внутри собственного «я»

- В одном из интервью вы сказали: «Я не человек, а простая географическая карта вселенского разума»....

- Как вы меня изучили! (улыбается). Это всего лишь метафора. Та реальность, в которой мы живём, те цели и задачи, которые мы достигаем, - сложный процесс. Мир - это глобус, географическая карта. И стремление путешествовать отражает ваше внутреннее видение самого себя: человека в мире, а ландшафт, вернее, его восприятие - в человеке. Сложность человеческого сознания напоминает мне сложность географических пространств: в Америке вы чувствуете себя так, в Антарктиде - иначе, в Центральной Азии, в разных странах её вы тоже по-разному себя ощущаете. То есть этой метафорой я просто хотел сказать, что человеческая душа не менее многообразна, чем реальный мир.

- Ну а в какой стране мира вы чувствуете себя комфортнее всего?

- Внутри собственного «я». Человек, находясь в захолустье, может чувствовать себя замечательно, а может и в элитном санатории чувствовать себя отвратительно. Комфорт - это не место на карте, а состояние души. Конечно, дома мне привычнее. Но возвращаться домой - мучение. Почему? Мне хочется, чтобы в моей стране стало лучше. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Вот так наулыбаешься во всех тех странах, где люди друг другу просто так улыбаются, а потом приезжаешь домой, а тут - хамство повсюду, о «синдроме троллейбуса» вообще молчу. Такое впечатление, что каждый является носителем государственных секретов и во всех остальных людях видит шпионов, которые хотят их разузнать. Почему так? Не знаю. Карма, наверное, у нас такая. Мне кажется, что молодёжь как-то приветливее, вежливее и улыбчивее, а люди моего поколения, те, кто были октябрятами, комсомольцами и пионерами, наверное, из-за эдакой социализации коммунистического типа обозлённые и грубые. В «совке» ведь отдельный человек никого не интересовал, нужна была «масса». Но ведь люди не все равны, им не всё равно! Господь призывает в этот мир каждого для выполнения какой-то задачи. И почему такое огромное количество мерзавцев выполняет свою задачу в нашей стране? Не знаю. Хотя и у нас есть замечательные люди, очень люблю свою страну. За Родину-то и обидно! В Крыму отвратительное что-то творится! Почему крымчане не могут свободно выйти к морю? Почему везде шлагбаумы и верзилы-охранники? Почему мы должны купаться в помойках?
И почему в конце концов столько хамства?

- Может, таков уровень культуры......

- А что назвать культурой? Культура - понятие размытое, непонятное. Тибетская медицина - это культура? Безусловно. Но своеобразная. А не мыть при этом рук и жить в полной антисанитарии? Это - крайность. То есть эта культура отличается от культуры в понимании европейцев, для которых таковая - это дезодоранты, прокладки и прочие средства личной гигиены. Конфуций жил 2600 лет назад, с того времени язык имперского Китая практически не изменился, иероглифы остались прежними. Современные китайцы могут читать Конфуция в подлиннике! Вот это - культура.

Лентяи-буддисты и Бог в горах

- Кстати, в прошлом году вы были в Тибете. Читала даже, что привезли сувенир - буддистские молитвенные флажки....

- Да, действительно, из экспедиции на Тибет привёз (и определил в огород) буддистские молитвенные флажки Лунг-та, что в переводе означает «Конь ветра». Эти флажки вешают на ветру: одно дуновение - одна молитва. Считается, что, когда ветер растреплет флажки на отдельные ниточки, все молитвы будут прочитаны. Вообще, буддизм близок мне тем, что это - религия для лентяев: ветер вращает «флюгера», а молитвы уходят к богам. Кстати, считается, чем выше подняты Лунг-та, тем ближе к небу молитвы, поэтому их на Эверест народ просто охапками затаскивает.

- Бог в горах ближе?

- Бог не в горах, он в душе. Но, увы, повод обратиться к ней есть не всегда. Почему? Потому что, находясь в социуме, вы размыты. Возникает так называемая внешняя многовекторность, которая не даёт возможности посмотреть в глубь себя. А в горах мы можем разговаривать с душой. Потому что рядом вас никто не дёргает, есть возможность собраться и вдруг осознать, что душа - это не коробочка в коробочке, а это - как атом, из-за взрыва которого произошла вся Вселенная. Знаете, на Тибете просто разрывает, находит такое, что сложно поддаётся описанию. И там действительно происходят чудеса.

- Может, вам и буддизм близок...?

- Священнослужители всех конфессий мне не нравятся. Человек я верующий, но не религиозный, разделяю, где - Бог, а где - его служители. Наверное, ближе всего мне Мартин Лютер, который говорил, что при общении с Богом посредники, толмачи и толкователи не нужны. У человека есть совесть, она даётся ему так же, как цвет глаз и группа крови. Буддизм же - это атеистическая религия, лишённая Бога в принципе. А вот в ламаизме, дальнейшем развитии буддизма, он есть. Почему Бог Ветхого Завета - злой, кровожадный, мстительный, мелочный? А в Новом Завете - он всеблагой, величайший, милосердный, понимающий? Происходит трансформация Господа? Нет. Меняются люди.
А Создателю присущи качества, которые могут прийти в голову человека. Человечество идёт не к поиску повода для мести и убийства, а к нахождению общего языка, к диалогу.

Терпение, «Семь вершин» и старые ботинки

- Игорь Васильевич, альпинизмом и скалолазанием когда увлеклись?

- Впервые с экспедицией МАН Крыма «Искатель», «манным академиком» которой стал по астрономии и биологии, поднялся на Ангар-Бурун, когда мне было четырнадцать. Ну а первая большая и серьёзная экспедиция случилась сразу после получения университетского диплома. Я даже не участвовал в выпускном вечере, потому что мне на следующий день нужно было лететь в Душанбе. Ещё чернила на дипломе не высохли, а я уже был врачом экспедиции в Памиро-Алай. Отнёсся очень серьёзно к миссии врача, прихватив с собою аж 150 килограммов медикаментов (улыбается). И сорок дней лечил участников своей экспедиции и соседних. Ну а до этого были поездки в альпинистские лагеря и занятия скалолазанием, я прошёл всю школу советского альпинизма. Кстати, именно благодаря этому в составе сборной СССР в 1989 году, в «горбачёвскую оттепель», впервые попал в Америку. Вообще экспедиций было много. И ни одной простой, потому что таковых не бывает. Не так давно, в феврале, был в Эквадоре.

- А что для вас экспедиции?

- Это - всегда задачи с определённым количеством неизвестных, которые нужно решать последовательно, используя единственное качество - терпение, лучшее между прочим в человеке. Когда есть страдания, есть и цена вопроса. Если перед глазами стоит смерть, она не пугает. Людям во время атаки ведь только в первый раз страшно, а потом они привыкают. Наш страх индуцирован неверием, но если верить в то, что ты делаешь, страха нет, тем более если защищать дом и Отчизну, например. Поэтому, чтобы объединить человечество, нужен хоть один маленький конфликт, такой, который коснулся бы всех. Вот тогда люди сразу объединятся!

- В таком случае нужна угроза из космоса.

- Необязательно. Вы замечали, что когда происходит несчастье, то рассчитываешь на одних людей, а помогают другие, они приходят будто ниоткуда, а потом исчезают. Господь даёт возможность выбора. Ведь проблем у человека нет в принципе, кроме одной-единственной - проблемы выбора. Ну а по количеству выборов мы себя и позиционируем в этом мире. Когда люди находятся в конфликте с собой, они этот негатив выносят наружу, а когда испытывают чувство гармонии, делятся ею со всеми. Путешествия - всего лишь один из способов общения с собой и миром. Человек не бывает один: всегда есть либо внутренний диалог, либо монолог, либо цепь рассуждений: выключить процесс познания сознания невозможно. И самое большое чудо для меня - это мир вокруг меня и я в этом мире.

- Игорь Васильевич, расскажите о программе «Семь вершин». Вас называют первым и единственным гражданином Украины, покорившим семь самых высоких вершин всех континентов нашей планеты.

- Первый, но не единственный. Сейчас ещё один появился - Сергей Ковалёв. Но я закрыл эту программу в 2008-м, а он - в 2011 году. А что рассказывать? Программа восхождений на высочайшие вершины - что-то вроде элитарного клуба, участники которого должны посетить семь континентов (две Америки - Северная и Южная) и взойти на высочайшие вершины каждого из них. Сейчас появились ещё программы «Семь вулканов» и «Три полюса» (Северный, Южный и высотный полюс земли - Эверест), так хочу попасть на Южный полюс. Только дорого очень, а зарабатываю не слишком много. Ну а путешествовать мне помогают мои финансово обеспеченные друзья.

- Но они ведь не сразу появились......

- Конечно (улыбается). Поначалу трудно было. Помнится, отправлялся на Эверест, нужны ботинки, а денег нет. Всего-то каких-то семьсот долларов: либо билет покупать до Катманду, либо ботинки.... Поехал в старых. Отморозил ноги, дело кончилось ампутацией мизинца. Поэтому, когда меня называют украинским альпинистом, я говорю, мол, поправочка маленькая: я - гражданин Украины. Иногда государство, каким бы оно ни было, недотягивает до своих граждан. Оно просто получило всех рабов вместе с прошлым хозяином. И всё. Но за границей я украинский патриот! Получил премию АРК в номинации за «Вклад в миротворческую деятельность, развитие и процветание Крыма». А в этом году меня избрали членом президиума Крымского филиала Географического общества Украины. Наверное, потому, что путешествия - это ещё и метод практической географии, потому что настоящая география - это не теория, а странствия.

Из досье:

- Родился 12 октября 1957 года в Симферополе.

- В 1980 году окончил Крымский государственный медицинский институт по специальности «лечебное дело».

- C 1974 года являлся членом спасательного отряда Горноспасательной службы Крыма. Участвовал в более 80 спасательных работах в Крыму, на Кавказе, Памире.

- Спасательные работы в шахтах Бездонной, Юбилейной на Чатырдаге (1982-й, 1984 год).

- Как врач и альпинист участвовал в 15 экспедициях альпинистского клуба «Крым» в различные горные районы мира.

- Кандидат в мастера спорта по альпинизму и скалолазанию.

- В 2005-м совершил восхождение на высочайшую вершину мира - Эверест (8848 м), став первым крымчанином, взошедшим на Эверест.

- С 1982 года по настоящее время - ординатор хирургического отделения Крымского республиканского онкологического диспансера, врач-онколог-хирург высшей категории, специалист по меланоме и опухолям кожи.

Кстати

Игорем Похвалиным покорены:

1. Эльбрус - 5642 метра - высочайшая вершина Европы.

2. Эверест - 8848 метров - высочайшая вершина мира.

3. Аконкагуа - 6959 метров - высочайшая вершина Южной Америки.

4. Массив Винсон - 4897 метров - высочайшая вершина Антарктиды.

5. Килиманджаро, пик Ухуру - 5895 метров - высочайшая вершина Африки.

6. Гора Костюшко - 2228 метров - высшая точка Австралийского континента.

7. Гора Мак-Кинли - 6138 метров - высочайшая вершина Северной Америки.

Ирина КОВАЛЁВА.