Вспомните лейтенанта из Осетии

14 Июль 2011 1308
Памятник воинам Приморской армии в Симферополе. Фото автора и из семейного архива Демуровых.
Памятник воинам Приморской армии в Симферополе. Фото автора и из семейного архива Демуровых.

Шестьдесят шесть лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной. Но родные тех, кто не вернулся с войны, на кого получены скупые извещения со строчкой «пропал без вести», чьё место захоронения неизвестно, продолжают искать. Почти 70 лет ищут родные и погибшего на Крымском полуострове лейтенанта Хачисмела (на русский манер - Харитона) Демурова из Северной Осетии. Надеемся, что найдутся в Крыму, особенно в Севастополе и Керчи, люди, краеведы, историки, которые помогут. Адрес семьи - в редакции «Крымской правды». Пишите.

Мечтал учить детей

Со старой фотокарточки чуть улыбается 22-летний лейтенант. Он, выпускник Орджоникидзевского военно-пехотного училища, отправил эту фотографию родным. На память. Снимок чудом сохранился, а вот письма - нет. Война. Линия фронта проходила по окраинам его родного села Фиагдон Орджоникидзевского района Североосетинской АССР (сейчас село Фиагдон Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания, или Нижний Фиагдон). Родные погибшего за Крым офицера очень надеются на помощь крымчан.
- Хачисмел Агубеевич (на русский манер Харитон Александрович) Демуров, 1918 года рождения, - родной дядя моего мужа, - написала в редакцию Жанна Хубаева. - Он мечтал стать учителем, окончил в 1938 году Орджоникидзевское педагогическое училище, а потом по совету дяди Асаге Демурова, офицера Красной Армии, поступил в Орджоникидзевское военно-пехотное училище. Окончил его за год до начала Великой Отечественной. Служить направили на Украину, к сожалению, не знаем куда. Там и встретил войну. Сестра офицера Ольга рассказала, что письма, которые Хачисмел писал семье, а также две благодарности от командования родителям воина - Надене и Агубе - пропали во время бомбёжки осенью 1942 года. Но помнят родные, что «писал он из Севастополя в 1941-м или 1942 году».
Хачисмел Демуров был дважды ранен. Лежал в госпитале. После второго ранения его хотели комиссовать, но офицер отказался: враг не был разбит. О том, что Хачисмел погиб при бомбёжке весной 1942 года во время переправы через Керченский пролив, родным написал его фронтовой товарищ.
- К сожалению, - пишет Жанна Хубаева, - и это письмо не сохранилось. Мы, конечно, понимаем, что, скорее всего, все, кто погиб при переправе, остались на морском дне, но, может быть, хоть какая-то информация о дяде где-то сохранилась. Может быть, по фотокарточке его кто-то узнает и напишет нам.

Воин Приморской армии?

Хачисмел Демуров в Севастополь попал, очевидно, вместе с частями Приморской армии в октябре 1941-го. Возможно, воевал в составе 25-й Краснознамённой ордена Ленина стрелковой дивизии имени Чапаева.
Семь лет назад 9 мая в Севастополе на Графской пристани седой ветеран с медалями «За оборону Севастополя» и «За боевые заслуги» на старенькой выцветшей гимнастёрке разыскивал боевых друзей. С ними он защищал город-герой вплоть до тяжёлого ранения в декабре 1941-го. На табличке, написанной Владимиром Тарасенко, бывшим сержантом
31-го Пугачёвского имени Фурманова стрелкового полка, почти не было фамилий: «Позабылись они с годами, да и не знал многих». «Сержант Пётр Мефодиевич из Ленинграда; Витя из Ялты; Миша Гаврик из Николаева, старший лейтенант Харитон, комвзвода из Осетии; Кирилл Павлович из Казахстана; лейтенант комвзвода Алёшка-маленький из Костромы; сержант Парников; старшина Абдул из Татарии». Никого из однополчан тогда не встретил ветеран и очень просил помочь в поиске ребят из дивизии. Увы, помочь не удалось - слишком мало сведений. Быть может, тот же Миша Гаврик - это Михаил Гаврык из Николаевской области, умерший в госпитале в феврале 42-го в Севастополе? А старший лейтенант Харитон из Осетии, возможно, и есть Хачисмел Демуров? В звании вполне могли повысить. Теперь уже не узнаешь, не покажешь снимок: ветеран ушёл из жизни.
Можем только предполагать, что Хачисмел Демуров защищал Севастополь в составе 25-й стрелковой дивизии. В каком полку - неизвестно, их, пехотных, было там четыре: 31-й Пугачёвский имени Фурманова, 54-й имени Степана Разина, 225-й Домашкинский имени Фрунзе и 287-й стрелковый. Дивизия, сражавшаяся ещё в гражданскую войну под командованием Василия Чапаева, за месяц до начала Великой Отечественной переброшена из Запорожья (Украинская ССР) на
70-километровый участок обороны по рекам Прут, Дунай. Размещалась в населённых пунктах: Кагул, Волканешты Молдавской ССР, Табаки, Болград, Рени, Курчи, Куза-Воды Измаильской (ныне Одесской) области Украинской ССР. В начале войны свой рубеж удерживала почти месяц, затем отступила, вошла в состав Одесского оборонительного района. После переброски в Севастополь, как говорится в оперативной сводке за 6 ноября 41-го, вела бои на подступах в районе нынешнего села Соколиного Бахчисарайского района. Затем - во II и III секторах Севастопольского оборонительного района: Инкерман, Мекензиевы горы. Командный пункт дивизии находился в Мартыновском овраге (Инкерман), там же в штольнях располагался госпиталь 47-го медсанбата. Возможно, в нём после первого ранения находился Хачисмел Демуров. Второе ранение оказалось более тяжёлым, офицера, очевидно, переправили в госпиталь на Кавказ. Оттуда осетинец вновь попал в Крым, но уже на Керченский полуостров.

Красный от крови пролив

По времени получается, что оказаться в первом эшелоне Керченско-Феодосийского десанта 26 декабря 41-го - 3 января 42-го, когда на полуостров были переброшены части 51-й и 44-й армий, Демуров не мог. Похоже, попал в Крым в составе 47-й армии (400-я стрелковая дивизия, 143-я стрелковая бригада, 77-я горнострелковая и 72-я кавалерийские дивизии, 13-й мотострелковый полк, 229-й отдельный танковый батальон) в феврале. Или немного позже с пополнением, доставляемым с Кавказского побережья. В мае была трагедия Крымского фронта. И, по воспоминаниям местных жителей, красный от крови Керченский пролив, по которому пытались эвакуироваться воины фронта. На санитарно-транспортных судах (почти за 200 рейсов 35 судам удалось вывезти около 117 тысяч человек), на мелких баржах, на самодельных плотах. Хачисмелу Демурову, видимо, удалось попасть на сантранспорт, но это не гарантировало жизнь - пролив нещадно бомбили фашисты.
Возможно, Хачисмел Демуров погиб при переправе на бывшем грузовом пароходе «Черноморец» (капитан С. Перлов). 10 мая 42-го он вышел из Керчи в Темрюк.
В 20 часов 25 минут при выходе из Керченской бухты в районе мыса Ак-Бурун подвергся атаке фашистской авиации. Погибли около 500 человек - почти все, кто был на борту. Остов корабля лежит на глубине около четырёх метров, на нём установлена веха. Через два дня после «Черноморца» в Керченском проливе подверглись бомбардировке и затонули ещё два сантранспорта -   «Красный флот» и «Березань», сведений о погибших нет.
Впрочем, точных данных, что офицер погиб при эвакуации, нет. Возможно, это произошло при весенней переброске пополнения из Тамани в Керчь. Быть может, 8 марта 42-го на портовом ледоколе «Снег», пропавшем без вести на переходе из Тамани в Керчь. Или был одним из 24-х погибших на танкере «Валериан Куйбышев» 2 апреля 1942-го у Таманского полуострова. Возможно, что и содержание письма родные офицера не помнят точно - не бомбёжка, а подрыв на мине стал причиной гибели. Как для более 200 человек с сантранспорта «Антон Чехов», шедшего из Новороссийска в порт Камыш-Бурун с грузами и людьми, - район Тобечикского озера 14 апреля 42-го. Или ледокола №7 20 апреля 42-го в Керченский проливе, когда погибло 25 человек. Или грузового теплохода «Восток», погибшего в проливе в пяти милях юго-восточнее мыса Камыш-Бурун 6 мая 42-го, при переброске грузов из Новороссийска в порт Камыш-Бурун. Тогда погибло 10 человек.
В любом случае Хачисмел Демуров из села Фиагдон Северной Осетии сражался и погиб за наш полуостров. Помните этого офицера, крымчане! И по возможности помогите родным установить его судьбу. Возможно, какие-то данные сохранились в городах-героях Севастополе и Керчи. Быть может, кто-то вспомнит изображённого на фото воина. Напишите в «Крымскую правду». Пусть одной неизвестностью в солдатской судьбе станет меньше.

В тему

Приморская армия первого формирования сформирована 20 июля 1941 года. Участвовала в обороне Одессы. В начале октября 1941 года в связи с угрозой прорыва немецких войск группы армий «Юг» в Крым переброшена на полуостров. Участвовала в сражении против войск 11-й немецкой армии и румынского корпуса, прорвавшихся в степную часть полуострова.
С тяжёлыми боями отошла к Севастополю. Восемь месяцев во взаимодействии с другими войсками героически отражала атаки противника. С 1 июля 1942 года понёсшие значительные потери соединения армии начали эвакуироваться на Кавказ. 7 июля Приморская армия была расформирована.
Приморская армия второго формирования - Отдельная Приморская армия создана в ноябре 1943 года. Весной 1944-го освобождала Крымский полуостров от фашистов.

Кстати

В Мартыновском овраге в Севастополе прошёл один из первых военных парадов в Великую Отечественную. Провела его 24 марта 1942 года 25-я стрелковая дивизия, отметившая в этот день 24-ю годовщину создания. Противник обстреливал позиции дивизии пулемётным и артогнём, но из пяти полков, шести отдельных частей дивизии на командный пункт прибыли роты знаменосцев. Командовал парадом комдив Трофим Коломиец, принимал - командующий Приморской армией Иван Петров. Небо над оврагом охраняли десять истребителей. После торжественного прохождения по дну оврага воины вернулись на боевые позиции.
Севастополь 25-я Краснознамённая ордена Ленина стрелковая дивизия имени Чапаева обороняла до последних дней. К 1 июля её потери были уже невосполнимы, 18 июля дивизию расформировали. Но свои знамёна она врагу не оставила. По одной из версий, оставшиеся в живых воины сожгли их в землянке у Камышовой бухты, но комдив Трофим Коломиец вспоминал, что их затопили в бухте.

Только цифры

Безвозвратные потери при обороне Севастополя - 156880 человек, в том числе воинов Приморской армии - 104768.
Безвозвратные потери Керченско-Феодосийской десантной операции и Керченской оборонительной операции - 192829. В том числе с 8 по 19 мая 1942-го - 162282 человека.
По данным
Книги памяти АРК.
Том 8.

Хачисмел Демуров.