Просто я работаю волшебником

12 Июль 2011 560
Валерий Павлотос. Фото Николая Петрова.
Валерий Павлотос. Фото Николая Петрова.

Ялтинец Валерий Павлотос вправе утверждать это не только в шутку, но и всерьёз. Потому что на самом деле может вызвать огромные волны в ясный день при полном штиле на море, отправить в полёт над горами и лесами ковёр-самолёт, населить окружающее пространство монстрами, драконами и прочими диковинными существами. Он много ещё чего умеет делать. Если это нужно киношникам. Известный на весь мир человек долгие сорок лет проработал на Ялтинской киностудии инженером-конструктором, начальником цеха обеспечения сложных постановочных съёмок, главным специалистом. А ещё он - альпинист, скалолаз, спелеолог, горнолыжник, увлечён виндсёрфингом и подводным плаванием. Делает и это профессионально, занимая призовые места на чемпионатах и первенствах. Многие годы возглавлял Ялтинский горный клуб и был начальником горноспасательной службы.

На воде, под водой и в воздухе

- Валерий Павлович, для кого поднимали бурю на море?

- Для съёмочной группы режиссёра Владимира Беренштейна, когда надо было прокатить многометровый водяной вал по палубе ракетного крейсера «Грозный», чтобы смыть за борт героя фильма «Нейтральные воды». Для Сергея Говорухина на съёмках фильма «Ветер «Надежды» устроил сильнейший шторм в центре Индийского океана.

- А ковёр-самолёт кому понадобился?

- На нём летали над крымскими горами герои сказки «После дождичка, в четверг», которую снимал режиссёр Михаил Юзовский. В фильме Владимира Грамматикова по сказке известной шведской писательницы Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио» над ночным Стокгольмом на высоту сорок метров мы отправили джинна. Над плато Ай-Петри парили на летающем ковре персонажи фантастического фильма «Лиловый шар» режиссёра Павла Арсенова. На артековских праздниках над головами изумлённых зрителей в ночном небе царил сказочный шабаш - в разных направлениях пролетали, вращаясь каруселью, мультфильмовские «бабки-ёжки», летали ведь - мы в ступах и на мётлах, Солоха на полумесяце и Мэри Поппинс с зонтиком в руке. После выстрела из пушки летел верхом на ядре знаменитый барон Мюнхгаузен. С вращающимся за спиной пропеллером и банкой варенья в руках пролетал любимец детворы Карлсон. На праздновании 200-летия со дня рождения Александра Пушкина в облаках перед народом Колдун проносил Богатыря.

- Монстры и прочие чудища зачем понадобились?

- А какая же без них киносказка? Вот и приходилось отправлять на плато Крымских гор гигантского, высотой 18 метров, страшного железного великана Карабараса, который перемещался со скоростью сорок километров в час в фильме Юзовского «Раз, два - горе не беда!». А для его фильма «Там, на неведомых дорожках» соорудил избушки на курьих ножках, умеющие не только шагать на этих самых ножках, но и разворачиваться на 180 градусов. Двери избушек отворялись, и на крылечко выходила Баба-Яга. Кстати, её копию мы подарили Ялтинской «Поляне сказок».

- Слышала, что вы под водой себя чувствуете, как на суше.

- Пришлось подводный мир освоить и покуролесить там с чудесами. Началось всё тридцать три года назад на съёмках фантастического фильма «Акванавты» у обрывистых берегов Тарханкута. По сути, тогда пришлось буквально жить под водой, построив погружающийся обитаемый отсек. Съёмка велась через иллюминаторы самой обычной небоксированной кинокамерой. Операторская группа работала без дыхательных аппаратов. Подобное было впервые не только в отечественном, но и в мировом кинематографе.

Отроки во Вселенной

- Вы и в космическую невесомость можете отправить прямо в Ялте?

- А иначе какой бы я был волшебник? Пришлось потрудиться для убедительности кадров в знаменитых фильмах Ричарда Викторова «Москва - Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звёздам». Мы первыми в мире использовали в воздушной среде вращающиеся декорации отсеков космического корабля с помощью сложных подвесных систем, в водной среде создали декорацию звездолёта, инопланетян поместили в морской бассейн, впервые использовав метод «гидроневесомости». Для фильма Якова Сегеля «Инопланетянка» был создан комплекс динамических декораций - вращающаяся комната и книжный стеллаж, позволивший героине фильма, прилетевшей с другой планеты, ходить по стенам и потолку, парить в воздухе.

- По сравнению с этим строительство парусных кораблей всех стилей и эпох - детская работа?

- Можно и так сказать. Хотя работа очень кропотливая. Не так-то просто воспроизвести настоящие биремы, галеры, шебеки, галеоны, каравеллы, фрегаты, клипера, шлюпы, корветы, шхуны, бриги, барки, бригантины, без которых не создать исторических и приключенческих фильмов, действие в которых происходит на просторах морей и океанов. Пришлось потрудиться над стивенсоновской «Эспаньолой» для «Острова сокровищ» Евгения Фридмана, над знаменитой шхуной «Победа» для фильма «Новые приключения капитана Врунгеля» Геннадия Васильева, над точной копией флагманского шлюпа «Восток», которым командовал Фёдор Беллинсгаузен при открытии Антарктиды русской кругосветной экспедицией 1819-1821 годов, для фильма «Странник» Михаила Ведышева. Было время, когда у берегов Ялты распустила белые крылья парусов целая флотилия «старинных» киношных парусников, снятых в фильмах: «Пленник Европы» польского режиссёра Ежи Кавалеровича, «Царская охота» Виталия Мельникова, «Огненные барабаны» марроканца Сухель Бен Барка, «Летучий голландец» Виктора Кузнецова, «Одиссея капитана Блада» Андрея Праченко, «Век просвещения» кубинца Умберто Соласа, «Сердца трёх» Владимира Попкова, «Роксолана» Бориса Небиеридзе и ещё добром десятке фильмов кинематографистов ближнего и дальнего зарубежья.

- Что ещё входит в обязанности ялтинского волшебника?

- Строительство. Но не простых сооружений - это скучновато. А вот что-нибудь суперовое - это наше. Например, грандиозная Соборная площадь Московского Кремля, которую мы с ялтинскими коллегами построили в Суздале по заказу американской кинокомпании для съёмок телевизионного фильма «Пётр Великий». Нашей группе достался самый высокий объект: копия московского Успенского собора в натуральную высоту тринадцатиэтажного дома - 37,5 метра. Успешно справились, применив совершенно новую технологию. Как-то пришлось небольшую ялтинскую улицу Коммунальную превратить в латиноамериканскую - здесь режиссёр Витаутас Жалакявичюс снимал картину «Это сладкое слово - свобода». На стенах и крышах зданий установили около сотни гигантских рекламных щитов, сверкающих неоновым светом. Чтобы установить несущие каркасы на стенах домов, использовали альпинистскую технику.

«Брак» по любви

- Что же привело вас в такую необычную профессию?

- Мне посчастливилось появиться на свет в Севастополе. Это произошло за десять месяцев до начала войны. Наша семья эвакуировалась из осаждённого города в дни, когда фашисты предприняли первый штурм черноморской твердыни. Вернулись в родной город летом 44-го. В 1945 году переехали в Ялту. Детство и школьные годы прожил на ялтинской Набережной в доме, фасад которого выходил на море, а окна квартиры - на горы. Меня тянули эти две стихии - морская и горная. После окончания школы в 1957 году поступил в Московский автомеханический техникум при автозаводе имени Лихачёва. В Москву влюбился, но ностальгия по солёному морскому ветру и горным утёсам вернула в Крым. Увлечённо занимался яхтингом, виндсёрфингом и дайвингом, альпинизмом, скалолазанием, спелеологией, горными лыжами. Потребность в занятиях - это не просто поддержание жизненного тонуса и эмоциональные ощущения: как теперь принято говорить, насыщение адреналином от накала спортивной борьбы, азарта, жажды победы, достижения рекордов. Для меня очень важна эстетическая сторона, поэтому и выбрал виды спорта, заниматься которыми можно только на природе. Меня давят стены и своды спортивных залов, угнетают зрительские трибуны стадионов - любая ультрасовременная архитектура не в состоянии соперничать с естественными формами. Пусть это покажется пафосным, но для меня занятия экстремальными видами спорта не просто увлечение, а состояние души, образ жизни в третьем измерении. Это моя философия. Спортивная и жизненная. Она и привела на «фабрику грёз» черноморья. Оказалось, что нам не жить друг без друга. Наш «брак» по любви оказался счастливым. Я работал со знаменитыми людьми, помогая им воплотить свои замыслы. Среди них, кроме уже упомянутых, Александр Роу, Павел Арсёнов, Юрий Кара, Евгений Фридман, Илья Фрез. Воспоминания о встречах, о работе с этими талантливыми людьми вошли в мою книгу «Рождены, чтоб сказку сделать...…». В ней я рассказываю, по сути, обо всей своей сознательной жизни. Доволен, что вёл записи все эти годы, находя время и возможность делать это в самых неподходящих ситуациях.

- Например?

- Одну из глав писал, сидя на штурманском мостике российского учебного парусного судна «Крузенштерн», когда мачтовый барк стоял у причала порта Санта-Круз де Тенерифе, главного города Канарского архипелага. Того самого «Крузенштерна», на котором снимал картину «Пассажирка» Станислав Говорухин, а меня пригласил переделать его под старинный корабль.

- Почему именно вас выбрал известный российский режиссёр?

- Мы с ним сотрудничаем с 1971 года. Я тогда занимался подготовкой бригантины, построенной Ялтинской киностудией для фильма «Остров сокровищ», к съёмкам для киноленты Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Через шесть лет Станислав Сергеевич снимал на Ялтинской киностудии фильм «Ветер «Надежды», для которого понадобились разные парусные корабли, которые я приспосабливал к съёмкам. Потом работал на картине по его сценарию «Пираты XX века» - наша группа обеспечивала съёмки в залитых отсеках тонущего корабля. Мы построили декорацию «Замок» на самом краю отвесного 50-метрового утёса над морем рядом со знаменитым Ласточкиным гнездом для фильма Говорухина «Десять негритят».
Я с удовольствием вспоминаю работу с этим удивительным человеком.
И вообще для меня это большое счастье - быть полвека в кино.

* 318_s.txt 318.txt 318.txt.tmp 458_s.txt 470_s.txt 470.txt articles_s.sql db_optim.sh email etc home kp_full.sql kp_full.sql.tmp kp_source.sql logs pbkp_admin@www.kp.crimea.com.tar PBKP_CONTENT pbkp_filippov@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@kp.crimea.com.tar pbkp_glavred@kp.crimea.ua.tar pbkp_glavred@pravda.crimea.ua.tar pbkp_lena@c-pravda.ru.tar pbkp_MySQL_kp_db.sql pbkp_nalog@c-pravda.ru.tar pbkp_nalog@kp.crimea.com.tar pbkp_nazaruk@c-pravda.ru.tar pbkp_nedelya@c-pravda.ru.tar pbkp_obuhovskaya@c-pravda.ru.tar pbkp_o@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@kp.crimea.com.tar pbkp_oleg@pravda.crimea.ua.tar pbkp_polko@c-pravda.ru.tar pbkp_popova@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@kp.crimea.com.tar pbkp_postm@kp.crimea.ua.tar pbkp_postm@pravda.crimea.ua.tar pbkp_prihodko@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@kp.crimea.com.tar pbkp_reclama@c-pravda.ru.tar pbkp_reclama@kp.crimea.com.tar pbkp_ryabchikova@c-pravda.ru.tar pbkp_vasilieva@c-pravda.ru.tar PBKP_XML_LISTING pbkp_zalyan@c-pravda.ru.tar phpexec.log public_html script_files www zzz *

Валерий Павлотос: «Моя главная мечта сейчас: воссоздать на экране героическую страницу истории русского флота - морское сражение 14 мая 1829 года брига «Меркурий», вооружённого всего восемнадцатью небольшими корронадами, с двумя турецкими линейными кораблями, имевшими в общей сложности двести мощных орудий, из которого русские моряки вышли победителями. Надо прославить героическое деяние наших дедов и прадедов, не спустивших перед неприятелем славный Андреевский флаг!».

* 318_s.txt 318.txt 318.txt.tmp 458_s.txt 470_s.txt 470.txt articles_s.sql db_optim.sh email etc home kp_full.sql kp_full.sql.tmp kp_source.sql logs pbkp_admin@www.kp.crimea.com.tar PBKP_CONTENT pbkp_filippov@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@kp.crimea.com.tar pbkp_glavred@kp.crimea.ua.tar pbkp_glavred@pravda.crimea.ua.tar pbkp_lena@c-pravda.ru.tar pbkp_MySQL_kp_db.sql pbkp_nalog@c-pravda.ru.tar pbkp_nalog@kp.crimea.com.tar pbkp_nazaruk@c-pravda.ru.tar pbkp_nedelya@c-pravda.ru.tar pbkp_obuhovskaya@c-pravda.ru.tar pbkp_o@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@kp.crimea.com.tar pbkp_oleg@pravda.crimea.ua.tar pbkp_polko@c-pravda.ru.tar pbkp_popova@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@kp.crimea.com.tar pbkp_postm@kp.crimea.ua.tar pbkp_postm@pravda.crimea.ua.tar pbkp_prihodko@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@kp.crimea.com.tar pbkp_reclama@c-pravda.ru.tar pbkp_reclama@kp.crimea.com.tar pbkp_ryabchikova@c-pravda.ru.tar pbkp_vasilieva@c-pravda.ru.tar PBKP_XML_LISTING pbkp_zalyan@c-pravda.ru.tar phpexec.log public_html script_files www zzz *

Книгу «Рождены, чтоб сказку сделать…», вышедшую в Симферопольском издательстве «АРИАЛ», автор посвятил 100-летию крымского кинематографа.

* 318_s.txt 318.txt 318.txt.tmp 458_s.txt 470_s.txt 470.txt articles_s.sql db_optim.sh email etc home kp_full.sql kp_full.sql.tmp kp_source.sql logs pbkp_admin@www.kp.crimea.com.tar PBKP_CONTENT pbkp_filippov@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@c-pravda.ru.tar pbkp_glavred@kp.crimea.com.tar pbkp_glavred@kp.crimea.ua.tar pbkp_glavred@pravda.crimea.ua.tar pbkp_lena@c-pravda.ru.tar pbkp_MySQL_kp_db.sql pbkp_nalog@c-pravda.ru.tar pbkp_nalog@kp.crimea.com.tar pbkp_nazaruk@c-pravda.ru.tar pbkp_nedelya@c-pravda.ru.tar pbkp_obuhovskaya@c-pravda.ru.tar pbkp_o@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@c-pravda.ru.tar pbkp_oleg@kp.crimea.com.tar pbkp_oleg@pravda.crimea.ua.tar pbkp_polko@c-pravda.ru.tar pbkp_popova@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@c-pravda.ru.tar pbkp_postm@kp.crimea.com.tar pbkp_postm@kp.crimea.ua.tar pbkp_postm@pravda.crimea.ua.tar pbkp_prihodko@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@c-pravda.ru.tar pbkp_pupkova@kp.crimea.com.tar pbkp_reclama@c-pravda.ru.tar pbkp_reclama@kp.crimea.com.tar pbkp_ryabchikova@c-pravda.ru.tar pbkp_vasilieva@c-pravda.ru.tar PBKP_XML_LISTING pbkp_zalyan@c-pravda.ru.tar phpexec.log public_html script_files www zzz *

Станислав Говорухин: «За что бы ни брался Валерий Павлович в кинематографе, его конструкции и технологии становились уникальными. Он и сам человек - уникальный. Как-то к нему направили продюсера из Москвы. Тот поинтересовался: Павлотос - это имя или фамилия? Ему ответили: «Это - звание!» И добавить к этому нечего».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.